Новый Архангел

Историческое пояснение


  Из всех незаслуженно забытых сюжетов русской истории сюжет с Русской Америкой почему то кажется самым незаслуженно обойденным массовым вниманием русского читателя, зрителя.
  Ну что, в самом деле, отраженно в массовом сознании. Ну, была такая земля. Управлялась какой-то Русско-Американской кампанией. Была очень далеко. Там добывали пушнину. Били нерпу, котиков. Или морских котов, как говорили в старину. Что там было с индейцами. Потом продали Аляску американцам. Потому что не могли.. или не хотели. Ах да, еще граф Резанов и испанская девушка Кончита. Юнона и Авось. Я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду. Ну еще хит 90-х годов от группы Любэ. Не валяй дурака Америка.
  Ну собственно и все как отразилось в массовом сознании более чем двухсотлетнее (!!) русское присутствие на севере американского континента. Целый новый мир. Русская Америка. В которую, кстати, помимо нынешнего штата Аляска  входили Алеутские острова, архипелаг Александра, часть Верхней Калифорнии с поселением Форт-Росс (в настоящее время официально самое древнее поселение европейских колонистов в Калифорнии, имеющее статус музея под открытым небом, ежегодно по статистике его посещает около 150 000 человек), а также часть Гавайских островов с Елизаветинской крепостью (ее развалины также имеют статус музея).
  Считается, что первые русские колонисты попали в эти места после экспедиции Семена Дежнева. Они были малочисленны, двигали ими те же мотивы, что и казаками и первопроходцами, которые прошли через всю северную Азию. От Урала до Чукотки. Корысть и жажда беспредельной, никем и ничем не обузданной свободы. Воли. Не поняв это, наверное трудно вообще понять, как люди шли в абсолютную ледяную неизвестность. Где смерть всегда шла рядом. Принимая обличие то лютой стужы, то волчьей пасти, то голода, то стрелы остяка, татарина, киргиза, джунгара, чукчи, индейца-тлинклита. Не поняв как эти два мотива могли уживаться в одной русской душе, наверное эту душу тоже никогда не понять.
  По альтернативной версии потомки вольных новогородцев, уходившие от московского самовластия, пройдя всю Северную Азию оказались в Северной Америке уже в 15 веке. Возможно, раньше чем Колумб доплыл до Америки центральной. В частности, эту версию раскрывает в своем эссе «Мыс Провидения» неоднозначный, но интересный современный российский философ Вадим Шпета. Апологет т.н. «цивилизации Севера» - http://kitezh.onego.ru/providenie.html
  Но государство Российское всегда настигало своих не в меру вольных сынов. Странным образом, те кто уходил от империи - вернее от его чугунной казенщины дьяков,бояр, баронов, князей, царей императоров- торил дорогу для этой империи.
Американских берегов  Российская империя достигла 3 августа 1784 года, когда на остров Кадьяк в бухте Трех Святителей прибыла экспедиция Григория Шелехова в составе трех галионов. На этом острове было и основано первое русское поселение, на долгие годы ставшее столицей Русской Америки. Русские стали подчинять алеутов, крестить их в православную веру. В 1783 году Екатерина Вторая учредила Американскую православную епархию. В Кадьяк прибыли миссионеры из Валаамского монастыря. В дальнейшем самым знаменитым из них станет Герман Аляскинский, как никто способствовавший распространению православия среди алеутов и индейцев, открывавший для них школы. Уже в 20 веке Русской православной церковью он будет прославлен святым. Его мощи и поныне хранятся в Церкви Святого Воскресения города Кадьяка, над которым уже развевается флаг США. До сих пор в городе действует Свято-Германовская духовная семинария. Еще одним апостолом Русской Америки станет Иннокентий Московский, первый православный епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки. Который не только крестил тысячи алеутов и индейцев, но также строил школы, развивал образование и медицину для нужд аборигенов. Массово проводил прививание против оспы, бича коренных народов. Создал первый алфавит алеутского языка. В 20 веке Иннокентий Московский тоже был причислен к лику святых.
