Село Першино и род Цветаевых

«У первой бабки — четыре сына,
Четыре сына — одна лучина,

Кожух овчинный, мешок пеньки, —
Четыре сына — да две руки!

Как ни навалишь им чашку — чисто!
Чай, не барчата! — Семинаристы!»  -               
            
Эти строки стихотворения «У первой бабки – четыре сына»  Марины Цветаевой посвящены семье  деда – священника Владимира Васильевича Цветаева – его жене Екатерине Васильевне и их детям – Петру, Ивану, Фёдору и Дмитрию.

А мы коснёмся имени старшего из сыновей Цветаевых  – Петра, судьбой которого стал на долгие годы приход Свято - Преображенской церкви села Першино Шуйского уезда Владимирской губернии (ныне Тейковского района Ивановской области).

Пётр Владимирович Цветаев родился  22 июня 1842 года в селе Дроздово Шуйского уезда, крестили его в местной церкви. Крёстными были священник из Шуи Кондратий Михайлов и шуйская купчиха Татьяна Андреевна Киселёва.

Отроком Пётр Цветаев поступил в Шуйское духовное училище и  окончил его в 1860 году, заняв в разрядном списке 25-й номер из 44 учеников класса.

Образование он своё завершил во Владимирской духовной семинарии в 1866 году. До поступления на священническое место Пётр Владимирович был учителем в Талицкой земской школе. А 20 мая 1869 года он был рукоположён в сан священника села Першино Шуйского уезда.1

Средь старых, вековых шумящих лип,
Вверху горы холмистого оврага
Спокойно поднялся и устремился ввысь
Крест колокольни Першинского храма.
Он был построен в память русской славы,
И в память Невского когда-то освящён,
Здесь служба шла: крестили, отпевали и венчали,
И верили в чудесный дар святых икон.
                (Л.  Матвеева)

Село Першино, при речке Пеже, находилось от губернского города в 90 верстах. В описании села значится «каменная церковь с таковою же колокольнею, построенная в 1794 году усердием прихожан вместо бывшей деревянной церкви.

Престолов в церкви три: в холодной – в честь Преображения Господня и в тёплой трапезе: во имя святителя и чудотворца Николая и в честь Боголюбской иконы Божьей Матери».

Придел во имя святителя и чудотворца Николая построен в 1833 году помещиком Константином Александровичем Каблуковым, и придел во имя Боголюбской Божьей Матери построен в 1836 году Алексеем Александровичем Каблуковым.2

Приход: село Першино и деревни: Дубники, Павелково, Вороны, Антилофьево, Горяново, Клочково.

Земли при церкви: усадебной около десятины, сенокосной 3 десятины и пахотной 30 десятин.

Притч при церкви состоял из священника и псаломщика. Притч имел собственные дома на церковной земле.3

Пётр Владимирович Цветаев поступил на место умершего священника села Першино Александра Матвеевича Богословского, взяв в жёны в том же 1869 году его дочь Марию Александровну Богословскую, внучку дьякона Троицкой церкви с. Васильевское того же уезда Матвея Яковлевича Богословского. С этого же года отец Пётр законоучитель Першинской земской школы.4

Здесь на Першинской земле у четы Цветаевых появились дети: Сергей (1873), Евгения (1874), Владимир (1877), Софья (1879), Иван (1881).

Пётр Владимирович Цветаев священствовал в селе Першино почти 15 лет (с 20 мая 1869 – 30 марта 1884 г.г.). Затем по прошению был перемещён в Талицы, где служил до конца дней своих в местной Никольской церкви.

Першинский храм, характерный для суздальской школы, в формах которого сочетались элементы барокко и древнерусского зодчества, где служил долгие годы Пётр Владимирович Цветаев, к сожалению, практически не сохранился.

По воспоминаниям старожилов: «здание имело шатрового типа колокольню, которую завершал небольшой шар и лёгкий крест. Имелся и большой купол – луковичка, украшенный золотыми звёздами. Белое, лёгкое, стремящиеся вверх здание прекрасно смотрелось на фоне голубого неба и окружающей его зелени полей и лесов.

Когда-то небольшие залы храма освещались горящими свечами, золотом сверкали оклады икон. На полу имелись ковровые дорожки. Стены и внутренний купол украшали росписи на библейские темы.

В воскресенье и праздничные дни над селом плыл малиновый звон колоколов, который был слышен далеко по всей округе.

Церковная территория была обнесена красивой металлической оградой на белом кирпичном фундаменте. Ограда имела четыре башенки по углам периметра, и четыре башенки – у входа. Около храма находилось кладбище.

С конца 1920-х годов в стране началась антирелигиозная кампания. В начале 1930-х годов церковь перестала действовать. В 1933 году сняли колокола. Память о большом колоколе хранит оставшийся проём оконной прорези колокольни, через которую снимали колокол.

В 1930-1960-е годы здание храма использовали под колхозный склад. В последующие годы оно оставалось бесхозным. Выбили стёкла, сняли красивые решётки с окон и металлические двери, разрушили ограду. От влажности и резких колебаний температуры отсырели стены, осыпалась вместе с росписями штукатурка. Погибло большинство росписей… 

В одну из послевоенных летних гроз молния ударила в купол-луковку. Золотые звёзды упали на землю и были подобраны детьми».5

В сентябре мы посетили древнее село Першино, и перед нашим взором предстала удивительная картина: полуразрушенный Преображенский храм, над алтарной частью – в красных гроздьях большое дерево рябины – любимой «жгущей»  Цветаевской рябины.

Почему и каким образом выросла рябина из недр Свято - Преображенской церкви? Это для всех останется загадкой.

А обходя стены полуразрушенного храма, мы  увидели необычный пейзаж: в кирпичной кладке проросла красавица - берёзка, но часть её переплетённых узловатых корней находилась не в земле, а на поверхности кирпичной кладки.

И нам показалось в тот миг, что оголённые корни белоствольной берёзки слёзно призывали потомков не забывать родственных корней и помнить о своих истоках.

А на выходе из села нас провожала всё та же, воспетая поэтом серебряного века Мариной Цветаевой, пылающая своим ало-оранжевым цветом, сентябрьская рябина.

                Примечания

1. Ставровский Е. Цветаевы на Шуйской земле. – Иваново: Издательство «Иваново», 2001, с.18.
2. Иереи Шуйского уезда Владимирской губернии (ХIХ в. – 1918 г.): Историко – генеалогический справочник. – Иваново: Издательство «Ивановский государственный университет», 2003, с.325.
3. Историко - статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. – губ. г. Владимир: Типо – литография В.А. Паркова, 1898, с. 129.
4. Ставровский Е. Цветаевы на Шуйской земле. – Иваново: Издательство «Иваново», 2001, с.18.
5. Матвеева Л. Першинские были. – Старая купавна, 1999, с.8.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.