Как посадить вертолет при отказе двигателей?

Если во время полета у самолета отказывают двигатели, пилот имеет шанс спланировать и спасти машину и пассажиров. Бытует мнение, что раз у вертолета нет крыльев, то он не может планировать. Неужели отказ двигателя означает гибель винтокрылой машины? Нет, вертолет может совершить посадку в режиме авторотации винта.
 
 Авторотация – вращение несущего винта вертолета с помощью набегающего потока воздуха. Во время авторотации создается подъемная сила, достаточная для планирования, маневрирования и мягкой посадки судна.
Режим авторотации чаще всего используется для аварийной посадки вертолета при отказе двигателя. Так же она применяется, когда выходит из строя рулевой винт (или нарушается управление по рысканью), в результате чего продолжать нормальный полет невозможно.
Авторотация – это аварийный режим, который тем не менее необходимо освоить любому пилоту, но только под руководством опытного инструктора. От умения управлять вертолетом в режиме авторотации зависит жизнь экипажа и пассажиров.
 
 Как работает авторотация
Когда несущий винт вертолета раскручивается за счет энергии двигателя, он создает нисходящий воздушный поток и функционирует по принципу пропеллера, который ориентирован в пространстве горизонтально.
Если во время полета перестает работать двигатель, скорость вращения винта начнет падать, а машина ; терять скорость и снижаться. В этот момент на лопасти начинает действовать набегающий снизу поток воздуха. Это воздействие, при соблюдении определенных условий, раскручивает несущий винт, который снова создает подъемную силу. В режиме авторотации винт работает как горизонтально ориентированная ветряная мельница.
Чтобы при авторотации кинетическая энергия не тратилась на вращение двигателя, в вертолетах используется обгонная муфта. Это элемент трансмиссии, который блокирует передачу крутящего момента с ведомого вала на ведущий. Обгонные муфты также используются в велосипедах. Благодаря этим устройствам педали не вращаются, когда велосипедист, съехав с горы, по инерции продолжает движение по горизонтальной дороге.
Кстати, у гиропланов (автожиров) несущий винт вращается и создает подъемную силу только за счет авторотации. Воздушные суда этого типа похожи на вертолеты внешне, но летают они скорее по принципу самолетов.
Несущий винт гиропланов всегда работает в режиме авторотации
 
 Как посадить вертолет в режиме авторотации
Аварийная посадка в режиме авторотации входит в курс подготовки пилотов гражданских вертолетов. Алгоритм действия летчика зависит от типа воздушного судна, высоты и скорости полета, места посадки и других факторов. Схематически его можно описать так:
•Сразу после отказа двигателя пилот должен перейти на режим авторотации. Благодаря наличию муфты холостого хода несущий винт будет вращаться под воздействием набегающего снизу потока воздуха без сцепления с валом двигателя.
•Если после отказа двигателя скорость вращения винта резко снизилась, его необходимо раскрутить. Пилот должен уменьшить общий шаг до минимального. Это раскручивает винт, но уменьшает создаваемую им подъемную силу. Одновременно летчик должен оценить высоту и скорость снижения судна и установить стабилизированный режим снижения с помощью органов управления.
•Если после отказа двигателя винт вращается с высокой скоростью, машина будет снижаться довольно быстро. Это компенсируется увеличением шага, что повышает, однако, сопротивление несущего винта и уменьшает его обороты.
•За несколько метров до земли пилоту необходимо достаточно резко увеличить шаг и компенсировать увеличение угла тангажа вертолета отдачей ручки управления «от себя». Это практически останавливает горизонтальное движение машины, однако и обороты несущего винта при этом резко снижаются. Вертолет относительно плавно опускается на землю. В идеале, спуск получается почти вертикальным или с коротким пробегом.
Легкие вертолеты, например, Robinson R44, в режиме авторотации под управлением опытного пилота могут ненадолго зависать в воздухе. Благодаря этому посадка получается мягкой. Управлять тяжелыми воздушными судами при отказе двигателя сложнее. Поэтому посадить их с помощью авторотации без повреждений удается не всегда, но такие вертолеты всегда снабжены двумя двигателями, что значительно повышает уровень безопасности.
 
 Двойной рекорд Жана Буле
Французский пилот Жан Буле в 1972 году установил за один полет сразу два рекорда, которые не побиты до настоящего времени. Летчик рассчитывал достичь рекордной высоты на своем A;rospatiale SA.315B Lama. Это ему удалось: машина поднялась на фантастическую высоту ; 12 442 метра над уровнем моря.
А вот второй рекорд получился спонтанным. У Жана Буле не оставалось выбора, так как на огромной высоте из-за перегрузок вышел из строя двигатель. Пилот перешел в режим авторотации и посадил машину. Летчик и его машина даже не получили повреждений.
 
Жан Буле в кабине вертолета (см. фото)
После необычного полета Жан Буле остался в авиации. До выхода на пенсию он работал летчиком-испытателем ВВС Франции.
Авторотация – «штатный внештатный режим»
Режим авторотации позволяет мягко посадить вертолет в случае отказа двигателя. Выход из строя силовой установки – это, без сомнения, крайне опасная аварийная ситуация. В таких условиях у летчиков остается единственный шанс избежать катастрофы, но действовать необходимо быстро. Именно поэтому в программу подготовки пилотов вертолетов входит тренировка посадки в режиме авторотации. Конечно, для гарантированно мягкой посадки в тренировочных полетах за несколько метров до земли двигатель вновь запускают, но навык закрепляется и совершенствуется без малейшего вреда для воздушного судна и его экипажа.
Пилотов готовят к посадке со свободно вращающимся винтом в расчете на то, что они будут действовать в аварийной ситуации так же уверенно и спокойно, как и во время штатного полета. А это повышает безопасность пассажиров и вероятность мягкой посадки.


