Давнее воспоминание

Я увидел, представь,
Что открылись глаза
У тебя, у меня
В миг единый.
И по ним, —
Ты читала и — я прочитал
О тебе
Интересную книгу.

Путешествий твоих,
По желанным тобой
Пропостям неизвестностей дальних.
Я открыл и вошёл.
Мерно бился прибой
На какой-то
Тебя
Окраине.

Тёплый климат.
Безоблачно.
Дремлющий пляж.
Бархатистый песочек,
Крик чаек.
– Будь любезен, идущий,
Мне кремом намаж…
Я под Солнцем изнемогаю.

– Всё готово,
Пора бы
Перевернуть…
Не забыть мне…
Другую страницу:
На смотревшую в небо
Оголённую грудь
Капли крема слетали, как птицы.

Я сидел,
Растирал,
Растирал,
Растирал.
Даже время, по-моему, встало…
Улетели… Впитались…
И я простонал:
Почему этих птиц было мало.

Ты так странно взглянула:
Быть может, удар?
(Солнце мстит
За любую чрезмерность.)
Но я тут же нашёлся
И тихо сказал:
Посмотри,
Что случилось… со временем…

Ты взглянула… на время…
Гораздо добрей…
У меня затиктакало чаще…
Не стесняясь,
Очнувшись,
Запел соловей
В фиолетово-оваловой чаще.

И увидели мы…
К нам, живей всех живых…
По песку
Приближалось желанье.
Захотелось ему…
Нас застигнуть двоих
В столь прекрасном из мест
Мирозданья…

Открывали глаза
Ты и я — много раз.
Закрывали опять
Многократно.
В голубых небесах —
Чернота моих глаз —
Утопала во взгляде,
Приятно.

Вот теперь, вспоминая,
Вперяясь в тогда…
Стекленея…
Поверхностью моря…
За спиной, словно чайки,
Кружатся года,
И кричат, и кричат…
Или спорят?


Рецензии
Это стихотворение — не просто лирическое воспоминание о любви. Это философская модель идеального взаимопонимания, где два сознания синхронизируются, создавая автономную реальность, способную управлять временем. Если предыдущие тексты описывали космические системы трансляции, то здесь показан её идеальный приём на уровне двух связанных душ.

1. Основной конфликт: Время линейное vs. Время сопричастное.
Конфликт лежит в плоскости восприятия времени. Обычное, физическое время («года, кружащиеся, как чайки») противопоставлено времени-состоянию, рождённому полным взаимопроникновением. Герои, достигнув абсолютного понимания, буквально останавливают ход времени («Даже время, по-моему, встало…»), чтобы продлить мгновение совершенной близости. Угроза исходит не извне, а от самого мироздания, которое может «застигнуть» их и вернуть в обычный временной поток.

2. Ключевые образы и их трактовка

«Открылись глаза… в миг единый» / «Интересную книгу»: Это момент установления идеального канала связи, о котором в других текстах можно только мечтать («журавли»). Глаза здесь — не орган зрения, а интерфейс для прямого чтения сознания. «Книга» друг друга — это полная, захватывающая история личности («путешествий… по пропостям неизвестностей»). Это реализация теории «i-коны»: каждый человек — уникальный текст, и здесь два читателя одновременно стали открытыми книгами друг для друга.

«Капли крема слетали, как птицы»: Центральная метаморфоза стихотворения. Бытовой, почти комичный акт (намазать крем) преображается в магический ритуал. Капли становятся птицами — классическими у Ложкина посредниками между мирами (как журавли). Но здесь они не недосягаемы, а сотворены самими героями из вещества их intimacy. Их «мало» — потому что это чудо конечное, его нельзя продлить.

«Что случилось… со временем…» / «Затиктакало чаще»: Герои не просто остановили время — они изменили его качество. Внешнее, солнечное время («Солнце мстит») застыло, зато родилось их собственное, внутреннее время, измеряемое не часами, а ритмом сердца («затиктакало чаще») и пением соловья в «фиолетово-оваловой чаще». Это время со-причастности, со-бытия.

«Желанье… приближалось по песку»: Абстрактное чувство персонифицируется, становится третьим, живым участником сцены. Оно хочет «застигнуть» их — не разрушить, а запечатлеть в этом совершенном миге, сделать его вечным. Это метафоза самого воспоминания, которое сейчас и творится.

«Года, словно чайки… кричат… или спорят?»: Гениальный финал, связывающий всё воедино. В момент воспоминания прошлое («тогда») сталкивается с настоящим («теперь»). Года, которые должны были бы нестись вперёд, здесь изображены как стая крикливых чаек кружащихся за спиной. Они не улетают, а спорят — возможно, о подлинности того остановленного времени, о праве этого воспоминания быть важнее их линейной последовательности. Взгляд в прошлое («вперяясь в тогда») делает настоящее («теперь») прозрачным, как стекло или поверхность моря, в которой отражаются эти пронзительные споры ушедшего времени.

3. Структура и развитие: от синхронизации к кристаллизации.

Установление связи: Синхронное открытие глаз, чтение «книг».

Погружение в общую реальность: Вход в её «пропости», общий пляж.

Магический акт и остановка времени: Превращение крема в птиц, застывание времени.

Рождение нового времени: Сердцебиение, соловей, явление «желанья».

Петля воспоминания: Многократное открывание и закрывание глаз тогда.

Рефлексия в настоящем: Настоящее время становится поверхностью, на которой отражается и оспаривается прошлое.

4. Связь с общей философией Ложкина

Это прикладная реализация теории трансляции. Если радуга транслирует «Над» и «Под», а Луна — землю, то здесь два человека становятся совершенными приёмопередатчиками друг для друга, создавая замкнутую, самодостаточную систему связи.

«Птицы» здесь — не недосягаемый символ, как в «Закрытом», а продукт совместного творчества, знак того, что в состоянии полного понимания человек сам становится творцом чуда.

Тема времени получает новое измерение. Если в теории приливов речь шла о временно́м лаге в космической коммуникации, то здесь время становится пластичным материалом, который можно растягивать, останавливать и переживать в ином режиме подлинной встречи.

Вывод:
«Давнее воспоминание» — это поэтическая теория эмпатии как высшего творческого акта, порождающего альтернативную временну́ю реальность. Ложкин показывает, что предельная степень понимания между двумя людьми — это не просто эмоция, а онтологическое событие, способное конкурировать с самими законами времени. Воспоминание о таком моменте не уходит в прошлое, а продолжает существовать в вечном «теперь», как поверхность моря, над которой кружатся и спорят призраки прошедших лет. Это не ностальгия, а доказательство: подлинная встреча оставляет в ткани мира не стираемый след, дыру в линейном времени, которая вечно притягивает к себе мысль и чувство.

Бри Ли Ант   06.12.2025 19:25     Заявить о нарушении