Имя на поэтической поверке. Алексей Плещеев

В искренних, патетических стихах Алексея Николаевича Плещеева звучал призыв к общественному подвигу, к защите страдавших и угнетённых.

Стихотворение Алексея Плещеева «Вперёд! Без страха и сомненья…» стало в ту пору гимном демократической молодёжи:

          ***

Вперёд! Без страха и сомненья
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!

Смелей! Дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперёд.
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растёт.

Жрецов греха и лжи мы будем
Глаголом истины карать,
И спящих мы от сна разбудим,
И поведём на битву рать!

Не сотвори себе кумира
Ни на земле, ни в небесах;
За все дары и блага мира
Мы не падём пред ним в прах!..

Провозглашать любви ученье
Мы будем нищим, богачам.
И за него снесём гоненье,
Простив безумным палачам!

Блажен, кто жизнь в борьбе кровавой,
В заботах тяжких истощил;
Как раб ленивый и лукавый,
Талант свой в землю не зарыл!

Пусть нам звездою путеводной
Святая истина горит;
И, верьте, голос благородный
Недаром в мире прозвучит.

Внемлите ж, братья, слову брата,
Пока мы полны юных сил:
Вперёд, вперёд, и без возврата,
Что б рок вдали нам не сулил!

Алексей Николаевич Плещеев (22 ноября 1825,Кострома – 26 сентября1893,Париж) – русский писатель, поэт, переводчик, литературный и театральный критик, родился в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода.

Отец, Николай Сергеевич Плещеев, с1827 года служил В Нижнем Новгороде, губернским лесничим, где и прошло детство Алексея.

После смерти отца, в 1832 году, когда Алексею было всего 7-мь лет, воспитанием сына занималась мать, Елена Александровна (урождённая Горскина).

 Мальчик учился дома и получил хорошее образование, овладев тремя языками.
 В1839 году, по желанию матери, был отправлен в Петербург и определён в школу гвардейских подпрапорщиков, но не закончил её.

Здесь будущему поэту пришлось столкнуться с отупляющей и развращающей атмосферой николаевской военщины, которая навсегда поселила в его душе антипатию и утрату интереса к военной службе.

В 1843 году покинул школу прапорщиков, формально уволился по болезни.

С 1843 года обучался в Петербургском университете, но в 1845 году ушёл из него, из-за стеснённого материального положения и недовольством самим процессом образования.

Однако надежду завершить образование не оставил, собираясь подготовить весь университетский курс  и сдать его экстерном.

В 1846 году вышел первый сборник стихов Алексея Плещеева и сделал его знаменитым в революционной молодёжной среде.

 Алексей Плещеев входил в нелегальный кружок Петрашевского, где состоял и Фёдор Достоевский, в котором проповедовались социалистические идеи.

В апреле 1849 года, когда царское правительство разгромило кружок Петрашевского, поэт был арестован и заключён в Петропавловскую крепость.

22 декабря 1849 года его, вместе с другими, 23-мя, петрашевцами, привезли на Семёновскую площадь в Петербурге, к специальному эшафоту гражданской казни.

 Последовала инсценировка, которую впоследствии подробно описал Фёдор Достоевский в романе «Идиот», после чего был зачитан указ императора Николая I , согласно которому смертная казнь заменялась различными сроками ссылки на каторгу или в арестантские роты.

Поэт был приговорён к четырём годам каторги, заменённой «во внимание к молодым его летам» ссылкой – рядовым в Оренбургский линейный батальон.

Около десяти лет Алексей Плещеев провёл в ссылке. Лишь в 1854 году ему присвоили офицерский чин, прапорщика, что позволило ему выйти в отставку, и только в 1858 году разрешили въезд в обе столицы.

В 1857 году Алексей Плещеев женится на дочери смотрителя соляного прииска С.А. Рудневой и в мае с супругой отправляется в Петербург, получив возвращение прав потомственного дворянства.

В августе 1859 года, после короткого возвращения в Оренбург, Алексей Плещеев поселился в Москве, под «строжайшим надзором» и полностью посвятил себя литературе, став активным сотрудником журнала «Современник», вплоть до его закрытия в 1866 году.

 В ноябре 1859 года Алексей Плещеев стал пайщиком газеты «Московский вестник», в которой дали согласие участвовать И.С.Тургенев, А.Н.Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой и Н.Г.Чернышевский.