   Но русский человек на своем пути от Урала до Верхней Калифорнии в одной руке всегда держал православный крест, а в другой меч. Вернее казачью саблю. Об этом тоже нельзя забывать. Если Герман Аляскинский и Иннокентий Московский были русским крестом, то русской саблей в Америке был, безусловно, Александр Андреевич Баранов, первый Главный правитель Русской Америки. Фактически, ее создатель, человек из народа, из купеческого сословия. При этом государственного ума и государственной же проницательности, которой, к сожалению, не хватило многим аристократам Российской империи.
   Он мечтал о самодостаточной Русской Америке. Новом русском мире. Новых русских людей. Инициативных, предприимчивых. Не придавленных казенщиной имперской бюрократии. Феодализмом помещичества. Унижением крепостничества.
Он не был святым. Он воевал с вечно непокорными воинственными индейцами-тлинклитами. И воевал жестоко. Сам себя он сравнивал с известным испанским конкистадором Франсиско Писарро.
   Именно он возглавлял русских колонистов в т.н.  русско-тлинклитской войне 1802-1805 гг. Началась она с массового восстания индейцев по всему тихоокеанскому побережью Аляски. Индейцы штурмовали и сжигали русские поселения, крайне жестоко, изощренно убивали русских пленных. В том числе женщин и детей. Об этом эпизоде кстати, как ни странно, ярко написано в рассказе..нет не русского, а американского писателя Джека Лондона «Потерявший лицо» (https://www.youtube.com/watch?v=QavfhI2Fhy4). Русскую литературу почему то борьба за выживание русских колонистов в Северной Америке совсем не заинтересовала.
   Баранов с выжившими колонистами переправился в Кадьяк. В 1804 году с отрядом в 150 казаков, 500-900 алеутов под прикрытием русских боевых кораблей, оказавшихся рядом, Баранов десантировался на остров Ситка, где находились основные силы тлинклитов. Под прикрытием корабельных орудий русские взяли деревянную крепость индейцев Шисги Нуву. Индейцы, оставив убитых, отступили. 8 октября 1804 года над взятым поселением был поднят русский флаг и начато строительство города – Нового Архангельска, Ново-Арахангельска. Который до самого ухода русских станет столицей Русской Америки.
  Столкновения русских с индейцами-тлинклитами продолжались. В 1805 году Баранов и вождь тлинклитов Катлиан подписали перемирие.. Для всех интересующихся историей этой необычной и забытой войны русских колонистов и казаков с индейцами-тлинклитами можно порекомендовать интересную тематическую статью историка Александра Зорина http://ifrc.irk.ru/conference/zorin.htm.
  Баранов из своего Нового Архангельска создает свою Новую Россию. Кстати одно из основанных русских поселений он так и назовет Новороссийск. У нее будет и  другое название Славороссия. Ныне это также национальный исторический памятник США.
  Так, примерно в одно время будет создаваться две новые России. Новороссии. На самом западе – на отбитой у Османской империи земле северного Причерноморья. Где при полной поддержке императрицы Екатерины и использовании всех ресурсов империи развернется административный талант князя Григория Потемкина-Таврического.
И на крайнем востоке. Где полузабытые империей горстка русских колонистов будет создавать мир…в котором они хотели бы жить. Ведомые инстинктом не князя и императора, а купца и казака. В абсолютно новом мире. Где совершенно не имела значение древность рода и близость к августейшей особе. Эта особа была слишком далека.
  А тут был новый мир. Новая Россия. Новая Англия. Новые Нидерланды. Новая Франция. Новая Испания. Европейские державы создавали свои…копии. Улучшенные. Или новые. Как будто в некой попытке обмануть судьбу. Уйти от нее.
И эти новые аватары европейских империй не просто сосуществовали. Воевали. Мирились. Образовывали новые государства. Известны войны Новой Англии и Новой Франции. Так, в некотором смысле зарождалась Канада, которая, как известно, до сих пор представляет двуединое англо-французское (в культурном смысле) государство.
  Ведомая Барановым  американская Новая Россия вошла в непосредственный контакт с Новой Испанией. Так тогда назывались испанские колонии в Северной Америке, в которые входили нынешние южные штаты США, Мексика, Гватемала, Белиз, Никарагуа, Сальвадор, Коста-Рика, Куба. В 1812 году – том самом роковом, когда решалась судьба России в далекой вечно воюющей Европе- Баранов посылает своего давнего помощника коммерции советника Ивана Кускова искать место на юге. Баранов понимает – без собственной сельскохозяйственной базы северной неплодородной Аляске просто не выжить. Поставки же из России нерегулярны. К тому же там всегда заняты европейскими делами. Не до Америки.
