О фарисее и мытаре. Ч. 29 Притчи Христовы

9. Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:

10. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11. Фарисей, став, молился сам в себе так:

Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил:

Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот:

ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
 

(Св. Евангелие от Луки 18:9-14)



Толкование.


 «Молитва - есть зеркало духовного устроения, - говорят св. Отцы Церкви,
 - посмотри в это зеркало, посмотри, как ты молишься - и ты можешь сказать безошибочно, каково твоё духовное устроение».
В молитве наиболее полно открываются наши хорошие и тёмные стороны, духовное умирание и духовное возрастание.


В притче фарисей предстоит перед нами, как воплощение абсолютного самодовольства.
 
 Нужно сказать, что фарисей имел некоторые основания быть довольным собой.
Ведь он был представителем интеллигентного слоя общества, был, по-своему, религиозен, образован и начитан; он, по-видимому, твердо хранил религиозные верования и традиции, выполнял религиозные предписания, давал на нужды своей религии десятую часть от своего имения. Очевидно, будучи человеком по-своему религиозным, он не делал явного зла и, вполне возможно, в житейском смысле, был неплохим человеком, к которому может быть, многие относились с большим уважением.

Но самодовольство фарисея как бы доминировало в том духовном состоянии,
в котором он находился, настолько доминировало, что совершенно затмевало от него самого подлинную картину того, что происходило в его душе.

Ничем не ограниченное самодовольство настолько его захватило, что он совершенно забыл, что все его,
так называемые, добродетели теряют всю свою ценность и смысл перед судом Божиим.

А вот другой - мытарь, сборщик налогов.

Эта профессия в древнем мире была окружена всеобщим презрением.
 Мытарь, по-видимому, ничего не исполняет от закона, но, чувствуя своё ничтожество, только бьёт себя в грудь и молится:
 «Боже, милостив буди мне, грешному!»

Скромный мытарь сконцентрировал свои духовные силы на своей греховности, на своем несовершенстве перед лицом Бога. Он понимал всю тщетность оправдания внешними делами.

Самодовольный всегда замыкается в себе, отделяется от других. Тогда неизбежно иссякает в нём любовь и вместо неё появляется осуждение других, презрение к ним. Самодовольство ослепляет и понуждает довольствоваться малым, делает человека нравственно минималистом, который доволен своими легкими внешними успехами и думает о количестве, а не качестве своих добрых дел. Вот и фарисей называет цифры: два раза пощусь, отдаю десятую часть...

Эти счёты не нужны Богу. Ему нужно наше сердце. Думать о количестве добрых дел приводит к законничеству, формализму.

Для настоящей духовной жизни нужно себя приучить соблюдать равновесие между проявлениями внутренней и внешней религиозности.

Нужно ненавидеть возношение фарисея и падения мытаря. Мытарь вышел из храма более оправданным, но это еще не значит, что он уже в Царствии Небесном. Ефрем Сирин, учитель покаяния, автор великопостной молитвы «Господи и Владыка живота моего», заповедует нам в этой молитве зреть (видеть) наши прегрешения и не осуждать брата.

Молитва и добрые дела тщетны, если они совершаются не для Бога, а для мира, для нашего тщеславия. Тщетно всякое доброе дело, делаемое напоказ.


Из этой притчи мы, несомненно, узнаем многое о молитве:

Гордый человек неспособен молиться. Врата небесные столь низки, что войти в них можно только на коленях;
Человек, презирающий своих братьев, не может молиться;
Молитва сравнивает нашу жизнь с жизнью Бога.


«Гордость есть уничтожение добродетели», - говорит Иоанн Лествичник.

Притча о мытаре и фарисе - это призыв Христа подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас.

«Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя, возвысится» (Лк. 18: 14)




Иллюстрация - Джеймс Тиссо  "Фарисей и мытарь".


Рецензии