печатается в черновике
дочерям России
Прасковья–Сибирячка
Если Бог посвящает
в паломники с ранней весны
(Где дороги – к Нему,
где – обратно
– поди сличи…)
От Ишима до Санкт–Петербурга – не пол
версты…
Почитай – три – четыре
тысячи…
/Почитай – двести лет – тому – пустоши,
степь,
тайга…
/Повстречает - какой человек? –
Не убьёт?...
Не обидит?…
Так ли жизнь трудовая, как эта дорога текла,
/Ну а что там –
за горизонтом –
МОЛИТВА увидит.
Всё увидит – то путь
между гиблых болот
без дна
- Намокающая до исподней девичьей рубахи -
То – метельною ночью,
МОЛИТВА,
– по лесу одна,
Ни медведя не встретив,
ни волка,
ни росомахи;
Через двести лет встанет ей памятник
- где Ишим,
Как предвидел её во сне
архитектор Клыков,
Через двести лет – так же архивы –
закрытый режим...
Ну а мы –
по легендам элит
и юродивых кликов...
- Не задрали собаки в деревне таёжной,
глухой,
(Раскрасавицу
– из всех –
лишённых
сана
дворянок)
Торговали купцы,
– только видели, –
наперебой,
Обещали атласы,
алмазы ,
да терем
ярок;
Её всю просмолило дорогой,
и дымом костра,
– И ни кто не убил,
не украл,
и никто не обидел,
Всё - МОЛИТВА
– в глазах –
как живая вода
чиста,
Что узнает - и дом деревенский,
и Божья Обитель;
Память гложет тревожное
матушкино
чело,
На груди –
как Икона её,
- свет с родного порога…
Уставала МОЛИТВА –
не снилось уже ничего…
Днём и ночью –
дорога,
дорога,
дорога,
дорога…
Днём и ночью – больна ли,
здорова,
(сыта,
голодна);
Днём и ночью
– посох,
прерывистый сон под рогожей
(То лишь Божее дело –
«родительская ли вина)
То лишь Божее
– дело –
простит ли Помазанник Божий…
(Стан простужен, Глас хрипл,
струп на каждой ноге
набух),
Но, привычно к работе,
не сдастся девичье
тело,
Погибала МОЛИТВА…
как ангел - Екатеринбург –
Удержал до весны
(как она бы идти не хотела…)
Путь – не ближний –
не минуло
даже
и трети
его…
(Её воля и нервы, и девичий стан –
крепче стали)
Она вынесет всё,
что на плечи её б ни легло.
Сердобольные Благотворительницы не пускали;
Не пускали болезни,
(молитвы
добрых людей);
Впереди и мороз, и пурга,
и безлюдье нагое;
(Обучили
грамоте – как добрым людям видней)
Обучили –
как лучше пройти сквозь Уральские горы.
Любовала ли их
её чистая
девичья
стать
(Не соврал её –
ни русский скульптор,
ни Ангел –
Клыков)
Про неё всей Европе
книги
ещё
писать…
Выбирая
из множества
истинных
русских
Ликов…
(Сколько им наносили
невольно,
вольно
вреда,
…Уезжали с их бедами,
с «Грозами»,
в смуты бросаясь,
Уходили в Европу,
Америку
навсегда…
/Гены лучших
некрасовских,
клыковских,
/ русских
красавиц)
Где Суворов
с богатырями
Альпы прошёл -
Может быть и они будто добрые ангелы были.
У подножия Альп
во лице италийских
жён
(Где чужие полки )
у ручья белы ножки
мыли...
Только Русь не скуднела ни духом,
ни славой – красой
– Нарожает и новых героев, и новых красавиц,
Восстанавливает -
Храмы,
паствы,
как листья с весной,
(Сколько б, сдуру,
как баре с плеча,
ими мы не бросались);
Сколько не было б смут,
войн,
предательств,
ложных дорог,
(Сколько б не отводили глаза,
не морочили голову)
– Возвращалась культура,
Отечество,
Вера –
в свой срок,
Экс – дворянкой Параскевой –
«Елизаветой»
Луполовой.
Что причудилась в весях
и Храмах?
Приснилась во сне?
Перестав быть холопкой,
чернавкой за грош,
разиней,
Собиралась –
как будто в дорогу
к Богу,
к весне –
Раскрасавицей
из всех
лишённых
санов
Россия.
