Про театр в подвале Берга-что Вахт. театр

Скажу по честному -мне повезло,
По жизни -я деревня и село.
Я в детстве редко посещал музей,
За то был вхож в общение друзей.

И не буду врать по флотски,
Я общался с батей, Пиотровским,
Его сын  не раз расскажет вам
Как жилось в ту пору пацанам.

В прежних переулочках Арбата,
В Плотниках,У Спаса-  Веснина
И была моя там хата не богата 
В Карманицком улке-ВоеводИна.

Главным на Арбате-ближе к хате,
Был театр,-да нет-не МХАТе.
Он ещё сейчас пока стоит-
Множество историй он хранит.

Собрались там разные актёры.
Может были жулики и воры
Некоторым надо поиграть
Остальным-чтоб где-то переспать.

А театр, что ныне с Турандот,
Был правее-и чуток не тот.
В домике,где разгулялась  Щука
Всё рассказать-то слушать мука.

Сами строили студийцы и Комдив
Б.Е.Захава там всем руководил.
Станиславский -всё ему не так-
Был он чуточку того-чмутак.

И тогда Вахтангов с МХАТА-
Мол казна в нас не богата,
Мы  театр построим сами-
Кто готов работать-с нами!
(продолжение)



Первыми студийцами были студенты Коммерческого института, среди которых Б.Е.Захава, Б.И.Вершилов, К.Г.Семенова, Е.А.Алеева, Л.А.Волков. Постепенно в Студию приходили новые студийцы: П.Г.Антокольский, Ю.А.Завадский, В.К.Львова,А.И.Ремизова, Л.М.Шихматов. В январе 1920 года в студию были приняты Б.В.Щукин и Ц.Л. Воллерштейн ( взявшая себе псевдоним Мансурова). Каждый, желающий стать студийцем, проходил сначала собеседование, которое определяло, может ли он стать студийцем по своему нравственному и интеллектуальному уровню. И только после этого претендента экзаменовали. Вахтангов, строя театр и желая иметь постоянную школу при нем, присматривался к ученикам и определял, кто из них будет педагогом, кто режиссером. Главное было развить в учениках самостоятельность.

В 1919 году Вахтангов прошел через две операции на желудке. Они не дали результатов – развивался рак. Желая спасти студию, Вахтангов обратился к своим учителям во МХТ и попросил взять его студию в число студий МХТ. Осенью 1920 года Вахтанговская студия стала Третьей студией МХТ. Перейдя в Академическое ведомство, студия получила собственное здание на Арбате, маленький, полуразрушенный особняк Берга, который студийцы своими руками превратили в театр. 13 ноября 1921 года театр открылся спектаклем «Чудо святого Антония» М.Метерлинка уже в новом, сатирическом решении. Для театра Третьей студии МХТ ставит Вахтангов и свою знаменитую «Принцессу Турандот» К.Гоцци, в которой наиболее ярко выразилось направление вахтанговского театра. Сам он его назовет «фантастическим реализмом». Поставленная в традициях театра комедии дель Арте, «Принцесса Турандот» поразила Москву 1922 года своей театральностью, свободой актерского выявления, фантазией режиссера и художника( И.Нивинский). «Принцесса Турандот» оказалась последним спектаклем Вахтангова. 29 мая 1922 года он умер. Студийцы остались без вождя и должны были строить театр, к которому стремился их руководитель, в одиночестве. Студийцам удалось отстоять свою самостоятельность, не потерять здания, не разрушить, существующую внутри студии школу, и в 1926 году получить статус Государственного театра имени Евгения Вахтангова.

Много лет, до 1937 года маленькаявахтанговская школа существовала внутри театра. Будущие актеры принимались в школу по принципу их необходимости театру. Прием в школу означал прием в театр. Они учились и работали в спектаклях театра сразу, с первого курса. А педагогами были ученики Вахтангова: Б.Захава, В.Львова, А.Ремизова, Л.Шихматов, Р.Симонов…

В 1925 году во главе школы был поставлен Б.Е.Захава ( 1896 – 1976), который и руководил школой до самой своей смерти.


Рецензии