Продолжение Моя жизнь во Христе часть 2

 

Продолжение беседы ИОАННА КРОНШТАДСКОГО
   

28
   Вера в бытие Божие тесно связана с верой в бытие собственной души, как части мира духовного. Душе благочестивой бытие Божие так же очевидно, как собственное бытие, потому что с каждой мыслью доброй или недоброй, желанием, намерением, словом или делом происходят соответствующие перемены в сердце:  спокойствие или беспокойство; радости или скорби. 
  И это вследствие действия на нее Бога духов и всякой плоти, Который отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды.

   Чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение, чем мутнее, - тем тусклее, так что в состоянии крайней нечистоты, черноты души отражение прекращается, и душа остается в состоянии мрака духовного, в состоянии бесчувственности.

  Человек имеет очи и не видит, имеет уши и не слышит. Еще Господь Бог в отношении к нашей душе -- то же, что внешний воздух в отношении к ртути термометра с тем различием, что расширение и стояние, повышение и понижение ртути бывает вследствие перемены в состоянии атмосферы, а там -- Бог остается неизменным, вечным, вечно благим и праведным.
 
  Душа же, изменяющаяся в отношениях своих к Богу, терпит перемены в себе, именно, она неизбежно расширяется, покоится в сердце вследствие приближения к Богу верою и добрыми делами и неизбежно сжимается, беспокоится, томится вследствие удаления своего от Бога маловерием, неверием истине Божией и делами противозаконными.
 
   29
   Молитву старается лукавый рассыпать, как песчаную насыпь, слова хочет сделать как сухой песок, без связи, без влаги, то есть без теплоты сердечной.
   Молитва -- то бывает храмина на песце, а то -- храмина на камне (Мф. 7, 24-26).

   На песке строят те, которые молятся без веры, рассеянно, с холодностью; такая молитва сама собою рассыпается и не приносит пользы молящемуся.
   На камне строят те, которые во все продолжение молитвы имеют очи, вперенные в Господа и молятся Ему, как живому, лицом к лицу беседующему с ними.
 
   30
   Слово благодатное, Писания святых  отцов, молитвы, особенно же слово Самого ипостасного Слова -- истинно вода живая, - вода текуча, и слово течет, как вода. Вода освежает и оживляет тело, и слово благодатное оживляет, проникает миром и радостью в душу или умилением и сокрушением о грехах.
 
   31
   Наша надежда на получение просимого во время молитвы основывается на вере в благость и щедроты Божии, яко Бог милости и щедрот и Человеколюбец есть, и при этом мы вспоминаем о прежних бесчисленных опытах благости и милости, как на других людях (в Святом  Писании и в житиях святых), так и в нас.

  Потому для успеха молитвы надобно также, чтобы молящийся уже получал прежде просимое и твердо веровал в это сердцем. Часто мы получаем по молитве своей просимое, особенно же ко спасению душ наших прошения.
   Надо восписывать это прямо Господу, Его благодати, а не случаю какому-либо.

  Где можно дать место случаю в Царстве вседержавного Бога? Без Него ничто поистине не бывает, как "без Него ничтоже бысть, еже бысть" (Ин. 1, 3).
  Многие не молятся потому, что им кажется, будто они не получили от Бога молитвою никаких даров, или считают молитву ненужным делом. Бог, говорят, все знает прежде нашего прошения, и забывают, что сказано,
 - "Просите, и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте, и отверзется вам" - (Мф. 7, 7).
 
  Наши прошения (молитвы) нужны именно для усиления нашей веры, которою одною мы и спасаемся. "Благодатию бо есте спасены чрез веру" (Еф. 2, 8). "О жено, велия вера твоя!" (Мф. 15, 28)
 
  Спаситель для того и заставил женщину усиленно просить, чтобы возбудить её веру, усилить её. Такие люди не видят того, что они не имеют веры -- самого драгоценного достояния христианина, которое необходимо как жизнь, -- что: "Они лжа творят" (1 Ин. 1, 10)
   Бога неверием и суть чада дьявола, недостойные никаких милостей Божиих, что они -- погибающие.
 
   Нужно также, чтобы сердце горело во время молитвы желанием благ духовных, любовью к Богу, ясно созерцаемому сердцем в Его крайней благости к человеческому роду и готовому слушать с отеческой любовью все его молитвы.

"Аще убо вы лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него" (Мф. 7, 11).
 
   32
   Бог, как вечная Истина, не терпит в нас и мгновения сомнения в истине. Бог, как вечная Благость, "хочет всем человеком спастися, и в разум истины прийти"
(1 Тим. 2, 4).
  И мы, как чада благого Бога, также должны от всего сердца желать всем, даже врагам своим, спасения и заботиться об этом.
 
   33
   Следи за своим сердцем всю жизнь и присматривайся и прислушивайся к нему, что препятствует к соединению его со всеблаженным Богом?
   Это да будет наука наук, и ты при помощи Божией легко можешь замечать, что тебя отдаляет от Бога и что приближает к Нему, соединяет с Ним.
 
