печатается в черновике

Души и Ангелы Мариинки

                дочерям России

                Прасковья–Сибирячка

Если Бог посвящает
                в паломники с ранней весны
(Где дороги – к Нему,
                где – обратно         
                – поди сличи…)
От Ишима до Санкт–Петербурга – не пол
                версты…
Почитай   – три – четыре 
                тысячи…

/Почитай – двести лет – тому – пустоши,
                степь,
                тайга…
/Повстречает - какой человек? –
                Не убьёт?...
                Не обидит?…
Так ли жизнь трудовая, как эта дорога текла,
/Ну а что  там –
                за  горизонтом –
                МОЛИТВА увидит.

Всё увидит – то путь
                между гиблых болот
                без дна
- Намокающая до исподней девичьей рубахи -
То – метельною ночью,
                МОЛИТВА,
                – по лесу одна,
Ни медведя не встретив,
                ни волка,
                ни росомахи;

Через двести лет встанет ей памятник
                -  где Ишим,
Как предвидел её во сне
                архитектор Клыков,
Через двести лет – так же архивы –
                закрытый режим...    
Ну а мы –
              по легендам элит
                и юродивых  кликов...

- Не задрали собаки в деревне таёжной,
                глухой,
(Раскрасавицу
                – из всех –
                лишённых
                сана
                дворянок)               
Торговали купцы,
                – только видели, –
                наперебой,
Обещали атласы,
                алмазы ,
                да терем
                ярок;

Её всю просмолило дорогой, 
                и дымом костра,
– И ни кто не убил,
                не украл,
                и никто не обидел,
Всё - МОЛИТВА
                – в глазах –
                как живая вода
                чиста,
Что узнает - и дом деревенский,
                и Божья Обитель;

Память гложет тревожное
                матушкино
                чело,
На груди –
               как Икона её,
                -  свет с родного порога…
Уставала МОЛИТВА –
                не снилось уже ничего…
Днём и ночью –
                дорога,         
                дорога,
                дорога,
                дорога…

Днём и ночью – больна ли,
                здорова,
                (сыта,
                голодна);
Днём и ночью
                – посох,
                прерывистый сон  под рогожей
(То лишь Божее дело –
                «родительская ли вина)
То лишь Божее
                – дело –
                простит ли Помазанник Божий…

(Стан простужен,  Глас хрипл,
                струп на каждой ноге
                набух),
Но, привычно к работе,
                не сдастся девичье
                тело,
Погибала МОЛИТВА…
                как ангел - Екатеринбург –
Удержал до весны
                (как она бы идти не хотела…)

Путь – не ближний –
                не минуло
                даже
                и трети
                его…
(Её воля и нервы, и девичий стан –
                крепче стали)
Она вынесет всё,
                что  на плечи  её б ни легло.
 Сердобольные Благотворительницы не пускали;

Не пускали болезни,
                (молитвы
                добрых людей);
Впереди и мороз, и пурга,
                и безлюдье нагое;
(Обучили
                грамоте – как добрым людям видней)
Обучили –
           как лучше пройти сквозь Уральские горы.

Любовала ли их
                её чистая
                девичья
                стать
(Не соврал её –
                ни русский скульптор,
                ни Ангел –
                Клыков)
Про неё всей Европе
                книги
                ещё
                писать…
Выбирая
            из множества
                истинных
                русских
                Ликов…

(Сколько им наносили
                невольно,
                вольно
                вреда,
…Уезжали с их бедами,
                с «Грозами»,
                в  смуты бросаясь,
Уходили в Европу,
                Америку
                навсегда…
/Гены лучших
                некрасовских,
                клыковских,
                /     русских
                красавиц)

Где Суворов
                с богатырями   
                Альпы прошёл -
Может быть и они будто добрые ангелы были.
У подножия Альп
                во лице италийских
                жён
(Где чужие полки )
                у ручья белы ножки
                мыли...

