Царство Берендея

Всё плещет память о гранит*,
в который празднично одета
тропа вдоль озера, и лето
уж на исходе, город спит,
спят улицы и переулки,
спят в булочных баранки, булки,
спят жители и спят дома,
лишь изредка окно-другое
не спит, – знать, нет за ним покоя,
заботы, шалости ума…

Вздыхает озеро во сне,
и волны что-то шепчут сонно,
вот так и я во время оно
ходил – с собой наедине,
и сосны кронами качали,
и не было во мне печали,
и только память в такт волне,
проснувшись, подавала знаки,
но я учился на физфаке,
и понял знаки не вполне.

Те знаки памяти моей
теперь, когда я стал взрослее, –
намёк на царство Берендея**,
где летом было холоднее,
чем поздней осенью на юге,
где до сих пор, друзья-подруги,
мы с вами видимся подчас
на тех же берегах Онеги
и всё – от альфы до омеги –
готовы вспомнить без прикрас.

*) Строка из поэмы Иосифа Бродского
«Петербургский роман» (1961).

**) Берендей (Царь Берендей) – мифический
царь в русской литературе. В «Сказке о царе 
Берендее» (1831) В. А. Жуковского Берендей –
отец Ивана-царевича. В пьесе-сказке А. Н. 
Островского «Снегурочка» (1873) царь Берендей
мудро правит берендеями. В двадцать пять лет
Островский впервые едет на родину предков в
Северную Русь. В его путевых записках читаем:
«С Переяславля начинается Меря – земля, обильная
горами и водами, и народ и рослый, и красивый,
и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный
ум, и душа нараспашку» (А. Н. Островский. Полное
собрание сочинений. Том 13. Художественные
произведения. Критика. Дневники. Словарь 1843-1886
[Первая поездка в Щелыково 1848 г.]. – М.:
Художественная литература, 1952, с. 178-188)..
 По своему этнографическому происхождению меря –
народность, принадлежащая к финно-угорской группе.
Меря Островский называл северный русский народ,
к которому по крови Островский принадлежал сам.
Позже, в пути от Переяславля к Костроме он встречается
с русскими-берендеями из села Берендеево. И все
люди этой стороны окрещены Островским берендеями. 
В широком смысле, царство Берендея – не что иное
как северная Русь.

31.03.19


Рецензии