Автограф

  Вчера у меня впервые в жизни попросили автограф.

  Стоял тёплый весенний день. Я бодро шагала по улице в библиотеку Пельгуранна, где должен был состояться небольшой концерт, организованный литературным клубом «Гармония», членом которого я с некоторых пор являюсь. На концерте чествовали любовь и весну.

  Поздоровавшись со знакомыми поэтами в холле библиотеки, поднялась по лестнице на второй этаж, где бурлили приготовления к действу: участники мероприятия общались, радостно приветствуя друг друга, зрители тихонько занимали свободные места, оператор - супруг известной поэтессы - устанавливал штатив для съёмки, молодой поэт-песенник перебирал струны гитары.

  Концерт начался ровно в час дня. Авторские чтения перемежались авторским пением, зал дружно хлопал в ладоши, литераторы сдержанно шептались меж собой, обсуждая выступающих и их произведения.

  Наконец вызвали на «эшафот» меня.

  - Здравствуйте... - сказала я несмело. - Мои стихи - о любви, только несчастной. Она ведь тоже имеет право на существование...
На меня заинтересованно глядели несколько десятков пар глаз разного возраста.

  Пришлось продолжить. Набрав в лёгкие побольше воздуха, стала читать.

  - Я открою глаза и увижу весеннее, яркое солнце, - листок в моих руках еле заметно дрожал и буквы на нём расплывались, несмотря на водружённые на нос очки.
  - Прогуляюсь неспешно по серой и пыльной дороге. И подумаю с радостным трепетом о незнакомце, что идёт мне навстречу, задумчиво глядя под ноги...

Стихотворение длилось, пожалуй, вечность. Я выговаривала слова, стараясь придать голосу соответствующее тексту выражение, а в голове фоном крутилась мысль: «Почему я выбрала такой длинный стих?..».

Но строчки закончились и внезапно перешли в аплодисменты. Воодушевившись, далее я прочла и своё любимое произведение - «На ниточке».

- Молодец, хорошо читала! - подбодрили меня поэтессы, сидящие рядом, когда я вернулась на своё место. И я уже былo расслабилась, решив, что всё позади. Но тут...

  - Вас Наташа зовут, да? - из-за плеча выглянуло миловидное лицо женщины-библиотекаря.
  - Да...
  - Можно ваш автограф?

  Я растерялась.

  - Ой, я ещё не доросла до автографов...

  И тут, неожиданно, в мозгу проскочила весьма удачная мысль.

  - А хотите, я вам свои стихи подарю? - и вынула из папки приготовленные для чтения и распечатанные на листах три стихотворения. - Для кого подписать?
  - Для Светланы.

  Концерт вскоре закончился, но я уже не думала о нём. Я бежала из библиотеки вприпрыжку. Как хорош был воздух вокруг, как красива улица, как сказочны деревья, несмотря на отсутствие листьев и свежий ветер! День, несомненно, задался. Весь путь до трамвайной остановки я размышляла о том, что кому-то такая вещь как автограф может показаться сущей мелочью; однако, когда он первый, то будоражит душу неизведанной доселе новизной.

  ...Воробьи скакали по веткам кустов, чирикая во всю глотку. Солнце по-весеннему слепило глаза отблесками окон. А несчастная моя любовь теперь не казалась такой уж несчастной.

31.03.2019.

Автор рисунка: Manka_kasha


Рецензии
Превосходно! не в литературном смысле, а сама история и, как уже отметили, искренность чувств и изложения! Испытывал французский стыд, когда читали первые строки, и точно вместе с Вами отлегло, когда зрители зааплодировали. Но все же с некоторым осадком... Ибо выбор подобного чтения неподготовленной публике показался мне странен (как и Вам в процессе), но не по причине длины, а смысла... Видите ли, стихи эти, если я их достаточно понимаю, очень контекстны... В свое время произвели на меня глубокое впечатление, притом не из поэтической составляющей, хотя, без сомнения, наряду с тем, что по-детски милы, они весьма поэтичны, но именно в контексте Вашего предыдущего творчества, как один из ключевых поворотов сюжета печальной из глав (как Вы некогда выразились) жизни. В этом смысле не будет преувеличением сказать, что эти стихи меня поразили. Но вот насколько должна знать Ваше творчество публика или до какой степени она должна быть проницательной, дабы стихотворение сие возымело такой же успех... От души хочется верить, что зритель была достаточно проницателен, и все же, когда захлопали ладоши, чуть екнуло сердце, и только спустя мгновение, когда Вы воодушевились, немного отлегло.

