О добром пастыре и наемнике. Ч. 32 Притчи Христовы

1. Истинно, истинно говорю вам:

кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник;

2. а входящий дверью есть пастырь овцам.

3. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7. Итак, опять Иисус сказал им:

истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не

послушали их.

9. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить

найдет.

10. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить.

Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и

оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне

привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.



(Св. Евангелие от Иоанна 10:1-16)



Толкование.


В этой притче Иисус Христос пастырем назвал Самого Себя, а всех людей сравнил с овцами. Он так любит всех людей, что принял смерть для спасения их и для дарования им вечной жизни.

Пастырь входит прямым путём через двери
Перед ним сторож отворяет дверь
Овцы знают голос пастыря и слушаются его
Пастырь знает овец своих, по имени выводит и идет впереди
Пастырь полагает жизнь за овец своих

«Я дверь овцам» — через Христа могут входить к верующим все те, кто желает выступить в качестве пастыря этих духовных овец.

«Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» — отсюда видно, что Христос на всем протяжении истории богоизбранного народа, был этой дверью. Kто хотел добиться высокого пастырского положения (все равно что царского или начальнического, прежде Христа, тот не истинный правитель народа, а узурпатор.

«Я есмь дверь» — здесь Господь говорит уже о Себе как двери вообще, поэтому под «спасающимися», «входящими» и свободно «выходящими» на добрую пажить здесь можно понимать не пастырей, а овец (верующих во Христа).

«Волк» — вероятнее всего, Христос хотел так обозначить все силы, враждебные Царству Божию.

«Наемник» — те, чьему попечению Христос поручил Свою Церковь, но которые часто не хотят отдать всю свою любовь на благо людей, порученных их попечению. В особенности же это относилось к тогдашней иерархии, которая не хотела ничем жертвовать для народа.

«Знаю Моих» — люблю их и вхожу во все их нужды.

«И жизнь Мою полагаю» — если Его овцам угрожает опасность, то Христос полагает или готов положить и жизнь Свою за них. И близко уже было время, когда эти слова Христа должны были прийти в исполнение.

«И другие овцы, которые не сего двора» — представители иных народов, кроме еврейского. Они также откликнутся на проповедь Христову и пойдут за ним.

«Одно стадо и один Пастырь» — Единая Церковь под управлением Единой Главы — Христа


Этой притчей Он учит нас тому, что мы должны повиноваться спасительному учению Христа и должны слушать тех пастырей и учителей, которые Церковью избираются в это достоинство, и, напротив, должны избегать таких учителей, которые учат вопреки истинным Богопоставленным пастырям Церкви.

Иисус показал, что только через веру в Него может человек войти в царство небесное, что только одна есть истинная вера – это вера христианская, и один путь к спасению – вера и любовь к Богу.

***


Иудеей времен Спасителя правил римский прокуратор, официально представлявший римского императора.

Одновременно, как бы рядом, но фактически и под властью - был так называемый царь, который, с одной стороны, был марионеткой, а с другой - полновластным тираном.

Это было в политических интересах Рима. На этой почве у прокуратора и царя бывали столкновения, в частности у Понтия Пилата с Иродом младшим.
Но непосредственный контакт с народом во всех внутренних делах и вся связанная с этим ответственность были в руках севших на Моисеевом седалище,
 - как выразился Иисус (Мф. 23: 2), - книжников и фарисеев, - тогдашней религиозной интеллигенции.

Фарисеи были своего рода «интеллигентской элитой», аристократией, проводившей определенное богословское направление внешней обрядности одряхлевшего культа, целью которого было сохранение религиозно-национального самосознания в тогдашних политических условиях, но в ущерб личной духовной жизни и истинной религиозности. На современном языке мы могли бы назвать представителей этого класса «аппаратчиками».

Именно с этой сомнительной, по своим качествам и положению, этнической властью

Израиля Иисус вступил в открытый конфликт, зная наперёд как дорого это Ему

обойдётся. Но другого выхода не было: эта власть была даже не «кесарева», о которой Иисус сказал, что кесарю надо воздавать кесарево, в то же время, воздавая

Божие Богу (Мф.22: 21).

Это была подмена Царства Божия, фальшь, ложь. Это было прямым вызовом Богу, нравственно неприемлемым.

Главной целью иносказательной речи о добром пастыре было противопоставление

истинных народных учителей религии, заботливо ведущих народ по правильному пути

ко спасению, и книжников и фарисеев - ложных, эгоистических руководителей

духовно-нравственной жизни народа, больше думающих о своих выгодах и ведущих

народ не ко спасению, а к гибели.



Иллюстрация - Притча о добром Пастыре. Эжен Бернанд.


Рецензии