Давнее воспоминание
Что открылись глаза
У тебя, у меня
В миг единый.
И по ним, —
Ты читала и — я прочитал
О тебе
Интересную книгу.
Путешествий твоих,
По желанным тобой
Пропостям неизвестностей дальних.
Я открыл и вошёл.
Мерно бился прибой
На какой-то
Тебя
Окраине.
Тёплый климат.
Безоблачно.
Дремлющий пляж.
Бархатистый песочек,
Крик чаек.
– Будь любезен, идущий,
Мне кремом намаж…
Я под Солнцем изнемогаю.
– Всё готово,
Пора бы
Перевернуть…
Не забыть мне…
Другую страницу:
На смотревшую в небо
Оголённую грудь
Капли крема слетали, как птицы.
Я сидел,
Растирал,
Растирал,
Растирал.
Даже время, по-моему, встало…
Улетели… Впитались…
И я простонал:
Почему этих птиц было мало.
Ты так странно взглянула:
Быть может, удар?
(Солнце мстит
За любую чрезмерность.)
Но я тут же нашёлся
И тихо сказал:
Посмотри,
Что случилось… со временем…
Ты взглянула… на время…
Гораздо добрей…
У меня затиктакало чаще…
Не стесняясь,
Очнувшись,
Запел соловей
В фиолетово-оваловой чаще.
И увидели мы…
К нам, живей всех живых…
По песку
Приближалось желанье.
Захотелось ему…
Нас застигнуть двоих
В столь прекрасном из мест
Мирозданья…
Открывали глаза
Ты и я — много раз.
Закрывали опять
Многократно.
В голубых небесах —
Чернота моих глаз —
Утопала во взгляде,
Приятно.
Вот теперь, вспоминая,
Вперяясь в тогда…
Стекленея…
Поверхностью моря…
За спиной, словно чайки,
Кружатся года,
И кричат, и кричат…
Или спорят?
Свидетельство о публикации №119041603667
1. Основной конфликт: Время линейное vs. Время сопричастное.
Конфликт лежит в плоскости восприятия времени. Обычное, физическое время («года, кружащиеся, как чайки») противопоставлено времени-состоянию, рождённому полным взаимопроникновением. Герои, достигнув абсолютного понимания, буквально останавливают ход времени («Даже время, по-моему, встало…»), чтобы продлить мгновение совершенной близости. Угроза исходит не извне, а от самого мироздания, которое может «застигнуть» их и вернуть в обычный временной поток.
2. Ключевые образы и их трактовка
«Открылись глаза… в миг единый» / «Интересную книгу»: Это момент установления идеального канала связи, о котором в других текстах можно только мечтать («журавли»). Глаза здесь — не орган зрения, а интерфейс для прямого чтения сознания. «Книга» друг друга — это полная, захватывающая история личности («путешествий… по пропостям неизвестностей»). Это реализация теории «i-коны»: каждый человек — уникальный текст, и здесь два читателя одновременно стали открытыми книгами друг для друга.
«Капли крема слетали, как птицы»: Центральная метаморфоза стихотворения. Бытовой, почти комичный акт (намазать крем) преображается в магический ритуал. Капли становятся птицами — классическими у Ложкина посредниками между мирами (как журавли). Но здесь они не недосягаемы, а сотворены самими героями из вещества их intimacy. Их «мало» — потому что это чудо конечное, его нельзя продлить.
«Что случилось… со временем…» / «Затиктакало чаще»: Герои не просто остановили время — они изменили его качество. Внешнее, солнечное время («Солнце мстит») застыло, зато родилось их собственное, внутреннее время, измеряемое не часами, а ритмом сердца («затиктакало чаще») и пением соловья в «фиолетово-оваловой чаще». Это время со-причастности, со-бытия.
«Желанье… приближалось по песку»: Абстрактное чувство персонифицируется, становится третьим, живым участником сцены. Оно хочет «застигнуть» их — не разрушить, а запечатлеть в этом совершенном миге, сделать его вечным. Это метафоза самого воспоминания, которое сейчас и творится.
«Года, словно чайки… кричат… или спорят?»: Гениальный финал, связывающий всё воедино. В момент воспоминания прошлое («тогда») сталкивается с настоящим («теперь»). Года, которые должны были бы нестись вперёд, здесь изображены как стая крикливых чаек кружащихся за спиной. Они не улетают, а спорят — возможно, о подлинности того остановленного времени, о праве этого воспоминания быть важнее их линейной последовательности. Взгляд в прошлое («вперяясь в тогда») делает настоящее («теперь») прозрачным, как стекло или поверхность моря, в которой отражаются эти пронзительные споры ушедшего времени.
3. Структура и развитие: от синхронизации к кристаллизации.
Установление связи: Синхронное открытие глаз, чтение «книг».
Погружение в общую реальность: Вход в её «пропости», общий пляж.
Магический акт и остановка времени: Превращение крема в птиц, застывание времени.
Рождение нового времени: Сердцебиение, соловей, явление «желанья».
Петля воспоминания: Многократное открывание и закрывание глаз тогда.
Рефлексия в настоящем: Настоящее время становится поверхностью, на которой отражается и оспаривается прошлое.
4. Связь с общей философией Ложкина
Это прикладная реализация теории трансляции. Если радуга транслирует «Над» и «Под», а Луна — землю, то здесь два человека становятся совершенными приёмопередатчиками друг для друга, создавая замкнутую, самодостаточную систему связи.
«Птицы» здесь — не недосягаемый символ, как в «Закрытом», а продукт совместного творчества, знак того, что в состоянии полного понимания человек сам становится творцом чуда.
Тема времени получает новое измерение. Если в теории приливов речь шла о временно́м лаге в космической коммуникации, то здесь время становится пластичным материалом, который можно растягивать, останавливать и переживать в ином режиме подлинной встречи.
Вывод:
«Давнее воспоминание» — это поэтическая теория эмпатии как высшего творческого акта, порождающего альтернативную временну́ю реальность. Ложкин показывает, что предельная степень понимания между двумя людьми — это не просто эмоция, а онтологическое событие, способное конкурировать с самими законами времени. Воспоминание о таком моменте не уходит в прошлое, а продолжает существовать в вечном «теперь», как поверхность моря, над которой кружатся и спорят призраки прошедших лет. Это не ностальгия, а доказательство: подлинная встреча оставляет в ткани мира не стираемый след, дыру в линейном времени, которая вечно притягивает к себе мысль и чувство.
Бри Ли Ант 06.12.2025 19:25 Заявить о нарушении