Так и – в т ы с я ч а
в о с е м ь с о т
. ч е т в ё р т о м
году
(По проторенным трактам,
проталинам леса
голого)
По прошествии лет,
у Европы
– всей,
на виду,
/ Вырастала / сибирской весной
Параскева Григорьевна…
Шла с иконой и верой,
заплечным мешком налегке,
(По горам – где бажовские сказы
/ «дела
Демидовых»)
Шла на / барке со сплавами
по Чусовой
реке
Мимо всех «Великанов»,
«Бойцов»
жИвых
и доломитовых;
Там, где будущие
совхозы,
заводы,
прогресс,
Где откроют алмазы,
(а ГЭС «задробят»
надолго)…
/Где ГУЛАГ будет –
«Створ»
(для Понышской
Вашнуринской ГЭС);
Там, где снята
«Угрюм
река»,
а потом
«Волга – Волга»;
А пока проносились
«Сибирский»,
«Заплотный»,
«Темняш»,
И семидесяти «перегонам»
хребты
ковыряли,
Под цветущий,
по ранней весне,
дух таёжный,
пьянящ,
«Молевые» леса
и «железные
караваны»…
Справа, слева – притоки
«Сыявица»,
«Утка»,
«Сулем»,
«Койва»,
«Усьва»,
«Серебрянная»,
«Межевая
утка»;
Сколько тёмных преданий услышано,
светлых судеб,
Сколько будет записано новых
не сиюминутно.
И –
то слева,
то – справа
ведут
чусовые «бойцы»,
И – то сверху, то снизу вода понесёт
опавши ,
(Так спускали свои караваны деды,
отцы;
Так свои поведут караваны потомки
наши);
И по талой воде до Перми.
– И пусть Боги прострят.
Где – открыты пруды заводские,
где паводок в силе
- Каждый сплав – за сто барок
(по сто тон, по сто пятьдесят)
И чугун, и железо, и золото
для всей России.
Семью семь
поколений
работных
ладони
сотрут,
Семью – семь уже было
Строгановых,
Шуйских,
Демидовых;
И Шайтанский,
и Ревдинский,
и Билимбаевский пруд
Сплавам воду дадут караванов,
доселе невиданных.
Сколько раз,
в христианских раздумьях,
у края борта,
И бок о бок
с работными русскими богатырями,
Параскева Григорьевна
мудрость свою
обрела,
А тайга с переборами
эхом её повторяли.
Шли по сплаву
габёжные лодки
с готовой свечёй,
Полубарки,
коломенки – с рыбьим,
оленьим
жиром
(А обратно, на вёслах,
«Святыни»
- с молитвой – мечтой,
Византийские ризы
Воздеть
за глухим
Ишимом;
Со всего Зауралья,
с Урала -
/добро,
добро;
По над всеми притоками –
пристани,
пристани,
пристани;
Конский волос,
алмазы,
золото,
медь,
серебро,
Под приказные взоры
и переучёты
/непристальны…
Сколько пристаней,
сколько "заплывов"
вдоль каждой скалы,
Ах! - работная косточка –
пристань народа несноская
… «Чусовская»,
«Осленская»,
«Старошайтанская» и
«Утка Яковлева»,
«Усть Дыловская»,
«Крылосовская» …
Обращаясь в Отечество –
точно
в портал
временной,
Для великих
деяний
и тайных
Молитва
проторена
Утвердилась
со сплавом,
работным народом,
страной,
Как подвижница
/ русская
Параскева Григорьевна.
/Впереди её думы
до Вятки,
Казани,,
Москвы
/(И обеты её)
до Новгорода,
Петербурга,
/ Впереди её - Библии,
книги,
/ сакральны,
мирски -
/Неужели монашество –
действеннее?
Да будто!
Да – когда не хватает
земли
для каждой
семьи
/– "Снаряжались "–
до Нового Света,
до Гроба Господня –
(Но Российские земли
– одной шестой суши
сильны –
Золотой век – на завтра,
Серебренный век –
сегодня).
/Да! - Когда
на державу
предательство
/заползёт,
/И нацисты,
бесчинства,
расколы -
в Мечети,
в Храме
/- То в Российской империи
Истинный Праведник – тот,
/Кто как Крымский мост
– между
всеми её берегами.
/До царя Параскева Григорьевна,
/ (с Богом!)
дойдёт.
(И /молитве святой, и мирскому служенью
– не против)
…Просто век у России…
да и в Европе – не тот.
/Чтоб такой вот характер -
да в келью,
- горбат…
и юродив…
/Просто русская поступь,
/ чистейшая
красота,
/- И икона, - такие
и Бог бы,
и люди заметили,
/Просто мир -
/это три
России
в длину
раскрестя,
/А сама она верит и молится -
не за этим ли?
Просто смысл
России
духовность
и мир
нести,
/– На эпоху –
Европу,
Америку,
опережая
/(Сколько раз и Урал,
и Сибирь
/ - всех -
могут спасти…
/Уничтожить фашизм,
и построить
подобие рая…)
Параскева Гртгорьевна –
Божий ли
человек?
– Пол России пройдя –
многолюдья,
безлюдья,
стужи –
Скоротает в молитвах и свечках
свой девичий век?
Или Благу
Отечества
как то ещё
Послужит?
Неужели такая -
российская смелость и стать
Кашей постной
будет давится,
в стену -
молиться...
(Бог - везде -
даже там,
где есть сильные чувства
и страсть...)
И Отечеству
послужить
никто
не побоится...
Эх, расправьтесь
плечи,
раздайтесь
вежды мои!
Да на мир поглядите
зеницы
голубоокие,
- Ведь Россия
- не только -
одна
шестая
земли!