   Кускову приглянулось плато в 30 км к северу от залива Румянцева (ныне залив Бодега). Здесь весной 1812 года Кусков с 25 русскими колонистами и 90 алеутами основал укрепленное поселение, названное Росс. Рядом протекавшую речку нарекли Славянкой (ныне Рашен Ривер. Русская река).
   Чиновники Новой Испании тут же проявляют беспокойство. Но Баранов и Кусков, сочетая упорство с дипломатичностью, продолжают колонизацию Северной Калифорнии. Возникшая после войны за независимость 1821 года Мексика предлагает признать земли за Россией в обмен на ее признание Российской империей. Николай Первый отказывает.
    А жизнь идет своим чередом. Русские колонисты обзаводятся ранчо по примеру новых испанцев. Бурно развивается сельское хозяйство. Начинают строиться корабли. Баранов, осознавая основную проблему Русской Америки – малолюдье – предлагает российским властям план по массовому переселению на благодатные земли Калифорнии крепостных из Центральной России с автоматическим их освобождением. План само собой не одобрили.
   Но видимо..имперский Левиафан, наконец оторвав свои взгляд от Европы, посмотрел в Америку. И то, что он там увидел в настоящем (а может и в будущем) стало начальным звеном в цепи событий, которые привели к гибели американской Новой России. Он увидел удивительную попытку горсти свободных русских людей и казаков создать Новую Россию без него. Без Левиафана. Без аристократии. Без феодализма и крепостничества. Вполне возможно был прав визионер Даниил Андреев, который считал, что при раскрытии всего своего потенциала Русская Америка могла бы действительно стать матрицей Новой России. И тогда модернизация пошла бы не через трагедию революции, гражданской войны, коллективизации. Но все это сослагательно. Визионеры не оперируют фактами. А есть и факты. Практически все руководство т.н. декабристов было связано с Русско-Американской компанией, включая и повешенного Кондратия Рылеева – главы канцелярии РАК. Известна фраза Николая Первого, когда следователи доложили ему о данных удивительных обстоятельствах – «Хорошая у вас компания собралась». Из документов следствия стало ясно, что Рылеев и многие другие декабристы обсуждали создание на территории Русской Америки – «свободной России».
  Нелюбимое дитя Империи – Русская Америка – стало видимо просто ненавистно. Была свернута активность на Гавайях. Чем не преминули воспользоваться североамериканские штаты. В 40-х годах ушли из поселения Росс и Калифорнии. В 60-х годах русский флаг был спущен над Новым Архангельском. Официальная версия была – «далеко и дорого».
  Версия считается официальной до сих пор. Может быть. Но примерно в эту же эпоху Россия пытается присоединить северный Китай и Монголию. Присоединяет Приамурье. Присматривается к Тибету. Не намного ближе и вряд ли дешевле.
Этот сюжет ушел в какой то параллельный мир. В котором русские американцы, новый этнос-симбиоз русских северян-колонистов, казаков и североамериканских аборигенов модернизируют русско-североевразийское пространство без чудовищных потрясений и трагедий 20 века.
  Удивительный мир. В котором русские люди Калифорнии с молоком своих индейских матерей впитывали бы легенды об Атцлане. Мифической родине тольтеков и ацтеков. Которая, по мнению исследователей, как раз находилась на территории нынешних южных штатов США.
  Оттуда пришли жители Теночтитлана. Теотиукана. Других древних городов цивилизаций Мезоамерики. Которые на вершинах своих пирамид вырезали сердца жертв и возносили их пар в дар богам.
  Потом к ним пришел некто, кого звали Кетцалькоатль. Он был голубоглаз, белокож и бородат. Учил, что богам не нужны человеческие жертвы. Их вырезанные сердца. Разве что крылья бабочек. Учил индейцев ремеслам. Искусству. Его само собой изгнали. Но он обещал вернуться.
  По одной из версий, ацтеки не сопротивлялись горстке испанских конкистадоров Кортеса, потому что решили, что это вернулся Кетцалькоатль. Голубоглазый. Белокожий. Бородатый.
  Ошибка стоила им слишком дорого.


