Нижней Ореанде. Воспоминание и экскурс в историю

В 1837 г., императрица Александра Фёдоровна получает в подарок имение Ореанда от своего супруга Николая I и заказывает проект дворца берлинскому архитектору Карлу-Фридриху Шинкелю. Предложенное в 1839 г. архитектурное решение К.Ф. Шинкеля вызвало восхищение царской семьи, но от проекта отказались по причине высокой стоимости.

В 1840 г. для создания новой версии проекта пригласили профессора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. «Проект дворца в Ореанде» стал одним из лучших творений архитектора А.И.Штакеншнейдера.

Петергбургский зодчий, сохранив общую идею, стиль и планировку задуманного ансамбля, полностью изменил его масштаб. Он значительно уменьшил размеры будущего дворца и, переместив его с вершины горы на одну из горных террас, спускающихся к морю, смягчил «крепостной» характер здания. За основу композиции А.И. Штакеншнейдер взял план римского дома с атриумом, окруженным дорическими портиками. Он стал центром, вокруг которого были сгруппированы парадные интерьеры. Внешняя архитектура дворца носила ярко выраженный ренессансный характер. В 1842 году император утвердил новый проект. Строительство дворца продолжалось 10 лет и было полностью завершено к осени 1852 года. Мастера трудились под руководством архитекторов Л.В. Камбиаджио и К.И. Эшлимана. Всеми каменными работами от начала и до завершения стройки заведовал англичанин Вильям Гунт. На фоне суровых скал и тёмной растительности царский дворец казался «волшебным замком», он выглядел лёгким и воздушным благодаря белизне инкерманского камня, открытым галереям и балконам, живописному завершению крыши.
В ночь с 7 по 8 августа 1881 г. пожар уничтожил прекрасное творение архитектуры XIX века, и только через 66 лет руины царского дворца были разобраны. После окончания Великой Отечественной войны, по приказу Генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина началось строительство санаторного комплекса «Нижняя Ореанда»
1958 году на месте где располагался царский дворец, по проекту архитектора М.Я. Гинзбурга был построен главный корпус санатория (ныне корпус «Империал»). Поскольку строительство этого корпуса завершалось уже после смерти Гинзбурга , когда тенденции «помпезности» и «украшательства» в советской архитектуре из года в год усиливались, то проект претерпел изменения в сторону обогащения внешнего облика и особенно интерьеров здания. Корпус выстроен в виде роскошного двухъярусного «римского» дворца с широкими лестницами, ведущими на второй ярус.
Одновременно с корпусом «Империал» были построены береговой лифт, причалы и укрепительные сооружения пляжа.

В «Нижней Ореанде» под платаном,
Мы стояли вечером дурманным.
Крымское вино звездой искрилось.
Сердце в предвкушеньи сладко билось.

Тенор пел о страсти, упоеньи.
О любовном тягостном томленьи.
Встрече, что, к несчастью, не случилась.
Крымское вино в фужере билось!

Тенору кричали браво, браво.
Ах, зачем страданья эти, право?!
Лебедь плыл по озеру прекрасный.
Шар луны возник огромный, красный.

В «Нижней Ореанде» под платаном
Всё казалось призрачным и странным…
То, о чем мечтали не случилось.
Песня тенора всю ночь нам снилась


Рецензии