Чемпион

Саидбег Махачев – Чемпион!
Слышали мы это многократно.
Прозвище такое с тех времен
Закрепилось за тобою, брат мой.

Сельский парень из семьи простой
Был для нас примером ты наглядным,
Как идти к медали золотой
И спортсменом стать перворазрядным.

Но коварна у судьбы стезя,
Драматично жизнь твоя сложилась,
В схватке главной Смерть ждала тебя –
Думала, что сдашься ей на милость.

Думала, что поворот судьбы
Злой, несправедливый и обидный
Сломит жажду жизни и борьбы,
Дух твой несгибаемый, завидный.

С той поры прошло немало лет
Духом ты не пал, как раньше весел
О тебе стихи сложил поэт,
Верю – сочинят немало песен.

Те, кто крепок духом и силен
Славу обретают в Дагестане.
Прозвище, что дали не обманет:
Саидбег Махачев – Чемпион

Легко ли писать о человеке, который прикован к инвалидному креслу уже более 40 лет? – Нет, совсем не легко…, даже если этот человек твой близкий родственник. Ведь для этого надо понять, прочувствовать его переживания и мысли с первого дня, как с ним случилась беда и далее…., в течении первого месяца, года, десяти лет…, сорока лет жизни, полной физических и душевных испытаний, если не сказать страданий. Я не был так близок к Саидбегу все эти годы, хотя мог бы…, даже должен был бы, поскольку это мой дядя.
С началом учебного 1976 года, я студент второго курса Дагестанского госуниверситета пришел в борцовский зал ДСО «Урожай» в парке Ленинского комсомола, зная, что там у легендарного Али Алиева тренируется мой дядя - Саидбег Махачев. Надо сказать, что борцом я был с тренерской точки зрения бесперспективным, потому что, несмотря на наличие определенной подготовки, опыта участия в районных, а позже и университетских соревнованиях, из 19 летнего парня уже сложно воспитать чемпиона – возраст уже не тот. Тем не менее, по просьбе Саидбега Али Зурканаевич все же взял меня в свою «группу мастеров». Но с Саидбегом мы виделись редко, поскольку он постоянно бывал в разъездах - то на сборах, то на соревнованиях, и тренировался , как один из перспективных и известных дагестанских борцов, по индивидуальному графику.
Когда в 1978 году Саидбег на своем автомобиле попал в аварию и оказался прикованным к постели, для всех его родственников, друзей, земляков это был шок. Это сейчас каждый второй занимается спортом и успешные, известные спортсмены есть в каждом селе, ауле и даже не в единственном числе, а тогда Саидбег был для своих сельчан и земляков, как первая ласточка, как человек- пример, чей успех вдохновлял многих на занятие спортом, им гордились…, а тут такая беда с ним случилась.
Однако, Саидбег достаточно быстро обрел душевное равновесие, не поддался длительной депрессии. Сказались, наверное, бойцовский дух, воспитание, школа борьбы и жизни Али Алиева - если ты не борешься, то какой же ты борец? Кто-то может сказать, что не всем, оказавшимся в такой ситуации оказывали поддержку и поднимали дух такие известные личности, как Расул Гамзатов, Омар-Гаджи Шахтаманов (двоюродный брат Саидбега), Магомед Сулиманов и т.д., не у всех такие преданные друзья и родственники, готовые стоять и стоявшие 24 часа в сутки рядом, когда это нужно и будут, наверное, в определенной степени правы, но …, если человек слаб духом, бесхарактерный и пасует перед трудностями – ничего не поможет!
Я часто задумывался над тем, как Саидбегу удается на протяжении долгих лет не терять своих друзей, даже приобретать новых, быть для них интересным и понял – у них нет к нему чувства жалости, т.е. они не приходят к нему, чтобы его жалеть. Даже самый добрый человек, преданный друг и брат чувствует дискомфорт от необходимости при каждом посещении больного, немощного человека выражать ему сочувствие, утешать его, искать нужные для этого слова и часто уходит от него неудовлетворенный собой, с чувством какой-то непонятной собственной вины и поэтому визиты становятся все реже и реже. С Саидбегом все иначе. Он всегда встречает с улыбкой и дружеским возгласом, никогда не жалуется на здоровье ( не дай Аллах нам пройти те испытания, которые пришлись на его долю), даже если кто-то спрашивает об этом – отвечает коротко, не вдаваясь в подробности и переводит тему разговора на более мажорную ноту, несмотря на ограниченные физические возможности не сидел дома, работал, был среди людей, и сейчас в курсе происходящих в мире и республике событий, в том числе в спортивной жизни, хорошо эрудирован и может поддержать разговор на самые разные темы, любит пошутить и сам понимает юмор. Одним словом - с ним интересно. И, пожалуй, не согрешу против истины, если скажу, что секрет верности друзей Саидбега в том, что в этой дружбе духовная, моральная поддержка не односторонняя, а взаимная. От Саидбега уходишь не с чувством тяжести на сердце, а какой-то легкости и благодарности в душе и с желанием побывать у него снова.
В последние годы, после возвращения из Москвы, где я прожил с небольшими перерывами 25 лет, общение с Саидбегом стало для меня просто душевной потребностью, поскольку открыл в нем родственную поэтическую душу. И способствовали этому, конечно, мой дядя и Саидбега брат – незабвенный Омаргаджи Шахтаманов и любовь к его поэзии.Несмотря на свои ограниченные физические и материальные возможности Саидбег сделал для сохранения памяти своего брата Омар-Гаджи 90% из всего того, что было сделано за прошедшие 30 лет после его смерти. Это и все юбилейные вечера и две изданные книги и еще многое другое.
В жизни всегда есть место героическому, всегда есть пример, которому хочется следовать. Для меня Саидбег – герой, победивший свой недуг, неподдавшийся унынию в силу трудных жизненных обстоятельств и пример, на который я равняюсь.


Рецензии