О Времени и о них, двоих - 3

Вернёмся к истоку:

2018 год. «А.Р. приносит извинения читателям Ст. за то что снял со своей страницы - «Всё не так… Юбелей-2» (посчитав, что перед тем, как приступить к теме 80-ти летия В.В., необходимо ввести в «курсаж» дела (и того периода) «иногородних и вневременных» субъектов (в смысле интересующихся очерками и эссе автора).
Кроме того, Разбойник обязательно проанонсирует свои эссе и коллажи для каждого очерка,  даст краткие комментарии к ним…».

О Времени и о них, двоих - 3 (до 1980 и после).

***

2018-2019!

Юбелей-2…

Отшумел, отгудел, от-трындел… телемарафон по поводу юбилея Семёныча.  (да… ещё пару эпитетов - «отфанфарил», «отнаварил»…)
Почему Семёныча?! А потому, что если б он был старше меня лет на 3-5,  назвал бы, как старшего или среднего брата: Валера, Володя…
Поэтому, позвольте так… без пиетета, но предельно уважительно, - Семёнович!
Сразу отвечу на основной вопрос: Для чего вы-то Разбойник, подвизаетесь к этой теме, ведь напечатано море, показано океан - материала?!

Во-первых, Высоцкий настолько «многополярен», что вызывает, у каждого «индивида», разное восприятие, видение - его творчества, его как современника… или же, как мнение о знаковой фигуре, оставшейся в прошлом веке, в исчезнувшей стране…

Во-вторых, автор не нашёл более подходящего Авторитета, для серии эссе, на разные темы о произошедшем и происходящем… т.с. «глазами москвича».
(далее будут приводиться только! фрагменты стихов Владимира Высоцкого… и никого другого)

А начну я со стихотворения: «Я не люблю».

…Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и ещё -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину,
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу…

(но остановимся, пока - А.Р. должен обдумать ход своих дальнейших мыслей и… возможно переключиться «с первой скорости на вторую», с соответствующей конкретикой, которую <думаю> читатель и… ждёт)).

Итак. <Не> вышел ростом и лицом, - «спасибо» матери, с отцом…
А на левой груди - профиль Сталина, а на правой - Маринка анфас…
 
Да, написано столько… и всеми Семёныча окружавшими, (каждый «…» постарался присовокупиться… из ближнего, среднего… дальнего окружения…) - читай, - не хочу!
А вот всё-таки, пожелавшие… найдут у вашего автора: штрихи и …мысли о том двадцатилетии (ну, может чуть больше…) - «глазами <«усреднённого»> москвича». 

Ба, знакомые всё лица… и адреса. Юбелей-2… 
               
Я однажды гулял по столице и…  видел, как горят огнём Бадаевские склады. …Но если это Витька с 1-й Переславки…
В меня влюблялася вся улица и весь Савёловский вокзал…
Ну и дела же с этой Нинкою, она ж спала со всей Ордынкою…
Не ври, не пей - и я прощу измену, и подарю тебе Большой театр и Малую спортивную арену…
Эй, шофёр вези: Бутырский хутор… тогда вези меня в Таганку…
Клуб на улице Нагорной… наш родной Центральный рынок…
Как Вань, а Лялька Федосеева, кассирша из ЦПКО?..
Не запирайте нас, - ведь дома детки:
ему же в Химки, а мне - в Медведки!..
Да всё равно: автобусы не ходют,
метро закрыто, в такси не содют.

Но:
Сколько сплетен наши уши поражает,
сколько слухов разъедает - словно моль…

 «…В детстве Высоцкий был очень похож на девочку: огромные голубые глаза, длинные льняные локоны. Родные иногда даже завязывали ему бант. Он рос весёлым, добрым, и дружелюбным мальчиком. …Позже многие жители СССР стали обзаводиться магнитофонами. И, буквально в каждом доме, стали появляться записи песен Высоцкого. Он становился настоящим кумиром, а его неподцензурное творчество очень раздражало …власть. Высоцкого всё чаще не утверждали на роли в кино… ?(автор этого отрывка взгляни-ка на фильмографию В.В.!) , его песни не допускались на радио и грампластинки... (и опять туфта! постепенно допускались… и слава богу,  он же не «Пугачиха»!)».


