Вдыхая срезы Луча
тем меньше хочется мне слышать и смотреть
в Её куски — разбросанные части —
разомкнутые звенья, что звенят,
когда по ним забывчиво шагает,
не думая, что цепь ковалась долго,
задумчивый до кончиков... конечник:
— Конец, конечно, виден в этих звеньях —
французит он, гнусавя в окончанья,
забыв спросить: «Где у конца начало?»
Лишь вереница из кружков способна,
реальность пропуская через горло...
Единое себя не разделяет...
Не зря цепочки шеи украшают.
Свидетельство о публикации №119041205080
1. Основной конфликт: Целостное Начало (Луч) vs. фрагментарное восприятие («куски», «звенья»).
Конфликт абсолютный и неразрешимый. Истина (с большой буквы) удаляется от своего Начала (Луча, Бога, Абсолюта) в процессе её восприятия человеком. Чем дальше этот процесс, тем менее сама Истина узнаваема, тем мучительнее для героя видеть её в искажённом, раздробленном виде. Познание оказывается не приближением, а увеличением дистанции, а мыслящий человек («конечник») обречён видеть лишь «концы», забывая о начале.
2. Ключевые образы и их трактовка:
Заголовок «Вдыхая срезы Луча»: Ключевой оксюморон. Вдыхать — значит принимать внутрь себя, делать частью своей жизненной силы. Но срезы — это не целый Луч, а его распиленные, отсечённые фрагменты. Герой питается не цельными истинами, а их осколками, что и составляет трагедию познания.
«Истина от своего Начала»: Прямое развитие идей «Реверанса в сторону Лучизма». Начало — это и есть Луч, божественный, творящий свет. Истина не статична; она, словно световая волна, «удаляется» от источника, теряя силу и чистоту, дробится в средах мира и сознания.
«Её куски — разбросанные части — / разомкнутые звенья»: Метафора познания как сборки разорванной цепи. Мир и знание предстают перед человеком не как целое, а как набор деталей, обрывков («звенья»), которые даже звучат болезненно («звенят»), когда по ним неосторожно «шагает» мысль.
«задумчивый до кончиков... конечник»: Авторский неологизм, центральная фигура стихотворения. «Конечник» — это:
Тот, кто работает с «концами» (как канатчик).
Тот, кто видит только концы, окончания, следствия, но не причины.
Фигура мыслителя, философа, «задумчивого» до самых «кончиков» вещей, но именно поэтому обречённого на фрагментарное видение.
Это сам герой, рефлексирующий поэт.
«французит он, гнусавя в окончанья»: Ироничный и горький образ. «Конечник» ведёт себя как щеголь-француз («французит») — то есть, изысканно копается в деталях, в «окончаньях» (суффиксах, выводах, концах), но делает это с «гнусавым» оттенком — неприятно, самоуверенно, поверхностно. Он упускает главное.
«забыв спросить: «Где у конца начало?»»: Главный вопрос, который не задаётся. Это вопрос о первопричине, о связи фрагмента с целым. Без этого вопроса любое знание ложно.
«вереница из кружков... / реальность пропуская через горло...»: Шокирующая метафора потребления. «Кружки» — это и звенья цепи, и таблетки, и монеты, и пустые формы. Чтобы усвоить реальность, человек вынужден проглатывать её в виде такой безвкусной, механической вереницы. Горло становится шлюзом между миром и сознанием, местом насильственного упрощения.
«Единое себя не разделяет...»: Аксиома, данная как откровение. Абсолют, Начало, Луч — целостен. Он не дробится сам по себе. Дробление происходит в аппарате восприятия «конечника», в самом акте познания. Вина за разобщённость мира лежит не на Истине, а на том, кто на неё смотрит.
«Не зря цепочки шеи украшают.»: Гениальная, почти циничная концовка. Украшение (цепочка) — это эстетизация того самого инструмента рабства, связи, дробления. Цепочка на шее — красивый символ нашей зависимости от фрагментарного видения, от «вереницы кружков», которую мы добровольно носим. Это и намёк на удавку, и на драгоценность — двойственность нашего положения.
3. Структура и композиция: Движение от тезиса к афоризму.
Тезис (первые 3 строки): Констатация основного закона — удаление Истины ведёт к нежеланию видеть её осколки.
Развитие и персонаж (следующие 7 строк): Вводится фигура «конечника», который, шагая по звеньям, видит только концы и задаёт ложные вопросы.
Афористичный вывод (последние 4 строки): Даётся формула нашего взаимодействия с реальностью (проглатывание вереницы) и два итоговых утверждения: о неделимости Единого и о двусмысленности наших «украшений»-цепей.
Композиция строго логична: проблема → её носитель → её суть и символ.
4. Пафос: Гностическая скорбь и интеллектуальная ирония.
Это пафос скорби познающего, который понимает, что обречён иметь дело не с пиром Истины, а с её «срезами». Но скорбь смягчена острой, почти саркастической иронией по отношению к самому себе и к «конечникам»-мыслителям («французит, гнусавя»). Это пафос высокого интеллектуального отчаяния, лишённого эмоциональных надрывов, но оттого ещё более безнадёжного.
5. Место в творчестве Бри Ли Анта.
«Вдыхая срезы Луча» — это метафизическое ядро всей системы Ложкина. Оно напрямую связано:
С «Реверансом в сторону Лучизма», но здесь акцент смещён с творчества (создания лучей) на гносеологию (восприятие их срезов).
С темой неузнавания и нехватки («Болезненность аквариумна», где не хватает «малости»).
С образом равнодушного, молчащего Светила («Я схороню тебя, любовь»), которое здесь названо «Единым», не вступающим в диалог с дробителем-человеком.
Это стихотворение объясняет, почему мир в поэзии Ложкина так часто предстаёт распавшимся на осколки, жестяные коробки, разомкнутые звенья. Причина — в исходной, трагической удалённости познающего субъекта от целостного Начала.
Вывод:
В этом тексте Бри Ли Ант формулирует основы своей гностической поэтики: мир есть искажённое, фрагментированное эхо единого Луча-Истины, а человек («конечник») обречён, «вдыхая срезы», собирать из них лишь условные и несовершенные конструкции, забывая спросить о начале. Стихотворение становится диагнозом не только современного сознания, но и самого акта поэтического высказывания, которое всегда имеет дело с «кусками» и «звеньями». Ирония финала («цепочки шеи украшают») придаёт этой горькой картине завершённость: мы не только страдаем от раздробленности, но и носим её как украшение, как данность, с которой смирились. Это одно из самых глубоких и бескомпромиссных философских высказываний поэта.
Бри Ли Ант 02.12.2025 16:14 Заявить о нарушении