Андрей Берест. Часть 2. На край земли...
Начало пути
Как славно эта сказка начиналась,
покуда был неведомым конец.
Мир и любовь тогда с надеждой повстречались.
Отец -- царь македонский усмирился наконец.
В дворце проблема: сын - царевич подрастает,
но по науке до сих пор « ни дать, ни взять.»
Его престол отцовский ожидает
и надо срочно на учёбу отправлять.
К примеру, даже наш делец совсем немного стоит
и сам собою, скажем прямо, далеко не лорд,
Однако, сына своего он завсегда пристроит
и ни куда-нибудь, а в этот вот… в Оксфорд.
В то время, правда, Оксфорд, что в Британии туманной
имел лишь только стойла, бойню да тюрьму.
Выращивал бычков и, как это не странно,
он больше соответствовал названью своему.
А центр науки пребывал в Афинах.
Там греки древние творили чудеса.
И восхищаться ими были все причины.
Их мир боготворил. Им помогали небеса.
Царь Македонии решенье принимает:
«Мы так решили и того хотим…»,
и сына своего в Афины отправляет,
где Аристотель славился учением своим.
Так юный Александр становиться студентом.
Верней – учеником. Точней – одним из них.
Друзей он приобрёл там, пользуясь моментом,
и грыз гранит науки, усердно, за троих.
Но в оргиях в честь бога Диониса,
царевич Александр был не всегда один.
С ним часто видели весёлую девицу –
гетеру молодую из предместия Афин.
Любил её он кудри золотые,
волшебный взгляд и губы с кумачом,
и после римских бань, глядя в глаза лучистые,
скакать по сонным улочкам с гетерой нагишом.
Знал Аристотель, строгий как учитель:
в гульбе ученикам негоже потакать.
Поэтому, когда он их на лошади увидел,
то приказал рабам своим девицу отхлестать.
Царевич на Учителя не затаил обиды.
Учителя такого в целом мире не найти!
Он Александра научил как ставить Еврипида
и как о творчестве Гомера дискуссии вести.
Сократа философия и истина Платона
над головою юноши познанья свет зажгли,
а душу растревожили Учителя каноны
о тайне сокровенной, что на краю земли.
Где край земли уходит прямо в бездну,
откуда Солнце начинает путь,
там тайна станет лишь тому известной,
кто искусится за край света заглянуть.
Проходит всё… Закончились занятья.
Последний раз они пришли в учебный зал.
Там были речи и улыбки и объятья.
Сам Аристотель Александра поздравлял.
И вновь звучали цитры и разливались вина.
С друзьями Александр давал последний пир.
Прощай учёба! До свидания Афины!
Его ждала дорога и незнакомый мир.
Она простилась с ним, но не посмела
спросить его о том, что будет впереди.
И долго, долго в след ему глядела,
тревожно комкая платочек на груди.
Как быстро то проходит, что прекрасно!
О, время юности, без правил и забот!
Но Аристотель потрудился не напрасно
и Александр в науку закончил свой поход.
Дорога
Царь Македонии – Филипп брал часто книгу в руки
с суждением Платона о жизни древних царств
и, наконец , он принял выводы науки
о роли олигархии в крушеньях государств.
Для государств, считал Платон, все олигархии несносны:
они всегда враждебные и людям и царю.
А олигархи были, есть и будут вредоносны
казне, отечеству, народу, царю и алтарю.*
( * - см. работу Платона «Государство» )
Филипп провёл свою реформу без проволочек, складно.
И в этом первым был средь остальных царей,
когда монаршею рукой жестокой, беспощадной
избавил Македонию от касты упырей.
А знать, враждебная царю, пустила в ход коварство
и затаилася – пусть сын приедет из Афин.
Однако царь уже успел так обустроить государство,
что заработал там ремесленник, рыбак и крестьянин.
Разбогатела Македония. И по такому случаю
купцы спешили в гости к ней от дальних берегов.
В стране достаток появился, покой, благополучие
и армия могучая – защита от врагов.
Олимпия – мать Александра, была гулёной смолоду
и после бурных танцев- оргий ступила под венец.
Когда родился Александр, слух прокатился городом.
Скорее было любопытство: а кто же там отец?
«Филипп – распутник и гуляка!» - Олимпия созналась.
Он - то в походах, то в разъездах и, как всегда, один.
И, хоть минуло много лет, но я засомневалась:
а от него ли у меня родился этот сын?».
Когда добрался Александр до берега родимого,
знать македонскую тогда прорвало, наконец:
« Да посмотри ты на себя и на него любимого!
Есть что-то общее, скажи? Какой же он отец! »
Враги царя, в конце концов, своё свершили дело.
И вскоре македонский трон окрасил крови цвет.
В такой вот ситуации царевич неумелый
посажен был на трон державный в 19 лет.
Два года Александр выстраивал порядок,
хоть были недовольные, мол «мы на том стоим».
Он их от трона удалил, чтоб избежать загадок,
а армию могучую прибрал к рукам своим.
Манил Египет Александра своим былым величием
и той духовной силою, что покоряла мир.
Но на пути к нему стоял, силён до неприличия,
с огромным войском наготове град финикийский -- Тир.
В своём железном панцире, с султаном ярко-белым,
(от потреблённого вина кружилась голова)
царь перед фронтом проскакал притихшим, онемелым
и ветеранам прокричал призывные слова.
Вдруг, Буцефала развернув -- любовь свою извечную,
на финикийцев бросился . Летел как только мог!
В одной руке -- троянский щит, с звездой восьмиконечною,
в другой руке, над головой, сверкал его клинок.
Повержен враг! И первый шрам украсил тело воина.
О, как же много шрамов этих впредь Александра ждёт!
Клинок согнулся пополам и в панцире пробоина,
но на Египет путь свободен :« Воины, вперёд! »
Египет встретил македонцев народным ликованием,
за избавление от Дария, что был непобедим.
Все знали то, что перс разбит рукой чьей и старанием
и называли Александра спасителем своим.
По Нилу Александр проплыл на золотой ладье
и в устье для строительства, сам выбрал место славное.
Здесь вскоре был построен город, красивый как нигде –
« Александрия » – дело рук его, святое и державное.
В оазисе пустыни Сива, в монашеской обители,
жрецы Египта собрались своих святых почтить.
И пригласили Александра – царя - освободителя.
Они надумали ему о чём - то сообщить.
Жрецы владели с давних лет искусством тайнознания,
а Александр хотел узнать секрет свой, наконец.
Он им задал один вопрос, продуманный заранее:
«Скажите мне, святые старцы, так кто же мой отец?»
Сам Бог через оракула избрал ему дорогу.
« Ты Зевса сын! Отныне ты – Египта фараон!
Ты будешь впредь непобедим! Тебе помогут боги!
А имя полное твоё есть Александр - Амон.»
Оракул дальше извещал, что жизнь свою короткую,
но очень, очень яркую, он проживёт не зря.
Но ничего нет вечного – земного бесконечного!
И, что покой найдёт он здесь – у стен монастыря.
А после ночи таинства царя как подменили.
Все видели: путём побед пойдёт он до конца.
И поняли – на Александра в храме возложили
святую миссию Амона – миссию отца.
Царь Александр решенье принял – не ожидать оказии.
Он знал теперь, что каждая минута дорога.
И бросился во глубь ему тогда враждебной Азии
с во сто раз меньшей армией, чем армия врага.
Царь Дарий встретил Александра сам с миллионным войском,
и 30 тысяч македонцев вмиг окружил кольцом.
Он даже бой не начинал, хоть это было просто.
У македонцев шансов нет! Ни бегством, ни мечом!
Но вдруг, откуда ни возьмись, наполовину пьяный,
с горящими глазами, на голове – султан,
возник Двурогий Искандер. И с горсткою охраны
на Буцефале врезался в персидский плотный стан.
Когда до персов оставалось, примерно, 20 метров,
вдруг воины бывалые, что Дарию клялись,
на землю повалились так, как и трава от ветра.
А все их кони боевые на спины улеглись.
Смертельный ужас охватил всех тех, кто видел оное.
А те, кто ничего не видел, потрясены вдвойне.
Возникла паника в рядах, и воинство огромное
всё побежало, нам оставив загадку о войне.
Когда последние ряды бежали с поля боя,
громя, ломая и круша всё на своём пути,
то первые ряды тогда, в то время роковое,
топтали всех, упавших наземь и кто мешал пройти.
Гоплиты македонские, преследуя бегущих,
их сзади копьями разили, как скот, из-за спины.
То была бойня лютая, Апокалипсис сущий.
Так выполняли миссию Амоновы сыны.
На поле боя сумрачном подсчитывали павших.
Заката луч их осветил в кроваво – серой мгле.
Там, вместе с сотней македонцев, в сражении пропавших,
четыре сотни тысяч(!) персов лежали на земле.
Никто из современников, свидетелей сражения,
так толком ничего и объяснить не мог.
Сам Македонский утверждал, что это не везение,
а в ситуации такой им помогает Бог.
Разбитый Дарий после боя сбежал с друзьями в Скифию.
И вскоре ими был убит. Но в чём виновен он?
Царь Александр победным маршем продолжил Зевса миссию,
и с ходу взял великий город – древний Вавилон.
Оттуда двинулся на Каспий, как и советовали все,
желая Скифию с империей своей соединить.
Сеть поселений греческих создать в арийской полосе.
Народы, вплоть до Борисфена, к Амону приобщить.
Но дело с самого начала пошло не так, как надо.
Не мог он войско скифское в глухой степи найти.
Его манили с горизонта кочевников отряды,
но растворялись, как в тумане, с попыткой подойти.
Летучие отряды скифов, ломая все традиции,
в тылу, к закату, в бой ввязались там, где обоз стоит.
А утром двое уцелевших с передовой позиции,
весть Александру принесли, что авангард разбит.
Исчез обоз, что вызвало рассуды и тревоги.
Отряды все передовые разбиты сразу вдруг.
Царь молвил: « Нас на север не пропускают боги!
Ну, что же, коль нельзя на север, тогда пойдём на юг.»
И Александр ушёл на юг, покинув злую Скифию,
желая только одного – убраться поскорей.
Перевалив за Гиндукуш, он с войском вторгся в Индию,
где люди их превосходили духовностью своей.
Как не похож поход был этот на тот поход египетский,
где весь народ встречал царя вначале и в конце.
А в Индии народ встречал орду поработителей,
идя на смерть с мечом в руках, с презреньем на лице.
Индусы вновь и вновь бросали рати необъятные.
На поле боя места больше не было телам.
И, как на зло, с оружием творилось непонятное –
от вражеских мечей клинки сгибались пополам.
Мечи широкие индийские рубили, словно щепки,
железо македонское: шлем, панцирь, даже щит.
И удивлялись ветераны – какие они крепкие!
Но это чудо Александру никто не объяснит.
К исходу боя был пленён и царь индийский – Пор.
Его военные доспехи сам Александр одел.
Тот панцирь ни клинок не брал, ни боевой топор.
Нет ни царапины на нём! И царь оторопел.
« Нет ни царапины на нём! – царь, как ребёнок, рад.
Теперь с оружием таким мы будем впредь дружить! »
Так он впервые увидал грозу врагов – булат,
и понял то, что нужно войско им вооружить.
Здесь в Индии, царь встретился ещё с одним явлением,
к которому, как полководец, был просто не готов.
Когда индийцы перед боем сменили построение,
и бросили на конницу всех боевых слонов.
Истошный рёв вдруг огласил окрестные долины.
От топота гигантских ног дрожала вся земля.
Неслись слоны на македонцев – гиганты - исполины,
как сто галер под парусом, при шторме без руля.
И не помог обоз армейский, пред конницей поставленный,
телеги в щепки превратились под натиском слонов.
И дело было сделано – позиции оставлены.
Бежали кони боевые, бросая седоков.
С индийскими войсками, то первое сражение
всем ясно показало, что царь на всё готов.
И он нашёл возможности собрать вооружение,
которое не уступало оружию врагов.
И в боевых условиях реформы проводились,
которые касались и тактических основ.
Так в македонской армии впервые появились
элитные отряды боевых слонов.
Одновременно с армией царь создавал империю,
к которой подсоединил ряд покорённых стран.
Сначала был Египет – его удача первая.
И вот уже на горизонте – Индийский океан!
А в покорённых государствах « Александрии » строили,
где древнегреческим купцам готов был стол и дом.
И деньги, общие в империи, возможности утроили.
Всего таких построено 17 городов.
Верховный суд в империи вершил царь самолично.
И у него для этой цели был даже кодекс свой.
Так, если только виноват, и виноват прилично,
то наказание одно – ответишь головой.
Царь Александр судьёю был жестоким и надменным,
непревзойдённым знатоком процессуальных сцен.
Казнил он многих: от воров и до чинов военных.
Казнён был и его философ – мудрец Каллиофен.
Он показательно казнил несчастного Филона,
перед людьми нечестного и в жизни, и в бою.
Отца его родного – полководца Парменона,
за то, что знал и покрывал кровинушку свою.
И этим защитил солдат, ответивших любовью,
и обучил соратников и прочий весь народ,
что на войне филонить очень вредно для здоровья,
что лучше с песней, или молча, но обязательно -- вперёд!
Был в Александра верный друг – бесстрашный, смелый Клит,
что жизнь ему спасал не раз в походах и в бою.
Но как-то в пьяной ссоре Клит царем взбешённым был убит
тем , за кого он был готов жизнь положить свою.
После реформы в армии успех там был не редок.
И вот сегодня, на рассвете, разбит последний враг.
Раненье тяжкое царю досталось напоследок,
но продержался до конца он на своих ногах.
А после боя ветераны представлены к наградам,
к тем, что в империи имели самый высокий ранг.
Вглубь Индии путь был открыт, и воинов армады
марш завершили долгожданный к реке священной -- Ганг.
В седле прошло так много лет, что битвами богаты.
Не зря оракул предсказал – его не победить!
А за спиною – море крови. Измучены солдаты.
Устали кони боевые под сбруею ходить.
Сник напряжённых дней оскал, боями продиктованный.
Затихла музыка сражений, что были день назад.
У ног плескался Ганг священный свободный и раскованный,
и умирал сам бог войны в сознании солдат.
Разведотряды царь послал по разным направлениям,
чтобы они немедленно кратчайший путь нашли
туда, где солнце радует из бездны появлением,
где тайна сокровенная. Туда, где край земли.
В них опытные воины, достойные и мудрые,
те, что в походах исходили не мало разных стран,
пройдя леса дремучие и перевалы трудные,
все упирались, непременно, в Индийский океан.
Разведчики перед царём смутилися настолько,
что только старый ветеран смог внятный дать ответ:
«Со всех сторон там лишь вода. Одна вода и только!
И никакого края света там не было и нет!»
Но Александра убедить гоплиты не сумели.
И он надумал обратиться к та;мошним жрецам,
Что бы с их помощью найти тот путь к заветной цели,
который, он уверен был, известен мудрецам.
С завоевателем жрецы общаться не желали.
Особенно один из них был на язык остёр.
Царь пригрозил им смертной казнью, что сделал бы едва ли.
Но для острастки приказал разжечь в саду костёр.
Тогда жрецы индийские подняли к небу руки,
а седовласый старец, что на язык остёр,
не проронив ни слова ,и не издав ни звука,
ступил без колебаний в пылающий костёр.
И жест его отчаянный, как лицедея сольного,
который был направлен против варварства и зла,
вознёс над грубой силою дух человека вольного.
За это он ступил в костёр и там сгорел дотла.
Царь со своею свитою был потрясён увиденным.
Он понял то, что эти люди в ярме не станут жить.
И осознал он, наконец, своим умом обыденным,
что дух народа вольного ему не победить.
А перед смертью жрец сказал, что толку в том не будет.
Пустое дело не приносит желанного плода.
Что за водою – острова, где проживают люди.
За островами – вновь вода. Вода. Одна вода…
Все видели, что армия на Ганге заболела
и, что она способна от безделья умереть.
И царь решил, чтобы гоплитов не отлучать от дела,
найти дорогу давнюю в затерянный Тибет.
Но тут восстала армия – те самые гоплиты,
которые ещё в Египте путь начинали свой.
Не все они дошли до Ганга. Многие убиты.
Но их призыв понятен всем: «Немедленно - домой!»
Закрылся Александр в палатке, охраной окружённый.
Он не хотел ни есть, ни пить, ни видеть никого.
И просидел в уединеньи три дня, как прокажённый,
вдруг осознав, что отвернулись боги от него.
Через три дня сподвижникам он объявил решенье,
и с ним - одно условие и меморандум свой:
не будет больше армия участвовать в сраженьях,
а прямиком из Индии отправится домой.
На Ганге там, откуда вид пленительный и тонкий,
поставили колонну, посадили олеандр.
Царь приказал оставить надпись живущим и потомкам,
что здесь остановился воитель Александр.
Пойти обратно севером? Но армия не справится!
Для этого ей надобно поздоровее быть:
пройти арийским поясом, со Скифией расправиться,
до Борисфена и до Истра народы покорить.
И Александр со свитою, ему до гроба преданной,
чтоб нападенья исключить врагов со всех сторон,
решил идти дорогою раз пройденной, изведанной.
И возвратился той дорогой обратно – в Вавилон.
Двенадцать лет он воевал под зноем и под ветром
и покорил десятки стран, где стал царём теперь.
На Буцефале двадцать тысяч промчался километров,
где были торжества побед и горести потерь.
Банкет торжественный большой устроил царь для воинов.
Пока не разлучила их дорога далека!
Пока свежи воспоминанья и раны не загоены.
Ещё, быть может, потому, что в жизни – всё пока!
Звучали цитры звонкие и барабаны разные.
Такого раньше никогда не видел Вавилон!
