Дедун

Я – повелитель запахов, прозрачный, бестелесный,
Парю свободно в воздухе над царствием Кеми', [1]
И надо мной не властвует никто: ни свод небесный,
Ни сила притяжения могучая земли.

Ни Шу, [2] ни Ра, [3] ни Геб, [4] ни Нут [5]
Власть надо мной не обретут,
А я могу, напротив,
Господствовать над плотью.

Коль пожелал бы, мне была покорна б эннеада, [6]
Но я не царствовать рожден и власти мне не надо.
Я – дух незримый, вечно юн,
Бог запахов Дедун.

Когда Осирис [7] предложил мне породниться духом,
Я был не против, и тогда он стал мне лучшим другом,
Я с одиночеством в ладах, но мне вполне приятно,
Что ипостасью для него бывал я многократно, [8]
Мы мирно жили много лун,
Осирис и Дедун.

Когда же Сет [9] расправился с Осирисом жестоко, [10]
Кто спас тогда царя Кеми, [11] и с помощью кого
Низложен был Суте'х, [12]  и кто, взяв вырванное око,
Им оживил погибшее Усира [13] естество? [14]

Все это знают, это – Гор, [15] сын матери великой, [16]
Зачатый от умершего Осириса уже, [17]
Но истина куда сложней и предстает двуликой,
Подобно воплощению желанья в мираже.
Желанье истинно, его хранить наш ум способен,
Мираж – воображенья плод, но он правдоподобен.

Гигантский камень если кто себе представить может,
Который в море погружен, лежит на глубине:
Верхушка глыбы над водой на истину похожа,
Но правда в целом не видна, она – сознанья вне.
Гор – то, что зримо, а валун –
По сути, я, Дедун. 

Гор никогда не смог бы Сета победить в сраженье,
Сет – злой коварный сильный бог, и в том – залог успеха,
А Гор – мальчишка перед ним, способный в исступленье
Сразить кого-то послабей, но только не Сутеха.

Сет битву уступил, хотя мог победить шутя,
Такой поступок совершить его заставил я,
Он был низвержен, побежден и власть отдал другим,
Но интересно, что при том остался Сет живым.
Я это знал, ведь я – ведун,
Бог запахов Дедун.

Предав Сутеха постоянному зловонию,
Я тем его обрек на дисгармонию,
От запаха отвратного не мог
Он даже на мгновение избавиться,
И как со мной при этом можно справиться?
Я бестелесен и, к тому же, бог.

Сет был хитер на редкость и умен,
В гиппопотама [18] обратился он,
Известно, что зловонный дух болота,
Привычен, даже мил для бегемота,
Ведь тот – в фекалиях плавун,
Но всех мудрей Дедун!

Крокодилами каждый пах водоем, в который бросался Сет,
А на суше львов могучий запах  в ноздри бил ему,
И витал над ним дыма едкого дух, предвестник грозящих бед,
А такое выдержать, в принципе, нельзя никому.

И вокликнул обессиленный Сет: “Что тебе такого нужно, Дедун?
Что мне сделать, чтобы ты свои про'клятые запахи убрал?”
И ответил я тогда так ему: “Ты вертляв и изворотлив, как вьюн,
Но со мною, Сутех, не хитри, я еще и не таких побеждал!”

Так заставил я его уступить власть верховную над царством Кеми,
Дух Осириса явился потом, чтобы молвить мне: “Господство прими
Над богами, ты его заслужил!”
Я ответил, что без власти прожил
Слишком долго, мне она ни к чему
И поэтому ее не приму,
И отправился за ветром вослед
В край, в котором пробуждается свет,
Там слушал звуки струйных струн
Бог запахов Дедун.

8 августа 2010 г.

[1] Кеми (Chkmi – черная земля) – древнее название Египта.
 
[2] Шу – в древнеегипетской мифологии бог воздуха. Отец бога Геба и богини Нут, муж богини влаги Тефнут.

[3] Ра – в древнеегипетской мифологии бог дневного солнца, считался также сыном богини Нут и бога Геба.

[4] Геб – в древнеегипетской мифологии бог земли, сын бога Шу и богини Тефнут, брат и муж богини Нут, отец Осириса, Сета, Исиды и Нефтиды. Считался также отцом бога дневнего солнца Ра.

[5] Нут – в древнеегипетской мифологии богиня неба, дочь бога Шу и богини Тефнут, жена и сестра бога Геба, мать Осириса, Сета, Исиды и Нефтиды. Считалась также матерью бога дневнего солнца Ра.

[6] Эннеада – семейство девяти главных богов, возникших первоначально в древнеегипетском городе Гелиополе. После этого и в других древнеегипетских городах возникли свои эннеады. Боги гелиопольской эннеады: Атум, бог хаоса и бог вечернего (заходящего) солнца, который отождествлялся с богом дневнего солнца Ра и с богом утреннего (восходящего) солнца Хепри, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

[7] Осирис – бог возрождения, производительных сил природы и загробного мира в древнеегипетской мифологии. Был старшим сыном бога земли Геба и четвертым из богов, царствующих на земле после Ра, Шу и Геба. Являлся мужем и братом-близнецом богини Исиды.