Только Русь не скуднела ни духом,
                ни славой – красой 
– Нарожает и новых героев, и новых красавиц,
Восстанавливает -
                Храмы,
                паствы,
                как листья с весной,
(Сколько б, сдуру,
                как баре с плеча,
                ими мы не бросались);

Сколько не было б смут,
                войн,
                предательств,
                ложных дорог,
(Сколько б не отводили глаза,
                не морочили голову)
– Возвращалась культура,
                Отечество,
                Вера –
                в свой срок,
Экс – дворянкой Параскевой –
                «Елизаветой»
                Луполовой.

Что причудилась в весях
                и Храмах?
                Приснилась во сне?
Перестав быть холопкой,
                чернавкой за грош,
                разиней,
Собиралась –
                как будто в дорогу
                к Богу,
                к весне –
Раскрасавицей
                из всех
                лишённых
                санов
                Россия.

Так и – в   т ы с я ч а
                в о с е м ь с о т
                .  ч е т в ё р т о м
                году
(По проторенным трактам,
                проталинам леса
                голого)
По прошествии лет,
                у Европы
                – всей,
                на виду,
/ Вырастала / сибирской весной
                Параскева Григорьевна…

Шла с иконой и верой,
                заплечным мешком налегке,
(По горам – где бажовские сказы
                / «дела
                Демидовых»)
Шла  на / барке со сплавами
                по Чусовой
                реке
Мимо всех «Великанов»,
                «Бойцов»
                жИвых
                и доломитовых;

Там, где будущие
                совхозы,
                заводы,
                прогресс,
Где откроют алмазы,
                (а ГЭС «задробят»
                надолго)…
/Где ГУЛАГ будет –
                «Створ»
                (для Понышской
                Вашнуринской ГЭС);
Там, где снята
                «Угрюм
                река»,
                а потом
                «Волга – Волга»;

А пока проносились
                «Сибирский»,
                «Заплотный»,
                «Темняш»,
И семидесяти «перегонам»
                хребты
                ковыряли,
Под цветущий,
                по ранней весне,
                дух таёжный,
                пьянящ,
«Молевые» леса
                и «железные
                караваны»…

Справа, слева – притоки
                «Сыявица»,
                «Утка»,
                «Сулем»,
«Койва»,
              «Усьва», 
                «Серебрянная»,
                «Межевая
                утка»;
Сколько  тёмных преданий услышано,
                светлых судеб,
Сколько будет записано новых
                не сиюминутно.

И –
     то слева,
                то – справа
                ведут
                чусовые «бойцы»,
И – то сверху, то снизу вода понесёт
                опавши ,
(Так спускали свои караваны  деды,
                отцы;
Так свои поведут караваны потомки 
                наши);

И по талой воде до Перми.
                – И пусть Боги прострят.
Где – открыты пруды заводские,
                где паводок в силе
- Каждый сплав – за сто барок
                (по сто тон, по сто пятьдесят)
И чугун, и железо, и золото
                для всей России.

Семью семь
                поколений
                работных
                ладони
                сотрут,
Семью – семь уже было
                Строгановых,
                Шуйских,
                Демидовых;
И Шайтанский,
                и Ревдинский,
                и Билимбаевский пруд
Сплавам воду дадут караванов,
                доселе невиданных.

Сколько раз,
                в христианских раздумьях,
                у края борта,
И бок о бок
                с работными русскими богатырями,
Параскева Григорьевна
                мудрость свою
                обрела,
А тайга с  переборами
                эхом её повторяли.

Шли по сплаву
                габёжные лодки
                с готовой свечёй,
Полубарки,
                коломенки – с рыбьим, 
                оленьим
                жиром
(А обратно, на вёслах,
                «Святыни»
                - с молитвой – мечтой,
Византийские ризы
                Воздеть
                за глухим
                Ишимом;

Со всего  Зауралья, 
                с Урала -
                /добро,
                добро;
По над всеми притоками –
                пристани,
                пристани,
                пристани;
Конский волос,
                алмазы,
                золото,
                медь,
                серебро, 
Под приказные взоры
                и переучёты
                /непристальны…

Сколько пристаней,
                сколько "заплывов"
                вдоль каждой скалы,
Ах! - работная косточка –
                пристань  народа несноская
… «Чусовская»,
                «Осленская»,
                «Старошайтанская» и
«Утка Яковлева», 
                «Усть Дыловская»,
                «Крылосовская» …

Обращаясь в Отечество –
                точно
                в портал
                временной,
Для великих
                деяний
                и тайных
                Молитва
                проторена
Утвердилась
                со сплавом,
                работным народом,
                страной,
Как подвижница
                / русская
                Параскева Григорьевна.