Сколько он ни старался. Юбелей-2…

Меня семьдесят женщин любили,
у меня было двести врагов…
…И хотя во всё светлое верил:
например, в наш советский народ…
Сколько я ни старался, сколько я ни стремился -
всё равно спотыкался, всё равно я катился.
…Говорят, что на место всё встанет, -
брось лишь пить… Видно мне не судьба!..
Так зачем же стараться, так зачем же стремиться?!
Чтоб во всём разобраться, надо взять и… напиться.

Был ли у Высоцкого «комплекс»… - автор хотел было развить эту тему, но потом подумалось: к чему? …и так ясно, - конечно был. Как у всякого большого (но - «малогабаритного» и не «аполлоноподобного» по т.н. мужским меркам), разностороннего таланта.
Поэтому он и старался, из кожи лез: «гореть, гореть ярче, гореть пламенней всех!..», что закончилось (к всеобщему <не правда ли?> сожалению) - вспышкой-взрывом этой самой «малогабаритной» Сверхновой…

О другом не будем… А вот о сгорании в алкоголе: был «как бы и типа» в свидетелях-наблюдателях. …Вы правы, абсолютно! мы все не абстинентны!
Кто хочет «кинуть камень» в Семёныча?! Первый под него подставлюсь…

Где… и когда? В 70-е… У В.В. кризы за кризами, - Ваня Бортник, имея возможность*, устраивает в больницу АН, навещает… иногда сам «ложится» временно, чтобы быть рядом <такой друг …счастье!>. <<16 апреля 2019 года Ивану Сергеевичу Бортнику исполнилось бы 80 лет!>>...

Однако, «организм требует» у В.В. …и Семёныч - требует! Даже после принесённых «гостями» коньяка и… виски!.. ещё… хоть чего-нибудь…

Две точки невдалеке от «стационара»: Гастроном рядом с «Москвой»**… (туда только один Ваня… слишком людно, - узнают!) и подальше, перед «Охотником-Рыболовом», - продмаг («Продукты» см. на фото) небольшой <по кличке «Три ступеньки» …и это действительно так: три ступеньки вниз, с Ленинского… поворот налево и ещё три ступеньки в сам торговый зал> - туда можно и на пару смотаться, «мужской» отдел сразу направо от нижних трёх ступенек… и народ вожделеющий - не внимателен <кроме как к ассортименту> и не любопытен… Поэтому и брались, чтобы не выделяться из общей массы: «Делэр», «Солнцедар», даже «Плодово-«выгодное»! желательно  в «бомбах»***. (Видел, стоял… рядом… не подошёл…)

- Что то Вы, Разбойник - хотите опорочить… своими мизЕрными фрагментами!?.. - Совсем таки-нет! Оглянитесь вокруг - «широко раскрытыми глазами»!

Всё не так… Юбелей-2. …ребята, всё… не так… (вступление):

В сон мне желтые огни… и хриплю во сне я:
повремени, повремени, - утро мудренее!?
Но, и утром всё не так, - нет того веселья:
или куришь натощак, или пьёшь с похмелья!..

В кабаках зелёный штоф… и белые салфетки:
«рай» для нищих и шутов, - мне ж как птице в клетке!?
В церкви смрад и полумрак, - дьяки курят ладан:
нет, и в церкви всё не так, всё не так как надо!..

Где-то «кони» пляшут в такт, нехотя и плавно:
вдоль... «дороги» всё не так, - а в конце - подавно!?
И не церковь, и ни кабак, - ничего не свято!
Нет, ребята, всё не так! Всё не так, ребята... 
1967-1968. (ещё вернёмся к этим датам!)

В 70-е, же (зимой). После спуска с Большого Каменного моста, перед Библиотекой  имени «Пашкова»)) - светофор красным «стопорит» нашу Волгу-21 (или уже -24?), рядом - борт в борт останавливается иномарка тёмно-тёмно серая (то ли почти чёрная?!)  смотрю в упор, кто за рулём… Высоцкий, - обе руки на руле (как… см. фото), пихаю водителя в бок… уставились!.. В. поворачивает голову направо, приветственно поднимаю руку со сжатым кулаком: но пасаран!)) В ответ чуть улыбка-усмешка, …и отмашка рукой… «Зелёный»! - ему налево (на Фрунзе и далее, на Бульвары), нам «напрямо» (на Дзержинку)… «ну и до свида-ни-я!».

1967-1968. СА. «Капрал Разбойников» получил в подчинение 10 рядовых призывных (отделение) для «предприсяжной» подготовки. Отлично без «дедовщины» подготовил: ребята благодарили… Восьмерых отправил в ГСВГ (с предварительным «шмоном» вещмешков на предмет одеколонов).

Двое остались на службу в штаб «арт»-бригады, Саня Рыжков москвич… на 2 года… и Володя Румянцев ленинградец! «питерский» на год (потому, как после ЛГУ-филфака… без военной кафедры). Короче А.Р. приобрёл двух «закадык». Саня в строевой, а Володя в политчасти… со всеми вытекающими последствиями… для них, конечно)).

Володя Румянцев: после «дембеля» спорадически переписывались лет около 15-ти, …пока не пришло к нему, в тот период уже гранд-корректору печатных изданий ЛГУ им. Жданова… увлечение! поэзией Семёныча!..
Тогда вот и началась наша десятилетка посланий и обоюдных визитов из «столицы в столицу». С моей стороны Володя получал некую информативную помощь (не очень, правда, объёмную) для его хобби, а я от него сувениры по теме «В. Высоцкий». К сожалению, во второй половине 90-х, в силу семейных и других печально-трагических событий наши связи и отношения прервались… навсегда…

Лев Годованник.

Книга…Тайные гастроли. Ленинградская биография Вл. Высоцкого.

«Индивидуальная трудовая деятельность» моя продолжалась недолго - в Ленинграде появился клуб любителей творчества Высоцкого. По-моему, это произошло в 1988 году, точно не помню****, предполагаю лишь по названию: «Клуб 88». Помню только, что тусовка высоцколюбов собиралась в актовом зале ЛЭТИ им. Бонч-Бруевича на набережной Мойки.
Я сразу предложил создать в клубе поисковую группу, мое предложение с восторгом приняли*****. С тех пор сбором фактов ленинградской биографии Владимира Высоцкого я вновь занимался исключительно один, - за редким вкраплением бестолковых девочек, которые пытались в этом участвовать, но быстро остывали - из-за непереносимости рутины и моего скверного характера!..
Помнится, клуб любителей творчества Высоцкого довольно быстро раскололся на два лагеря, потом были еще какие-то расколы, ссоры, примирения - все в лучших традициях непродуктивной тусовки, состоявшей в основном  из довольно немолодых людей, нашедших товарищей по хобби, но не очень понимавших, как именно формировать с ними отношения.
Я помню двух условных лидеров разделившегося клуба: это Виталий Жуков и Владимир Румянцев. Я называю их условными, потому что не знаю, кто именно считал их лидерами, кем они руководили и что полезное сделали. Не исключено, что на счету этих людей неизвестные мне «великие открытия».
Я сошелся с Румянцевым. Не могу сказать, чтобы он мной руководил - но, безусловно, поддерживал. Как минимум делился опытом и житейской мудростью - он был лет на 20 меня постарше******. При необходимости поддерживал и материально. Познакомил меня с фотографом-коллекционером Семеном Товгером. Этот странный человек всегда вызывал у меня ассоциации с итальянскими мафиози, но свои обязательства исполнял безупречно: я находил интересные фотографии Высоцкого, приносил их Семену Фомичу, тот делал копии себе и мне.
А однажды Володя Румянцев даже дал мне, по-моему, 120 рублей. Такую сумму попросил фотограф гатчинского института ядерной физики за комплект фотографий с двух концертов Высоцкого, прошедших в этом институте. Деньги я передал в конверте, а фотограф вручил мне сразу 2 конверта. В одном были снимки с концертов, в другом красивая девушка - обнаженная, в разных позах. Фотограф сказал, что это его хобби, предложил купить. Я отказался, хотя снимки мне понравились.
Короче говоря, от тусовок высоцколюбов я отошел и до 1993 года поисковой работой занимался самостоятельно. Окончательно к тому времени разругавшимися между собой клубами любителей Высоцкого я уже практически не общался. Хотя с Володей Румянцевым мы еще какое-то время сотрудничали. Иногда при необходимости подготовки официальных запросов он ставил мне печать «Клуба 88»!.. Когда источники информации спрашивали, какую я представляю организацию, я говорил, что возглавляю независимую поисковую группу из клуба любителей творчества Высоцкого. Название клуба не уточнял - это всех устраивало…».

Лев Годованник. «Фонтанка.ру».

«…Есть обложка самодельного справочника, который Володя Румянцев составил сам, обобщая всю поступавшую к нему информацию про Высоцкого (почему-то справочник назывался «Помойкой»?!).
С середины 1980-х годов в нашем городе появились люди, которые стали довольно активно собирать все, связанное с ленинградской биографией Высоцкого. Это Виталий Жуков, Владимир Румянцев, Валерий Басин, Семён Товгер и некоторые другие. Виталий Жуков и Владимир Румянцев собирали в основном воспоминания людей, общавшихся с Высоцким. Валерий Басин, если не ошибаюсь, коллекционировал ленинградские записи поэта, Семён Товгер - фотографии.
У меня вопрос: где сейчас всё это? Лично меня прежде всего интересуют архивы покойных! Владимира Румянцева и Семёна Товгера. Ведь в своей поисковой работе я сотрудничал именно с этими людьми. Румянцев поддерживал мою поисковую работу, за что я передавал ему копии расшифровок большинства бесед, которые я проводил с участниками ленинградской биографии Высоцкого.
По рекомендации Румянцева я сотрудничал с Семёном Товгером по тому же принципу: находил редкие фотографии Высоцкого, приносил их Семёну Товгеру, а тот делал копии для меня и для себя. Товгер по-своему уникален ещё и тем, что лично снимал Высоцкого в 1970-х годах - у него должен был сохраниться огромный фотоархив
Такой принцип работы меня устраивал по одной причине: всё это вместе называлось «Клуб любителей песенной поэзии Владимира Высоцкого «88»!, и я считал, что работаю именно на эту организацию. В мои планы совершенно не входило исследовать ленинградскую биографию Владимира Высоцкого в интересах частных лиц. Даже уважаемых частных лиц.
Более того, в клуб «88» стекалось огромное количество информации и того, что вполне могло бы стать музейными предметами, от неравнодушных людей - все они думали, что таким образом в рамках своих скромных возможностей способствуют сохранению наследия великого поэта. Уверен: им и в голову не могло прийти, что они пополняют чьи-то частные коллекции.
Я бы не удивился, если бы в фондах государственного музея «Дом Высоцкого на Таганке» оказались частично или полностью мои архивы - те самые копии, которые я оставлял у Румянцева и Товгера. Но их там нет! Насколько мне известно, их нет и в других государственных музеях России. А где они? Приходится констатировать: сегодня даже спросить об этом не у кого.
У меня возникает ощущение «дежавю»: огромные архивы клуба «88», видимо, оказались в частных коллекциях. А сегодня дошло до того, что некоторые коллекционеры пополняют свои частные коллекции способами, напоминающими обыкновенное жульничество».
(кто бы спорить стал!.. авт.)

Ну, вот пожалуй и всё… Ах, да… стихи Семёныча (под занавес):

…Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово «честь» забыто
И, что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в неё плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю, -
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю. 1969.

О чём пророчествовал Семёныч?!.. на 10 лет вперёд?.. нет, скорее, наверное, на 20! Вспомним: 1989-1991, 1993 и 1996, 1998-2000-й год. Тридцать лет. Сколько прибавилось: земли, пространства-территорий, стран-друзей (да просто - не врагов), мощи своей (не заимствованной!) экономики, …русских и других восточно-славянских людей (на скукоженной не 6-й, а уже 7-й <пока?>) части «шарика»?!.. и наоборот: убавилось болезных, униженных нищетой, придавленных телесным и духовным гнётом, - из-за компрадоров, мошенников, клептократов, и … -всех мастей!?..

Слухи по России верховодят
и со сплетней «в терцию» поют…
Ну, а где-то рядом с ними ходит -
Правда, на которую плюют!.. 1969.

Иду по Ваганькову… прохожу Семёныча, церковь, Александра Абдулова… от генерала Баранникова поворачиваю налево, у Георгия Буркова и Вадима Спиридонова направо. Далее, оставив сбоку Мигулю и Окуджаву, следую по аллее, мимо «виртуальной SS» (Svety Svetlichnoy) «пришедшей» к  самым-самым: мужу и сыну, мимо отца и мачехи Высоцкого, далее мимо Богатырёва-«Шилова» («чужого среди своих»), Юрия Демича и Фёдора Ивановича Одинокова (вспомните «Выйти замуж за капитана»), отсюда уже  недалеко… и до своих…

Тут ваш «разбойник» вдруг останавливается, оборачивается, поднимая вверх ладонь и «делает ручкой» вам: «Спасибо всем, прочитавшим! ...До встреч!».


Окончание цикла. Начало - см. в «Ретроспекции» и «О времени... » в 2019.

(фото А.Р. и Сети)


Комментарии к фото автора:
1.Владимир Румянцев дома в «питере» со своим белым Артемоном.
2.Автор с Володей Румянцевым в Москве (начало 1990-х).
3.А.Р-в. (начало 1990-х).
4.Почтовый конверт СССР с памятником В. С. Высоцкому и оттисками печати «Клуб любителей песенной поэзии Владимира Высоцкого 88».

К остальным:
Семёныч с Иваном Бортником, «не» вышел ростом и лицом», съёмочная группа фильма «Вертикаль», магазин «Продукты» - «три ступеньки», Ваня Бортник (светлая память…), Высоцкий в палате больницы АН, первая иномарка «Рено-16», один в один …к эпизоду на спуске с Большого Каменного моста.

Комментарии 2:
* - его мать тогда… авторитетна в АН СССР.
** - остановка «ул. Ляпунова», перед универмагом «Москва».
*** - в 70-х самый большой объём стеклотары «народных» винопродуктов.
**** - именно в 1988 году.
***** - это он, Годованник «с восторгом» предложил, а приняли спокойно.
****** - на 25 лет.


Рецензии
Очень интересные воспоминания.
А у нас магнитофона никогда и не было.
Песни В.В.Высоцкого пришли позже. Сначала слышала, как долетал хриплый голос из открытого окна на улице Гаванской в Ленинграде.
Теперь вот Петербург. Совсем другой, чужой, странный и одновременно любимый город.

Спасибо Вам, уважаемый Александр.
Доброй ночи.

Вера Сморчкова 1   05.11.2019 23:55     Заявить о нарушении
Большое спасибо Вам, Вера. За внимание и оценку... Именно странный, но и любимый город - Ленинград! Не приемлю... Санктъ-Петербургъ. Мы не немчура. Мы русские - значит Петроград! град-город Петра (пусть и не очень святого!)). Простите опять многословлю... С глубоким уважением, А.Р.

Александр Разбойников   06.11.2019 20:08   Заявить о нарушении
Мои ощущения от Ленинграда хорошие, хоть и трудные, а в Петербурге совсем другие ощущения. На Невском не пройти. кругом китайские и японские рестораны. И вообще всё коммерческое, странное во всех отношениях.

Вера Сморчкова 1   06.11.2019 20:52   Заявить о нарушении