Собственно же рассказ тоже является одним из ключевых эпизодов нашей книги. Здесь мы узнаем о с недавних пор членстве ее героини в литературно-художественном клубе "Гармония"... Боже! почему все литературно-художественные клубы у нас, на русской земле, называются "Гармониями"!.. Я ведь тоже не так давно (совсем случайно) встречался с предводителем одного из таких клубов... Заядлым демагогом и спорщиком, в душе наивным и добрым ребенком, закоренелым партийцем и большим любителем потопить разбирающее одиночество; написавшим в свое время три удачных стихотворения в литературный журнал и поныне считающим себя маститым поэтом; заслуженным работником Х*, членом П* и еще много много кем и чего -- товарищем А.В., что по случаю и под предлогом литературного вечера собрал нескольких ничего не подозревающих старушек на длинный-длинный монолог, которого 15 % составляла общественная агитация, 5 % -- чтение собственных сочинений и 80 -- заунывные преамбулы к последним, с перманентными отступлениями о жизни, партии, Х*, обществе и родном отечестве. Иной раз настолько протяженные, что возникали отчаянные посулы чего-нибудь поистине грандиозного, но боле трех застарелых стихотворений из литжурнала 80-х едва ли кто бы мог вспомнить ровно на следующий день. Оставшееся же время А.В. потратил на других поэтов в пропорции рассказов о том, какие они его друзья и какие пишут стихи, и собственно стихов -- примерно 10:1. Однако сказать я хотел вовсе не об этом, а о том, что, за 2-2,5 года до того фактически бросив писать стихи по истинному вдохновению с покойным и твердым чувством избытия всех тем и подведя черту двумя последними опусами с интервалом полугода, дабы с головой удариться в работу и страсти иного толка, -- я набрался решимости показать пару вещей на вечере... А впрочем, я увлекся. Здесь мы говорим о нашей героине и, пожалуй, не к месту будет предавать широкой огласке чужие истории. Сойдемся на том, что Ваши чувства мне до боли знакомы, хоть я им не придавал большого значения и вскоре позабыл, будучи еще тверд в каком-то естественном посыле не касаться пера, тем более -- упражняться в стихах.

Возвращаясь к нашему очерку, впору отметить, что здесь мы узнаём и о любимом произведении нашей поэтессы на момент 31 марта 2019 г. "На ниточке"... Это из поздне-раннего. Я тоже его очень люблю, как и почти все избранные стихи того периода, пускай и не так сильно, как наша героиня. Очень многое может сказать об авторе его любимое творение, и этот драгоценный алмаз о многом нам говорит. Как и почти всегда, две первых строфы гениальны, образы -- поэтичны, слова и рифмы -- вкусны. Чего только стоит... а впрочем, не буду разбирать его на копейки: увидите все сами. Да! и теперь я наконец понял одну фразу там, что не мог уяснить из-за не всегда последовательной пунктуации автора и глубоко вечернего чтения. Вот так последующие творения помогают яснее зреть предыдущие.

А еще после этого рассказа как никогда хочется услышать авторское чтение, приобщиться его виденья, уловить мельчайшие интонации. От всей этой истории веет какой-то забытой теплотой и уютом, словно была она не в 19-м году, а лет 10-15 того ранее... В особенности теперь, когда мир так переменился. Сквозит от нее и какой-то полудетской-полутрагичной женственностью, нежностью... Сразу видно, что это проза поэта, но словно очень юного, еще только девочки, наивно царапающей в своем дневнике все вновь рождающиеся образы под впечатлением от очередного происшествия.

Никадо   14.03.2022 00:29     Заявить о нарушении
Ох, признаться, Никадо, Вы меня поразили: таких огромных рецензий мне ещё никто никогда не писал. И удивили: ещё никто и никогда не читал моих стихов с таким пристрастием, намеренно и последовательно, пытаясь добраться до сути и с явной заинтересованностью, обращая внимание не только на поэтическую составляющую, но и собирая по крупицам из строчек сведения из частной жизни автора и стараясь заглянуть куда-то глубже, выискивая душевные размышления, чтобы понять... что-то понять и для себя тоже.