P.S.

 Исторический факт. Русский крест удержался в северной Америке дольше русской сабли.
 До сих пор православие  массово исповедуется алеутами и индейцами Аляски. По свидетельству туристов – на Аляске много православных церквей. Причем индейцы массово переходили в православие уже после ухода русской администрации. Это был их способ сохранить идентичность от натиска американцев, насаждавших само собой различные течения протестантизма.
  Спустя двести лет после сражения у крепости Шисги Нуву осенью 2004 года на территории Национального исторического парка Ситки была проведена официальная церемония примирения между кланом киксади и Россией. Перемирие 1805 года заключённое без необходимых обрядов индейцами не признавалось. В церемонии по требованию клана киксади помимо сотрудников Библиотеки Конгресса США, Службы национальных парков и российских историков принимала участие проживающая в Москве И.О. Афросина, прямой потомок Баранова. Официальная церемония проводилась на поляне, рядом с тотемным столбом военного вождя киксади Катлианом, установленным в 1999 году. Только после этого, по мнению индейцев, демоны русско-индейской войны действительно вернулись в свой мир. Мир демонов войны.
  По воспоминаниям современников, индейцы говорили, что в день смерти Германа Аляскинского на острове Кадьяк видели столб света, поднявшийся от земли до самого неба…




Новый архангел


Над Новым Архангельском звезды
Ранами вспухают рано.
Топором тлинклита
Небесной медведицы шкуру
Разрывая до самых ребер

Из космического пространства
К земле несутся
Падшие ангелы
Метеориты
Снежные шапки
Сбивая с вершин Кордельер.

Город спит. Спят собаки
Во снах отгрызая хвосты
У морских котов.
Аманат из рода Ворон
Равномерно сипя,
Прижимаясь к теплу
Смолой истекающих бревен
Широким носом пространство греет.
Промозглость в канун октября
Всего лишь способ природы
Телам напомнить о бренности
Их бытия и сути.

И о том, что скоро зима
Покрывалом из гусиного пуха

Укроет землю
Из всех цветов оставив глазу
Лишь белый. А уху
Треск разрываемой холодом
Древесной плоти.

Город спит. В снах алеута
Христос в обличии казака
С фрегата сходит в порту Кадьяка
С шаманом раскуривает трубку мира
Смеется, рукой указывает на небо.
На нем архангел расправляет крылья
Мировым орлом.

И под южным крылом
Земля. Где
Пирамиды Теночтитлана
Тонут в реве жертвенных глоток
Туле!
Распни его!
Туле!
И никто не кроток.
На их вершинах жрецы
Не умывают руки.
Но оголяя по локоть
Черным блеском
Обсидиана
 вырезают сердца
бросают в огонь.
Под звериный рокот
Ибо боги жаждут.
Не молитв
 Но парного мяса
И жгучей крови
Сыновей Ацтлана.

Вот она земля
 пернатого змея
Кецалькоатля
Что человечью кожу
Променял на бабочек крылья.

Говорил им –вы люди.
Люди же. Все же люди
И не койоты друг другу. Не ягуары.
Не змеи. Не завихренья пыли
Как некогда в Палестине
Другой говорил.
Некогда.
Никогда.
Не он.

Все же люди. И по этой сути
Глоток рев сотрясает воздух
Как взрыв вулкана
У подножия пирамиды Солнца
Горы трупов.
По дороге мертвых
Бредут стадами
Двуногие на закланье
К жрецам Теотиукана.

Пар сердец поднимается
Ввысь
Нестерпимым зноем
Куполом от Великих озер
До болот аравака.

На севере новый архангел
Расправляет крылья
Палестинец выходит с бородой казака
В порту Кадьяка.


Рецензии