/Впереди её думы
                до Вятки,
                Казани,,
                Москвы
/(И обеты её)
                до Новгорода,
                Петербурга,
/ Впереди её - Библии,
                книги,
                / сакральны,
                мирски -
/Неужели монашество –
                действеннее?
                Да будто!

Да – когда не хватает
                земли
                для каждой
                семьи
/– "Снаряжались "–
                до Нового Света,
                до Гроба Господня –
(Но Российские земли
                – одной шестой суши
                сильны – 
Золотой век – на завтра,
                Серебренный век –
                сегодня).

/Да! - Когда
                на  державу   
                предательство
                /заползёт,
/И нацисты,
                бесчинства,
                расколы -
                в Мечети,
                в Храме
/- То в Российской империи
                Истинный Праведник – тот,
 /Кто как Крымский мост
                – между               
                всеми её  берегами.

/До царя Параскева Григорьевна,
                /   (с Богом!)
                дойдёт.
(И /молитве святой,  и мирскому служенью
                – не против)
…Просто век у России…
                да и в Европе – не тот.
/Чтоб такой вот характер -
                да в келью,
                - горбат…
                и  юродив…   

/Просто русская поступь,
                / чистейшая
                красота,
/- И икона, - такие
                и Бог бы,
                и люди заметили,
/Просто мир -
                /это три
                России
                в длину
                раскрестя,
 /А сама она верит и молится -
                не за этим ли?

Просто смысл
                России
                духовность
                и мир
                нести,
/– На эпоху –
                Европу,
                Америку,
                опережая
/(Сколько раз и Урал,
                и Сибирь
                / - всех -
                могут спасти…
 /Уничтожить фашизм,
                и построить
                подобие рая…)

Параскева Гртгорьевна –
                Божий ли
                человек?
– Пол России пройдя – 
                многолюдья,
                безлюдья,
                стужи –
Скоротает в молитвах и свечках
                свой девичий век?
 Или Благу
                Отечества
                как то ещё
                Послужит?

Неужели такая -
                российская смелость и стать
Кашей постной
                будет  давится,
                в стену -
                молиться...
(Бог - везде -
             даже там,
                где есть сильные чувства
                и страсть...)
И Отечеству
                послужить
                никто
                не побоится...

Эх, расправьтесь
                плечи,
                раздайтесь
                вежды мои!
Да на мир поглядите
                зеницы
                голубоокие,
- Ведь Россия 
                - не только -
                одна
                шестая
                земли!
Она дальше земли - 
                и за все океаны глубокие.

Как с Иконой Лопуловой -
                тысячи миль
                пройдя
(Исповедуя образ не русской Марии Терезы)
Под контролем иметь иноземные ей города.
Обозначив Отечества Праведные интересы.

/Ты похожа ль, Россиюшка
                /удалью,
                статью ,   
                красой,
/Пересилив любую мирскую стезю непокорную,
На реку Чусовую  разливами ранней весной,
На любую из дев наших,
                - на Параскеву Григорьевну?

Будет сватать её
                и свой,
                и заморский
                пижон
(Как дошла до царя –
                всё портреты с неё
                писали)
А она -
         сплавом к Вятке,
                в Казань и к Москве
                -  пешком,
Скромный чёрный платок,
         скромный чёрный подрясник без талии…

В "Королевском",
                "Ла-Скала",
                "ГАБТе"
                - не хватит
                мест.
И балетам, и операм - будут скандировать стоя...
- Будут славить её Бурновиль,
                Доницетти,
                де Местр,
Будут славить
                Бернар,
                Полевой,
                Струйский,
                Мёллер,
                Джойя.