Это наводит мои мысли на некие параллели бытия... Я ведь вот так же (но десять долгих лет), исследовала героя моих стихотворений - существующего на самом деле, не выдуманного мной человека, пытаясь разгадать его загадочную сущность. И, в конечном итоге, несмотря на успешный анализ, потеряла его. Не скажу, что это было бесполезно - я приобрела некую мудрость и знания о некотором проценте живущих среди нас и отличающихся от общей массы людей, что очень помогает мне сейчас лояльнее относиться к человечеству. Но времени потраченного всё-таки жаль: столько усилий и душевных переживаний потрачено, молодых лет жизни и, по большому счёту - впустую. Хотя отдача была, за что этому человеку большое спасибо; но ту степень взаимности, на которою я рассчитывала, я так и не получила. Слишком завышенными ожидания были, что и стало моей ошибкой...

А про «гениальность» - не надо, прошу. Нет там ничего такого. И слово это лишь вселяет в меня недоверие как обычная лесть. Слишком громко и неискренне (знаете, иногда в отзывах о докторах пишут: «Врач от бога!» - так вот, я сразу бегу от такого врача; медвежью услугу такие отзывы ему оказывают).

Наталия Облакоо   16.03.2022 00:33   Заявить о нарушении
Что ж, возможно, я чаще употребляю это слово не совсем в строгом смысле, а каком-то своем, надуманном, но делаю это от души и исключительно по большому впечатлению: льстить мне не к чему. Напротив, о многом поразившем предпочитаю умолчать, по тем или иным причинам не считая нужным предавать это широкой огласке. Как правило, под гениальностью я разумею нечто предельно талантливое, совершенное в рамках того поля, на какое изначально Вы посягнули или в котором заведомо находитесь, -- что-то околовершинное, ни прибавить ни убавить... Но все же иногда, знаете, проглядывает и нечто запредельное, необъяснимое, не побоюсь слова -- волшебное, за гранью того, как следовало бы, и того, о чем Вы сами даже хотели сказать. В данном же случае я говорил о том, что порою первые строфы Ваших поэтических творений (чаще всего, две), -- прежде как Вы успеете скатиться в сантименты, -- заметно отличаются от остального: видно, что они написаны в едином порыве чистого вдохновения, когда Вы еще даже до конца не знаете, куда это приведет и во что выльется, -- только и всего. Реже -- всё стихотворение такого плана, как, например, "Намедни вновь похолодало..." А что касается Вашего любимого, из рассказа, не стоит его ругать. Кольцевая зеркальная структура, осложненная вариациями и противупоставлением, -- вещь хотя не новая, но весьма редкая и всегда притягательная, а это "на ниточке" -- что-то уж совсем для меня волшебное, новое... С глазами интересно вышло, правда как-то размыто, быть может с ходу ясно только Вам. Я вот сначала не понял про "те": что это: то ли ниточки, то ли еще кто, и почему они вдруг закрыты, но теперь, кажется, понимаю. Да и вообще все классно сделано, красиво, несмотря на сантименты, недаром же оно Ваше любимое. Хотите знать образ, мгновенно рождаемый у меня этим стихотворением уже при самом первом прочтении? -- не скрою, без Манки-Каши, быть может, я б и не вспомнил, но это Друд и Руна Бэгум... поменянные ролями.

И пускай я, быть может, не всегда осторожными эпитетами стремлюсь оправдать лишь собственную приязнь. Но если это возникло во мне, человеке совсем постороннем, то почему не может возникнуть в ком-то еще? Думаю, здесь нас рассудит только время. И все же мне кажется, если Вы не бросите это дело, то все самое настоящее и грандиозное еще впереди, но и уже сделанное и явленное здесь, при всей известной ограниченности (поймите буквально) -- вещь весьма нужная и полезная. Право на печаль и человеческие переживания, оно никуда не девается... Так что спасибо, что решили здесь однажды публиковаться.

Никадо   16.03.2022 23:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.