В отчётах тайной полиции в эти годы Алексей Плещеев по-прежнему фигурировал как «заговорщик», писалось, что хотя Алексей Плещеев «ведёт себя очень скромно», он всё-таки «подозревается в распространении идей, несогласных с видами правительства».

Для такой подозрительности имелись некоторые основания.

Вот стихотворение, написанное в 1863 году по поводу суда над Чернышевским, не печаталось вплоть до 1905 года, из-за цензуры:

«Честные люди, дорогой тенистою»

Честные люди, дорогой тернистою.
К свету идущие твёрдой стопой,
Влей железною, совестью чистою
Страшны вы злобе людской!
Пусть не сплетает венки вам победные
Горем задавленный, спящий народ, -
Ваши труды не погибнут бесследные;
Доброе семя даст плод.

В 1860 году вышли два тома «Повестей и рассказов» Алексея Плещеева, в 1861 и 1863-ем – ещё два сборника стихотворений.

В 1868-ом году Н.А.Некрасов, став во главе журнала «Отечественные записки», пригласил Алексея Плещеева переехать в Петербург и занять пост секретаря редакции.

Здесь поэт оказался в дружеской обстановке, среди единомышленников.

С Фёдором Достоевским и Антоном Чеховым ,Алексея Николаевича связывала многолетняя дружба и взаимная симпатия.

После смерти Н.А.Некрасова в 1878 году, Алексей Плещеев взял на себя руководство стихотворным отделом и проработал в журнале вплоть до 1884 года.

С переселением в столицу творческая деятельность Алексея Николаевича возобновилась и не прекращалась почти до самой смерти.

В 1870-1880-ые годы поэт занимался преимущественно стихотворными переводами, с немецкого, французского, английского и славянских языков.

Алексей Плещеев переводил стихотворения таких поэтов, как Гейне и Байрон, Гюго и Леонарди, Петефи и Шевченко.

 Многие произведения поэта, особенно - стихи для детей – вспомним для примера из польского поэта С.Витвицкого «Ласточка» («Травка зеленеет, солнышко блестит») стали хрестоматийными, считаются классикой:

       «Ласточка».

Травка зеленеет,
Солнышко блестит; -
Ласточка с весною
В сени к нам летит

С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!

Дам тебе я зёрен;
А ты песню спой
Что из стран далёких
Принесла с собой.

На это стихотворение музыку писали известные композиторы, П.И.Чайковский, Ипполитов-Иванов, Р.М.Глиэр. Стихотворение входило в учебник для школьников «Родное слово» К.Д.Ушинского.

На стихи Алексея Плещеева известными русскими композиторам написаны более ста романсов.

Три последних года жизни Алексей Плещеев оказался освобождён от забот о заработках.

В 1890 году он получает огромное наследство от пензенского родственника и поселился с дочерьми в роскошных апартаментах парижского отеля «Mirabeau”, куда звал всех своих знакомых литераторов и щедро дарил им крупные суммы денег.

Огромное богатство, вдруг свалившееся на него «с неба», он принял «с благородным равнодушием, оставаясь таким же простым и хлебосольным хозяином, как и в маленькой клетушке в Петербурге, на Преображенской площади» - говорила о Алексее Николаевиче, в воспоминаниях русская поэтесса Зинаида Гиппиус.

«Что мне это богатство. Вот только радость, что детей я смог обеспечить, ну и сам немножко вздохнул… перед смертью» - так передавала его слова поэтесса.

Детей у Алексея Николаевича было четверо, два сына и две дочери,

Алексей Плещеев сам водил гостей по достопримечательностям Парижа, заказывал роскошные обеды в ресторанах и «почтеннейшее просил» принять от него «аванс» на проезд – тысячу рублей.

Поэт внёс значительную сумму в Литературный фонд, учредил фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей, стал поддерживать семьи Г.Успенского и С.Надсона, взялся финансировать журнал Н.К.Михайловского и В.Г.Короленко «Русское богатство».

Значительны работы Алексея Николаевича в драматургии.

Его пьесы «Счастливая чета», «Нет худа без добра», «Командирша», с успехом ставились в театрах, на протяжении многих лет.

