Пилоты сумели... 1. Борт air transat, 2001год

   В 2001 году над Атлантикой случилось авиа происшествие, которое привело к самому длинному (на тот момент) в истории авиации планированию на самолете с неработающими двигателями. Часто слышны опасения, будто бы самолет с одним отказавшим двигателем не может лететь. Это история про то, как самолет, у которого отказали оба двигателя, не только пролетел 120 км, но и совершил благополучную посадку.

Борт Air Transat, у которого отказали двигатели (см. фото.)
Рейс TSC236 выполнялся авиакомпанией Air Transat из Торонто в Лиссабон 24 августа 2001 года. Через 5 часов и 34 минуты после взлета у него внезапно закончилось авиа топливо, и отключились оба двигателя. На борту находились 306 человек.
Самолетом управлял опытный экипаж во главе с 48-летним Робером Пише. Второй пилот – 28-летний Дирк де Ягер.
 
 «Ошибка компьютера»
Перед вылетом борт был заправлен 46,9 тоннами авиа топлива, что на 4,5 тонны больше необходимого на этом маршруте.

 Planespotters.net
Когда самолет летел над Атлантикой (в 05:16) в кабине пилотов появилось сообщение о низкой температуре и высоком давлении масла в правом двигателе. Пилоты посчитали это ошибкой компьютера, не смогла им помочь и техническая служба авиакомпании.
Спустя 20 минут пилоты получили сообщение о дисбалансе топлива. Это означало, что в одном баке горючего было меньше, чем в другом. Чтобы уравнять количество керосина в баках, пилоты включили перекачку топлива из левого крыльевого топливного бака в почти пустой правый.
Командир начал подозревать, что дело в утечке. Он попросил старшую бортпроводницу посмотреть через пассажирские иллюминаторы, не видно ли, как топливо стекает из правого бака, однако из-за темноты за бортом она ничего не увидела.

 Выключились оба двигателя
Пилоты приняли решение сажать самолет на авиабазе Лажеш на Азорских островах в 320 километрах от них. Когда до базы оставалось 217 километров, в 6:13, в правом баке закончилось топливо, и правый двигатель остановился.

Planespotters.net
В 06:26, через 13 минут, прекратил работу левый двигатель. Самолет находился на высотке около 10600 метров в 120 километрах от авиабазы Лажеш. Он начал планировать. Электричество на борту осталось благодаря автоматическому включению аварийной турбины, которая вращается за счет силы ветра. У пилотов осталась возможность управлять лайнером.
 
 Слишком большая скорость посадки
На авиабазе были переведены в полную готовность все аварийные службы. Пилоты рассчитали, что у них есть 15-20 минут на приземление на планировавшем самолете. К авиабазе они подошли на большой высоте и с высокой скоростью. Пилоты сделали несколько кругов над островом и попытались снизить скорость, однако это у них не получилось.
 
В 06:45 самолет приземлился на скорости около 370 км/ч (вместо рекомендованной 310 км/ч). Из-за большой скорости и неработающих шасси, на колесах взорвались шины. Лайнер остановился в километре от конца ВПП. При посадке никто не пострадал, незначительные травмы получили 16 пассажиров и 2 бортпроводника при эвакуации.
Пилоты сумели спланировать на реактивном самолете с неработающими двигателями на расстояние в 120 километров, чего до них не делал никто.
Эта история могла окончиться трагично, если бы не перевод диспетчером самолета на 100 километров южнее обычной трассы. Если бы самолет летел стандартным маршрутом, до островов они бы не дотянули.
 
 Разгильдяйство при ремонте
Расследование установило, что за пять дней до полета на самолете был заменен правый двигатель. При ремонте персонал поставил не совсем подходящий по размеру масляный шланг, который начал тереться о резинометаллический шланг топливной системы и протер в нем отверстие.
Пилоты не могли предположить, что в самолете возрастом всего два года могла произойти столь серьезная неисправность, поэтому не доверяли показаниям компьютера.
Авиакомпания полностью признала свою вину и была оштрафована на 250 000 канадских долларов.
Несмотря на то, что пилоты совершили ошибку и с недоверием отнеслись к предупреждениям бортового компьютера, их наградили премией за летное мастерство «За самое длинное в истории планирование».

Командир корабля Робер Пише
После того случая компания Airbus внесла изменения в бортовые компьютеры, которые теперь предупреждают в случае, если расход топлива из баков больше, чем его потребляют двигатели.
Кроме того, в нормативных актах гражданской авиации США прописали, что теперь пилоты при дисбалансе топлива обязаны убедиться в отсутствии утечки, прежде чем включать переброс горючего.
Командир и второй пилот продолжили работать. Самолет Airbus A330-243 борт C-GITS был отремонтирован и по сей день продолжает эксплуатироваться.

Фото сделано 7 апреля 2018 года в аэропорту Рима. Фб


Рецензии
… Повторюсь, но авиалайнер Boeing 767-233 (авиакомпания Air Canada) 23 июля 1983 г. после отключения всех двигателей, планировал с эшелона почти 40 минут. И пролетел, по некоторым данным почти 300 км. Что намного больше, чем борт Air Transat…

Валерий Анатольевич 2   31.03.2019 14:14     Заявить о нарушении
Время планирования зависит, думаю, от скорости, высоты, конфигурации ЛС и, наверное, восходящих потоков, поддерживающих судно на данной высоте (а то, и поднимающих его ещё выше). Спасибо, Валера, полагаю, что эта тема стоит внимания, чем и воспользуюсь, с твоей лёгкой руки, БЛАГОДАРЮ.

Татьяна Сергеева 9   01.04.2019 13:26   Заявить о нарушении
... Ну многотонный лайнер никакие восходящие потоки не поднимут... Спасение только в поддержании скорости (в районе 400 км/час) при планировании. С учётом того, что многое не будет работать (вариометр там и т.д.)... Может пропасть связь... не выйдут шасси... и прочее и прочее...

Валерий Анатольевич 2   01.04.2019 14:01   Заявить о нарушении
Всё-таки восходящие потоки воздуха будут способствовать увеличению времени планирования, а это значит, что ЛА пролетит дальше по горизонтали, с эшелона до ВПП... Помнишь, когда о штопоре говорили...

Татьяна Сергеева 9   01.04.2019 14:17   Заявить о нарушении