Рецензии
… Ну и пару слов…- Авторотация операция сверхсложная. После отказа турбин ( а они сверху ) вертолёт буквально через секунды начинает опрокидываться. Особенно если у него смещён центр тяжести. С парашютом покидать его нельзя - летчик может попасть под несущий винт. Чтобы это не произошло, существует система синхронного отстрела лопастей с помощью встроенных зарядов. При активации процесса катапультирования лопасти отстреливаются, дабы обеспечить летчикам безопасное пространство над головой для экстренного покидания машины. Система отстрела лопастей применяется на военных вертолетах Ка-50 и Ка-52, ( стоит на вооружении ВС РФ в настоящее время).
Есть ещё один интересный летательный аппарат - Автожир (гироплан) винтокрылый аппарат, использующий для создания подъемной силы свободновращающийся в режиме авторотации (без двигателя) несущий винт и второй винт толкающий. Его изобрёл испанский инженер Хуан де ла Сиерва в 1919 г. Автожир С-4 совершил свой первый полёт в 1923 году. Большинство автожиров не могут взлетать строго вертикально, им требуется короткий разбег для взлёта (10—50 м), Почти все автожиры способны к посадке без пробега или с пробегом всего несколько метров, к тому же эти аппараты способны висеть на одном месте при сильном встречном ветре. Таким образом, по манёвренности они находятся между самолётами и вертолётами, несколько уступая вертолётам и абсолютно превосходя самолёты, особенно по безопасности полёта. Автожиры летают со скоростью до 180 км/ч (рекорд 207,7 км/ч), а расход топлива составляет 15 л на 100 км при скорости 120 км/ч. , напоминая автомобиль с той разницей, что двигается он по воздуху…

Валерий Анатольевич 2   08.04.2019 20:40     Заявить о нарушении
Спасибо, ВАЛЕРА, но для меня это новый виток!)) Ведь авторотация сохраняет всех: и людей, и машину, а тут возможность спастись имеют только люди, а дорогостоящая машина - всмятку... Благодарю тебя УМНИК!)

Татьяна Сергеева 9   08.04.2019 21:06   Заявить о нарушении
… Ну главное - спасение экипажа. У этих вертолётов соосная система винтов. (два лопастных винта на одной оси, без заднего стабилизирующего винта). На авторотации его садить бессмысленно - вращение винтов в разные стороны…

Валерий Анатольевич 2   09.04.2019 05:48   Заявить о нарушении
Посмотрела ролик, где пилот прекрасно, мАстерски сажает машину, все живы и машина цела. Спасибо, волнительный момент, будто в одной кабине сидишь, съёмка идёт из кабины гироплана, прекрасный вид сверху.)

Татьяна Сергеева 9   09.04.2019 17:12   Заявить о нарушении
... Можно полетать и в кабине ТУ-154 с экипажем (и взлёты, и посадки) - попадаются в интернете видео...

Валерий Анатольевич 2   09.04.2019 18:40   Заявить о нарушении
… Есть ещё один уникальный летательный аппарат - Синхроптер, вертолет с перекрещивающимися лопастями винтов. Эта необычная схема была придумана А. Флеттнером в Германии в конце 1930-х годов. Первый вертолет - Flettner Fl 265, создан в 1939г. Синхроптеры относятся к вертолетам поперечной схемы, оси вращения винтов расположены под углом другу к другу, а плоскости вращения — пересекаются. Несущие винты вращаются синхронно в противоположные стороны, а их валы связаны друг с другом жесткой механической системой. Это гарантированно предотвращает столкновение лопастей. Поэтому вращение винтов синхронизировано, откуда и название "синхроптер". Их было создано много (Kaman 225 в 1951 г. НН-43 "Хаски" в 1953 г. и другие) Преимущества такой схемы - хорошее использование мощности двигателя, повышенная устойчивость, и отсутствие необходимости в хвостовом винте. На всех синхроптерах Камана есть уникальная особенность. У них, нет автомата перекоса. Управление осуществляется сервозакрылками на лопастях винтов. И поднимают эти машины намного больше своего веса…

Валерий Анатольевич 2   10.04.2019 10:29   Заявить о нарушении
Удивительно, привет, винты вращаются в противоположные стороны, понятно, зачем, а двигатель один? Для меня этот вопрос всегда удивителен, как от одного двигателя, дающего вращение, например, по часовой стрелке, получить вращение против ч.с. Модификация, которую я посмотрела, как раз со смещённым центром тяжести, почти вся масса в кабине, которая тоже облегчена до минимума. А винты ориентированы сразу со сдвигом фаз и, при жёстком креплении, конечно, никогда не пересекутся. Но, вдруг какой сбой, и винты уничтожат себя, оба, и... машине - конец! опрокинется и будет кувыркаться до земли и планировать не на чём... Благодарю, УМНИК!))..

Татьяна Сергеева 9   10.04.2019 12:27   Заявить о нарушении