Она дальше земли -
и за все океаны глубокие.
Как с Иконой Лопуловой -
тысячи миль
пройдя
(Исповедуя образ не русской Марии Терезы)
Под контролем иметь иноземные ей города.
Обозначив Отечества Праведные интересы.
/Ты похожа ль, Россиюшка
/удалью,
статью ,
красой,
/Пересилив любую мирскую стезю непокорную,
На реку Чусовую разливами ранней весной,
На любую из дев наших,
- на Параскеву Григорьевну?
Будет сватать её
и свой,
и заморский
пижон
(Как дошла до царя –
всё портреты с неё
писали)
А она -
сплавом к Вятке,
в Казань и к Москве
- пешком,
Скромный чёрный платок,
скромный чёрный подрясник без талии…
В "Королевском",
"Ла-Скала",
"ГАБТе"
- не хватит
мест.
И балетам, и операм - будут скандировать стоя...
- Будут славить её Бурновиль,
Доницетти,
де Местр,
Будут славить
Бернар,
Полевой,
Струйский,
Мёллер,
Джойя.
Появились поклонники,
(истовые
сыры),
О ней книги напишут,
оперы будут
ставить.
/А она всё свободное время,
- в Монастыри,
И не застит богатства глаза,
никакая
зависть;
– Параскева Григорьевна!
– спрашивали
её:
– Чай , - хлебнула,
дорогой,
отчаиваясь,
печалясь?
Отвечала всегда:
«Да!
- Хороших людей.
И добро…
А худые
люди
/ мне очень
редко
/ встречались.»
Говорят – её Бог за смирение
/ полюбил,
/Забирал
– раскрасавицей –
в двадцать пять лет
монастырских…
(Мало знает Отчизна пустых
или ложных могил?
До сих пор засекреченных
в царских,
советских
сысках)
До сих пор пол Европы
с Америками на сносях.
Повстречаешь красавицу –
русская тень
за нею.
И о наших легендах –
по миру
во всех новостях
/(Все кликуши
о русском влиянии
раззвенели).
////В каждом веке есть помыслы низменны и высоки...
Или судьбы - как ветер свежи,
или нудно оседлы...
А историей движут не маменькины
сынки
Или папины дочки, а истинные непоседы.
/Девятнадцатый век
(где Италия,
а где - мы?)
Может быть (весь сезон)
из одной театральной
ложи,
Вниз, на сцену,
знакомый взгляд
из мерцающей тьмы,
А ... глаза и лицо на ишимские
не похожи.
Век двадцатый
(семнадцатый или любой
другой)
В полусказочном блеске, в убожестве нищей Америки
- Повстречается взгляд, как болотный ишимский огонь...
Ничего не поймя,
восхищёнными
взглядами
смерите...
Это школа,
и дело - не в чьей то конкретной судьбе -
И история -
и России,
и целого мира.
И в каких то архивах лет триста (на самом
дне)
И кресты, и геройские звёзды,
и терн,
лавр,
мирта.
В одной тысяче
семисотых,
в десятых годах
– Что ни день –
три – четыре войны,
три – четыре
бунта,
(И везде – непоседы,
как дома,
а не в гостях),
И – не вёрсты,
а тысячи миль
до Санкт- Петербурга..
Параскева Гргорьевна, как
/ (и отцу невдомёк)
Все науки,
и языки,
и геополитика;
Вся Европа,
Америка,
Африка,
Ближний Восток;
(Где не крикнешь
(даже рожая!)
по русски: – «Подите ка!» )
Опуская налёты веков, пересуды,
враньё,
Я ещё - где - Молитва,
по сплаву,
от пристани
к пристани
И предвижу –
не просто Отчизне Служенье её,
Пусть ещё никакое решение ею не принято.
Пусть пока она трудница в северном монастыре...
Где (в закрытом гробу - потому что
- через неделю...)
- По депеше дьячка похоронят (в чахотке помре)
Ну а я в Ваши смерти - не верю,
не верю,
не верю...
.
.
.
.
Параскева Григорьевна,
солнце – с легенды –
плиты,
На которую Храмный Алтарь
в Вашу честь положили,
Третий век не желает,
как водится,
блики плести
– Пролетает версту за верстой,
километры,
мили.
Говорят, ни один из портретов Ваш – не сохранён,
Что писали в Москве,
Нижнем Новгороде,
Петербурге,
Не служить
украшением роскоши
чьих то хором
– Красота и Молитва
а где же Вы сами
будете?
И как русское таинство – что уже не разрешим,
(От замужеств откажетесь,
даже от царских
денег),
Как не взял византийские ризы далёкий Ишим
– Православный российский подрясник,
как Вы, пододенет.
И как царские деньги - отдали Вы Монастырю.
Где впервые прочли, что Вначале Бывает Слово -
Где не шли бы Вы
и по Лавру
и по Терну -
Возрождаетесь с русской Россией
снова и снова.
Из книги посвящения Мариинскому театру, балерине Олесе Новиковой
Свидетельство о публикации №119040403808