[8] У бога Осириса было много ипостасей, т.е., он отождествлялся со многими богами, составляя cинкретическое (слитое) божество. Одним из таких богов, с которыми отождествлялся Осирис, был бог Дедун в древней мифологии страны Куш, являющейся частью Древнего Египта, бог запахов и благовоний.

[9] Сет (Сетх) – бог пустынь и песчаных бурь, бог войны, бог чужеземных стран и бог землетрясений, являющийся олицетворением зла в древнеегипетской мифологии. Младший брат Осириса. Был женат на своей сестре Нефтиде. Завидовал Осирису, который царствовал на земле, а потому всячески хотел погубить его.

[10] Есть несколько разных версии того, как Сет, завидовавший Осирису и мечтавший занять его место, расправился со своим братом. В первой версии мифа, на пиршество, организованное Осирисом, пришел Сет с семидесятью двумя товарищами. Они специально изготовили саркофаг по размеру Осириса. Сет сказал, что подарит этот роскошный саркофаг тому, кому он придется впору. Когда Осирис лег в него, Сет захлопнул саркофаг и вместе с преспешниками выкинул его в Нил. Исида нашла саркофаг и достала оттуда мертвого Осириса. По второй версии мифа, Сет не заточил Осириса в саркофаг, а просто убил его, разрезал тело на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту. Эта легенда пыталась объяснить почему культ Осириса процветал именно в четырнадцати египетских городах. Исида собрала воедино все четырнадцать частей Осириса. Третья версия мифа объединяет первые две. По этой версии, Сет расправился с Осирисом дважды. Сначала он заключил того в саркофаг, а саркофаг выбросил в Нил. Но Исида нашла саркофаг, достала тело мертвого Осириса и оживила его. Тогда Сет убил Осириса, разрезал тело на четырнадцать частей и разбросал части по всему Египту. Исида собрала все четырнадцать частей.

[11] Осириса часто называли царем Верхнего и Нижнего Египта, чтобы подчеркнуть его полное властвование над всем Египтом. Однако, согласно древнеегипетской мифологии, царствование Осириса распространялось не только на весь Египет, но и на всю землю.

[12] Сутех – один из вариантов имени Сета.

[13] Усир – древнеегипетский вариант имени Осириса. Имя “Осирис” является греческим эквивалентом древнеегипетского имени “Усир”.

[14] Вне зависимости от разных версий, по которым Сет разными способами расправился с Осирисом, в итоге, Исида осталась одна с телом мертвого Осириса, которое она оживить не могла. Тогда она решила, что ей нужно сохранить тело Осириса, спрятав его, и ждать, пока вырастит ее сын Гор, что тот уже смог оживить тело своего отца, свергнув с царствия его брата-убийцу Сета. Когда Гор подрос, он вступил с Сетом в долгую борьбу. В решающей схватке Сет вырвал у Гора око, но был им повержен. Несмотря на то, что тело Осириса было мертво, в нем продолжали жить три души Осириса – три его ба – Бену, Сокар и Хнум. Именно поэтому оживление Осириса было возможным. Гор дал проглотить свое вырванное Сетом кровоточащее око мертвому телу Осириса, и тот ожил. Однако “Тексты Пирамид” дают несколько другую версию. По ней тело Осириса оживил не Гор, а сама Исида при помощи Нут и Ра.

[15] Гор (Хор) – сын бога Осириса и богини Исиды, бог высоты, изображавшийся в виде сокола, рвушегося в небеса, а также бог света, борющийся с силами мрака. Первоначально был хищним богом охоты. Сверг с царствия богов Сета, убийцу Осириса, своего отца, а потом оживил Осириса. После оживления Осирис передал власть над царствием богов Гору, своему сыну, а сам удалился в потусторонний мир счастья и покоя, где нет места злу, коварству и смерти.

[16] Матерь великая – Исида, дочь бога Геба и богини Нут, сестра и жена Осириса, богиня плодородия, воды и ветра.

[17] Версий, которые восходили к рождению Гора, было несколько. Но большинство из них сводились, в итоге, к тому, что Исида вступила в половую связь с мертвым Осирисом и зачала от него. Результатом этого зачатия явилось рождение Гора. Это стало возможным благодаря тому, что в тело мертвого Осириса продолжали жить три его души. В первой версии мифа, по которой Сет заключил Осириса в саркофаг, а потом выбросил этот саркофаг в Нил, Исида нашла саркофаг, достала тело мертвого Осириса и вступила с ним в половую связь. То же самое она сделала в второй версии мифа, по которой Сет убил Осириса, а потом, разрезав его тело на четырнадцать частей, разбросил их по всему Египту. Исида собрала все четырнадцать частей, сложила их вместе, а потом вступила в половую связь с Осирисом. В третьей версии мифа, которая явилась комбинацией первых двух, Исида, достав саркофаг с телом Осириса из Нила, оживила его, но после того, как Сет вторично расправился с Осирисом, разрезав того на четырнадцать частей, