Сирия. Св. братья Сергий и Вакх. Жемчужина-Ресафа

 
 Историко- биографический очерк (историческая часть) продолжение... 
               
 
Сирия.  Святые братья, легионеры Сергий и Вакх. Розовая жемчужина - Ресафа. 

 

     Сергий и Вакх были римскими воинами, придворными Гая Галерия Валерия Максимиана цезаря — римского императора в 293—311 годах и пользовались его особым уважением. Братья исповедовали Христианство, но вынуждены были скрывать это, ибо Максимиан был язычником и к последователям Христа относился непримиримо. Однажды, завистники Святых донесли государю, то, что они исповедуют Христианскую Веру и отказываются поклоняться идолам. Чтобы убедиться в словах доносчиков, Максимиан устроил роскошный праздник в честь своих богов и пригласил на него всех известных людей. Однако, Сергий и Вакх отказались войти их святилище, поклониться идолам и вкусить от жертвенника.   

 
      Максимиан жестоко покарал Святых братьев, велел надеть на них женские одежды и водить по городу, в посмеяние народу, но Сергий и Вакх не отреклись от Иисуса. За что они были переданы игемону (1), правителю восточной части Сирии, кровожадному язычнику Антиоху, который, однако, благоговел перед Святым, ибо, был обязан им своей должностью и славой. Игемон умолял братьев отречься от Христа, но братья отвечали ему: «Напрасно ты хочешь речью своею прельстить нас: для ищущих небесной жизни – и честь, и бесчестие, и жизнь, и смерть – решительно безразличны».   

 

   На, что Антиох, известный своей жестокостью, велел забить Вакха до смерти и бросить на растерзание диким зверям, останки которого были найдены и похоронены местными христианами на берегу Евфрата, в Барбалисосе,  пограничном городе исторической области Евфратесия(2), (ранее Коммагена). 

 

    Сергия же пытали, обув в железные сапоги с гвоздями, в которых он шел целый день, но ночью Господь его полностью исцелил. Чему Антиох был безмерно удивлен, однако, это Чудо его не остановило, Святого снова обули те же сапоги и заставили идти до города Ресафы  (3), в Сирийской пустыне, в нескольких десятках километров от Барбалисоса. Там Святой он был казнен и похоронен христианской общиной. Позже, верующие пытались увезти мощи Святого с целью их перезахоронения, в этот момент над его могилой появился огненный столп. Тогда люди поняли, что Сергий не хочет покидать места, где он принял мученическую смерть во Имя Христа. 

 

     Вскоре, Ресафа стала объектом паломничества, наиболее почитаемым в регионе после Иерусалима, и получила название Сергиополь - “город Сергия”исторической области Ефвратесия, (современный г. Эр-Русафа, мухафаза Эр-Ракки)(4)  в Сирии.
 

        IV-V вв на месте его мученической кончины возведен Храм Сергия и Вакха Антиохийского Патриархата и основана  Сергиопольская митрополия. В Храм были перенесены благоухающие мощи Святого собором (5) из пятнадцати Священников. Согласно свидетельству писателя - современника, Прокопия Кесарийского (6) в нем хранились   ценнейшие церковные сокровища.    

 

      После арабского завоевания в 634-640 годах, Ресафа стала резиденцией Халифа, он возвел здесь свои дворцы, а рядом с Храмом основал Мечеть, которая до наших дней почти не сохранилась, однако, город продолжал быть одним из наиболее почитаемых центров паломничества христиан Восточной Церкви.   

 

    Таинственный и некогда цветущий город из розового кварца, который так удивительно красив на закате, будто светится изнутри, словно там еще живут его благодарные люди, отдыхают паломники  и играет Псалтырь, был заброшен в XIII веке и превратился в руины. Но какие величественные... городские ворота, крепостные стены, древние башни и Храмы, гигантские цистерны для запасов воды (так как в городе не было водопровода и родника).   

 

 

   Ресафа была основана на месте крепости, служившей военным лагерем ассирийцев (датированной 9 веком до н. э.).  Во времена Византийской империи являлась территорией римско-персидских войн и поэтому была хорошо укрепленным городом.  При правлении Селевкидов и позже в составе Римской империи город расцветал и занимал весомое значение, так как через него проходили важнейшие караванные пути к Средиземному морю. В начале VI века Сергиополь был на непродолжительное время переименован в г. Анастасиополь (491 –518 гг) императором  Анастасием I Дикором (7). Однако, его преемник Святой Благоверный император Юстиниан (8) около 518 года вновь переименовал город в Сергопиоль и организовал масштабную работу по строительству и укреплению города. 

 

  “Юстиниан ...окружил город одной из самых замечательных стен и снабдил его целым богатством вод, наполнив ею все бассейны. К этому он выстроил здесь дома, галереи и другие постройки, которые обычно служат украшением для города.  Поместил он здесь и военный гарнизон для охраны в минуту необходимости крепостных стен”, - Прокопий Кесарийский, писатель - современник.

 

   В 540 году персидский правитель шах Хосров I начал очередную войну с римской империей и отправился в неправедный поход. Он разрушил и разграбил Антиохию (9), а дальше его путь с шеститысячной армией лежал к Сергополису, в котором на тот момент, по стечению обстоятельств было не более 200 солдат, но случилось невероятное и шеститысячная армия несколько дней осаждавшая город, изнуряемая жаждой покинула его и больше не вернулась. Так Святые римские воины не пустили в город жестоких вандалов и грабителей. 

     По преданию, каждый год, 7 ноября (20 ноября по новому стилю), в день кончины Сергия, дикие звери, выходили из окрестных пустынь и собирались на том месте, где сначала был погребен Святой мученик, для людей они становились совершенно безопасными, не трогали домашний скот, как будто становились праведниками. Недаром рекли Великие Отцы Церкви, что, когда Человек станет Святым и хищники освободятся. Это место так же известно чудесными исцелениями бесноватых и болящих.   

 

***

 

 

1. Военачальник, наместник в древнем Риме.

 

2. Провинция, учрежденная первым римским императором, принявшим Христианство, Святым Равноапостольным Константином Великим (272-337 гг), правил с 306 года до дня своей праведной кончины.

 

3.  В Ветхом Завете упоминается как  Рецеф ( на иврите: ”крепкое  место"). Книга Пророка Исаи,  37:12. 

 

4. Основана в середине III века до н. є. царем селевкидов Селевком II Каллиником, однако, следы первых поселений датируются 10 000 –8 000 лет до н. э.   С запада на восток мухафазу пересекает река Евфрат, на котором создано крупное водохранилище Эль-Асад (в честь бывшего президента Сирии-Хафеза-аль-Асада). На севере административного района Эт-Телль-эль-Абьяд (на арабском “белый холм”) проходит граница с Турцией, южная сирийская часть именуется - г. Рас-аль-Айн, северная турецкая — г. Джейланпынар. 

 

5. Собранием

 

6. Прокопий Кесарийский (жил около 500-565 гг) - военный советник и секретарь римского военачальника Флавия Велизария, писатель, историк, ритор, юрист, сирийского (арамейского) происхождения. 

 
7. Родился в Диррахии, на побережье Адриатического моря (современная Албания) в 430 году.  Правил Римской империей в 491-518 годах.  Анастасий получил прозвище  Дикор (от греческого “ двух зрачковый”) так как у него один глаз был голубого цвета, а второй коричневого). У христианских летописцев именовался Анастасием  “Нечестивым”   из-за принадлежности к монофизитам (христианское течение, которое не придерживается догмы о подлинном Человечестве Иисуса). Умер от удара молнии. 

 
8. Флавий Пётр Савватий Юстиниан, родился в 483 году в Македонии (Греция), правил Римской империей с 527 по 565 год (до своей мирной кончины). Был женат на Святой Феодоре (бывшей куртизанке, раскаявшейся по великой силе Благодати и пришедшей ко Святости) почитаются в лике Благоверных (лик Святости монархов и князей и их жен, живших благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры.) Будучи императором, внес неоценимый вклад в распространение ортодоксального христианства, искоренению язычества, боролся за чистоту православной Веры, простроил множество Храмов, был необычайно набожным и благочестивым правителем.  Издал полное собрание римских законов, в том числе установил повсеместное и обязательное празднование Рождества, Крещения и Воскресения Господа, Благовещения Пресвятой Богородицы.

9. Историческая область в Древней Сирии (современная территория Турции)

 ***
Автор очерка - бывший местный житель Сирии (Дамаск - Хомс-  Масьяф (мухафаза Хамы)) 
 
 
продолжение следует


Рецензии
Дякую, Ольга, за твой труд по сбору и публикации этой интересной информации!

Эдуард Неганов   14.04.2019 09:40     Заявить о нарушении
Мое сердце наполняется Благодатью даже когда я просто думаю о ней, вспоминаю, словами сложно описать... Спасибо тебе огромное за добрые слова и сердце!!!

Ольга Липа   15.04.2019 18:58   Заявить о нарушении