Появились поклонники,
                (истовые 
                сыры),   
О ней книги напишут,
                оперы будут
                ставить.
/А она всё свободное время,
                - в  Монастыри,
И не застит богатства глаза,
                никакая
                зависть;

– Параскева Григорьевна!
                – спрашивали 
                её:
 – Чай , - хлебнула, 
                дорогой,
                отчаиваясь,
                печалясь?
Отвечала всегда:
                «Да!
                - Хороших людей.
                И добро…
А худые
             люди
                / мне очень
                редко
                / встречались.»

Говорят – её Бог за смирение
                /  полюбил,
/Забирал
          – раскрасавицей –
                в двадцать пять лет
                монастырских…
(Мало знает Отчизна пустых
                или ложных могил?
До сих пор засекреченных
                в царских,
                советских
                сысках)

До сих пор пол Европы
                с Америками на сносях.
Повстречаешь красавицу –
                русская тень
                за нею.
И о наших легендах –
                по миру
                во всех новостях
/(Все кликуши
                о русском влиянии
                раззвенели).

////В каждом веке есть помыслы низменны и высоки...
Или судьбы - как ветер свежи,
                или нудно оседлы...
А историей движут не маменькины
                сынки
Или папины дочки, а истинные непоседы.

/Девятнадцатый век
                (где Италия,
                а где - мы?)
Может  быть (весь сезон)
                из одной театральной
                ложи,
Вниз, на сцену,
                знакомый взгляд
                из мерцающей тьмы,
А ... глаза и лицо на ишимские
                не похожи.

Век двадцатый
                (семнадцатый или любой
                другой)
 В полусказочном блеске, в убожестве нищей Америки               
- Повстречается взгляд, как болотный ишимский огонь...
Ничего не поймя,
                восхищёнными
                взглядами
                смерите...

Это школа,
                и дело -  не в чьей то конкретной судьбе -
И история -
                и России,
                и целого мира.
И в каких то  архивах лет триста (на самом
                дне)
И кресты, и геройские звёзды,
                и терн,
                лавр,
                мирта.

В одной тысяче
                семисотых,
                в десятых годах
– Что ни день –
                три – четыре войны,
                три – четыре
                бунта,               
(И везде – непоседы, 
                как дома,
                а не в гостях),
И – не вёрсты,
                а тысячи миль
                до    Санкт-  Петербурга..

Параскева Гргорьевна, как
                /             (и отцу невдомёк)
Все науки,
                и языки,
                и геополитика;
Вся Европа,
                Америка,   
                Африка,
                Ближний Восток;
(Где не крикнешь
                (даже рожая!)
                по русски: –  «Подите ка!»  )

Опуская налёты веков, пересуды,
                враньё,
Я ещё - где - Молитва,
                по сплаву,
                от пристани
                к пристани
И предвижу –
                не просто Отчизне Служенье её,
Пусть ещё никакое решение ею не принято.

Пусть пока она трудница в северном монастыре...
Где  (в закрытом гробу - потому что
                -  через неделю...)
-  По депеше дьячка похоронят (в чахотке помре)
 Ну а я в Ваши смерти - не верю,
                не верю,
                не верю...

.
.
.
.

Параскева Григорьевна,
                солнце – с легенды –
                плиты,
На которую Храмный Алтарь 
                в Вашу честь положили,
Третий век не желает,
                как водится,
                блики плести
– Пролетает версту за верстой,
                километры,
                мили.

Говорят, ни один из портретов Ваш – не сохранён,
Что писали в Москве,
                Нижнем Новгороде,
                Петербурге,
Не служить
                украшением роскоши
                чьих то хором
– Красота и Молитва
                а где  же Вы сами
                будете?

И как русское таинство – что уже не разрешим,
(От замужеств откажетесь,
                даже от царских
                денег),
Как не взял византийские ризы далёкий Ишим
– Православный российский подрясник,
                как Вы, пододенет.

И как царские деньги - отдали Вы Монастырю.
Где впервые прочли, что Вначале Бывает Слово -
Где не шли бы Вы
                и по Лавру
                и по Терну -
Возрождаетесь с русской Россией
                снова и снова.



Из книги посвящения Мариинскому театру, балерине Олесе Новиковой


Рецензии