   Об этом сказывает самое сердце, то соединяющееся с Богом, то отторгаемое от Него. Больше всего лукавый стоит между нашим сердцем и Богом; он - то и отдаляет от нас Бога разными страстями или похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской.
 
   34
   Что удивительного, если Сам Бог - Слово, Творец всего видимого и невидимого, претворяет, пресуществляет хлеб и вино в Пречистое Тело и в Пречистую Кровь Свою? В этих -- хлебе и вине воплощается Сын Божий не вновь, потому что Он однажды воплотился -- и этого довольно на все бесконечные века, -- но воплощается тем самым телом, которое прежде воплотилось -- по подобию того, как умножил Он пять хлебов и сими пятью хлебами напитал несколько тысяч.
   Множество тайн в природе, коих не может постигнуть даже в вещах мой разум, однако же вещи существуют со своими тайнами. Так и в этом таинстве животворящего Тела и Крови -- тайна для меня, как хлеб и вино делаются Телом и Кровью Самого Господа; но тайны Тела и Крови на самом деле существуют, хотя и непонятно для меня.
   У Творца моего (я скудель Его -- ибо из плоти и крови Господь и меня сотворил и вложил в меня дух) -- как у Бога премудрого, бесконечно всемогущего -- множество тайн.
 
  Я сам для себя тайна, как дело рук Его. Для души моей -- дух Господа, для души и тела моего -- Его Тело и Кровь.
 
   35
   Подобно тому, как душа носит тело свое, так Бог носит всю вселенную, все миры, будучи необъемлем ими. Душа наполняет все тело, -- и "Дух Господень исполни вселенную" (Прем. 1, 7).
  Только душа ограничивается телом, хотя и не совершенно, потому что может носиться везде. А Дух Господень не ограничивается миром и не заключается в мире, как в теле.
 
   36
   Христос, введенный в сердце верою, восседает в нем миром и радостью. Недаром говорится о Боге: Свят еси и во святых почивавши (возглас на всенощной).
 
   37
   Не засматривайся на красоту лица человеческого, а смотри на душу его; не смотри на одеяние его (тело -- одежда временная), а смотри на того, кто им одевается; не смотри на великолепие дома, а смотри на жильца, кто живет в нем и каков, -- иначе ты оскорбишь образ Божий в человеке, обесчестишь Царя, поклонившись рабу Его, а Ему не воздав ни малейшей, ему подобающей, чести.

  Также -- не смотри на красоту печатного шрифта книги, а смотри на дух книги; иначе дух унизим, а тело возвысим; потому что буквы -- тело, а содержание книги -- дух.
   Не обольщайся мелодическими звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или по словам узнай, каков дух их. Если звуки навевают на душу твою чувства тихие, целомудренные, святые -- слушай и питай ими душу твою; если же через них вливаются в душу твою страсти -- оставь слушать, брось и тело и дух музыки.
 
   38
   Внутренний человек из-под суеты света, из-под мрака плоти своей, не связанный искушениями лукавого, выглядывает свободнее утром, по пробуждении, как рыба, выбрасывающаяся иногда на поверхность воды.
   Все остальное время он покрыт почти непроницаемой тьмою; на его очах лежит болезненная повязка, скрывающая от него истинный порядок вещей духовных и чувственных.
   Ловите же утренние часы, это -- часы как бы новой, обновленной временным сном жизни. Они указывают нам отчасти на то состояние, когда мы восстанем обновленные в общее утро невечернего дня воскресения, или когда разрешимся от этого смертного тела.
   И на молитве человек большей частью не сын свободы, а раб необходимости и долга. Взгляните на какого угодно человека, хотя бы на священника. Многие ли молятся со свободным, пространным сердцем, с живой верой и любовью?
 
   40
   Во время молитвы бывают иногда минуты убийственного мрака и стеснения сердечного, происходящие от неверия сердца (неверие -- мрак).

   Не малодушествуй в эти минуты, но вспомни, что если пресекся свет божественный в тебе, то он сияет всегда во всем блеске и величии в Боге, в Церкви Божией, небесной и земной, и в мире вещественном, в котором видимы Его присносущная сила и Божество (Рим. 1, 20).
 
   Не думай, что изнемогла истина: она никогда не изнеможет, потому что истина -- Сам Бог, и все существующее в Нём имеет свое основание и причину, -- изнемогает в истине только твое слабое, грешное, тёмное сердце, которое не всегда может переносить напряжение света ее и не всегда способно вместить чистоту ее, -- только тогда, как оно очищается или очищено от греха, как первой причины духовного мрака.
  Доказательство тому всего ближе взять от тебя самого. Когда свет веры или истины Божией живет в твоем сердце, тогда оно покойно, твердо, сильно, живо, а когда он пресечется, тогда оно беспокойно, слабо, как трость ветром колеблемая, безжизненно.
  Не обращай внимания на этот сатанинский мрак. Прогоняй его от сердца знамением животворящего креста...
 
   


Рецензии