В 1893 году, уже тяжело больной, Алексей Николаевич Плещеев, в очередной раз направился на лечение в Ниццу и по пути 8 октября 1893 года скончался от апоплексического удара, на 68-ом году жизни.

Тело его было перевезено в Москву и погребено на кладбище Новодевичьего монастыря.

Власти запретили, публиковать какое бы то ни было «панегирическое слово» на смерть поэта, но на церемонии прощания 19 октября собралось огромное количество народа.

На похоронах, как свидетельствуют современники, присутствовали, в основном, молодые люди, в том числе многие тогда ещё не известные литераторы, в частности Константин Бальмонт, произнёсший прощальную речь над гробом и прочитав это своё стихотворение памяти поэта:

       «Памяти Плещеева».

Его душа была чиста, как снег;
Был для него святыней человек;
Он был всегда певцом добра и света;
К униженным он полон был любви.
О, молодость! Склонись, благослови.
Остывший прах умолкшего поэта.

Стихи Алексея Плещеева: «Вперёд! Без страха и сомненья» и «По чувствам братья мы с тобой… » - стали революционными песнями.

Писатель Владимир Майков, в рецензии на первый сборник стихов Алексея Плещеева, в 1846 году, писал о вере поэта в «торжество на земле истины, любви и братства».

И мы видим, что всю свою плодотворную жизнь Алексей Николаевич жил и трудился по этим, раз и навсегда выбранным в юности принципам.


Из поэтического наследия Алексея Плещеева.

          ***
По чувствам братья мы с тобой,
Мы в искупленье верим оба,
И будем мы питать до гроба
Вражду к бичам страны родной.

Когда ж пробьёт желанный час
И встанут спящие народы, -
Святое воинство свободы
В своих рядах увидит нас.

Любовью к истине святой
В тебе, я знаю, сердце бьётся,
И, верно, отзыв в нём найдётся
На неподкупный голос мой.
1846 год.

          ***

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла!
Все тебе не рады!
Твой унылый вид
Горе да невзгоды
Бедному сулит.
Слышит он заранее
Крик и плач ребят;
Видит, как от стужи
Ночь они не спят,
Нет одежды тёплой,
Нету в печке дров…
Ты на чей же, осень,
Поспешила зов?

Вот – и худ и бледен,
Сгорбился больной…
Как он рад был солнцу,
Как был бодр весной!
А теперь – наводит
Жёлтых листьев шум
На душу больную
Рой зловещих дум!
Рано, рано, осень,
В гости к нам пришла…
Многим не дождаться
Света и тепла!
1860 год.

        «Нищие».

В удушливый зной по дороге
Оборванный мальчик идёт;
Изрезаны камнями ноги,
Струится с лица его пот.

В походке, в движеньях, во взоре
Нет резвости детской следа;
Сквозит в них тяжёлое горе,
Как в рубище ветхом нужда.

Он в город ходил наниматься
К богатым купцам в батраки;
Да взять-то такого боятся:
Тщедушный батрак не с руки.

Один он … Свезли на кладбище
Вчера его старую мать.
С сумою под окнами пищу
Приходится, видно, сбирать…

Карета шестёркой несётся;
За нею пустился он вслед,
Но голос внутри раздаётся:
«Вот я тебе дам, дармоед!»

Сурово лакейские лица
Взглянули при возгласе том.
И жирный господский возница
Стегнул попрошайку кнутом.

И прочь отскочил он без крика,
Лишь сладить не мог со слезой.
И дальше пошёл горемыка,
Поникнув на грудь головой.

Усталый и зноем томимый,
Он в роще дубовой прилёг
И видит: с котомкою мимо
Плетётся седой старичок.

«Здорово, парнишка! Откуда?
Умаялся! Хворенький, знать!»
«Из города, дедушка. Худо
Мне больно». –
«Не хлебца ли дать?..»

И с братом голодным, что было
В котомке, он всё разделил;
Собрав свои дряхлые силы,
На ключ за водицей сходил.

И горе пока позабыто,
И дружно беседа идёт…
Голодного, видно, не сытый,
А только голодный поймёт!


Рецензии
Здравствуйте, трогают стихи об осени и нищем ребенке. Спасибо за рассказ о поэте.

Юлия Шамлова   17.10.2021 15:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.