По центру царь сидел с друзьями, и музыканты праздные,
а девять тысяч ветеранов – с четырёх сторон.
Царь часто замечал своих солдат со спутницей.
Там молодые женщины искали женихов.
И снова древний Вавилон стал городом - распутницей,
где в оргиях ночных погрязли и верность и любовь.
И Александр устроил свадьбу, и свадьбу грандиозную.
Там было восемьдесят пар – невест и женихов.
А в первой паре был он сам с принцессой грациозною.
Так начиналась эта сказка про царскую любовь.
Его невестою была прекрасная принцесса –
дочь Дария – разбитого персидского царя.
Она отлично понимала, что Александр – повеса.
Замужество её спасало от стен монастыря.
Те, кто рождён летать на крыльях, спокойно жить не могут.
Претит им жизнь оседлая, уют где и любовь.
Бессильны здесь увещеванья и слёзы не помогут.
Забыв царевну, Александр поход задумал вновь.
Хотел он Африкой пройти – вперёд до Гибралтара.
Но помешал ему тогда один больной вопрос –
та рана незакрытая его не отпускала,
как и болезнь коварная, что с Индии привёз.
Болела рана тяжкая и думал он о тризне.
А неизвестные недуги сломали прежний дух.
Когда- то был он рысаком, но годы прежней жизни
сгубили тело молодое и взгляд его потух.
Но не болезни и не раны его одолевали.
Воспоминанья навалились на душу болью всей.
В полубреду иль наяву – он сознавал едва ли,
но ясно видел, как в сраженьях терял своих друзей.
«О, други , братья кровные, я вас уже не слышу!
Придите, станьте рядом, как в те лихие дни!»
Очнулся – рядом никого. И только голос свыше:
«Ты не зови их понапрасну! Не придут они.»
Во дни раздумий тягостных о тех, что потерял он,
когда и сам не понимал он бредит или спит,
закрыв глаза, он видел сон, один и тот же тяжкий сон:
в доспехах воинских стоит перед глазами Клит.
Письмо последнее своё он написал Учителю,
где попросил его помочь изгнать сомненья дым.
Закончил так, что для народа всегда был победителем,
и в памяти его хотел остаться молодым.
А дни последние свои провёл царь с Птолемеем.
О чём беседа там велась расспрашивать не смей!
Когда придёт тот день и час, он тайну сам развеет.
Душеприказчиком царя назначен Птолемей.
Учитель Александру присылает человека,
и с ним был ослик старенький, а в курдюке - вино,
бокалы очень звонкие, что изваяли греки,
в футляре запечатанное битумом письмо.
В нём выбор снова подтверждается Учителем.
И пишет он, сомненьем не томим:
«Всегда в душе народов ты будешь победителем,
а в памяти людей ты будешь молодым!»
И Александр, как и надлежало небожителям,
удостоверившись, что нерушим канон,
спокойно принял от посланника Учителя
наполненный цикутою флакон.
Пришло в сознание, что лаврами увенчанный,
по сути, в этой жизни он был всегда один.
И где-то в памяти его мелькнула снова женщина –
прекрасная гетера из предместия Афин.
Померкли все невзгоды и обиды
перед извечным «быть или не быть».
И этот древний сад Семирамиды
был избран, чтобы тайну сохранить.
Он первым сделал шаг за бесконечность.
И в этом, средь друзей, он был неповторим.
Шагнув в бессмертье, окунулся в Вечность.
И Вечность расступилась перед ним.
А в том прекраснейшем саду, людьми не позабытые,
цвели вечнозелёные деревья и кусты.
И в окна старого дворца, с утра дождём умытые,
заглядывали белые магнолии цветы.
На заднем дворике садовник впряг ослика в повозку.
Его жена ведёрком поливала виноград.
А их сынок на цветнике поймал себе стрекозку.
Жизнь протекала точно так, как сотни лет назад.
Эпилог
Какой же эпилог, когда сомнений меньше
и чуть рассеялся сакральной тайны дым?
Каким был Александр – знаток вина и женщин,
что навсегда, для всех остался молодым?
Да, каждый шаг ему давался смертным боем.
Сам Зевс – Амон такой назначил путь.
Он одержим был страстью роковою –
стремлением «дойти и заглянуть!»
И, чувствуя кончину в теле бренном,
он молвил то, что и один Поэт:
«Да будет пусть вовек благословенным,
что выпало процвесть и умереть!»
Давно ушёл он славою увенчанный.
Две тыщи, с лишним, лет остались позади…
Стоит в Афинах мраморная женщина,
и молча комкает платочек на груди…
Свидетельство о публикации №119040604912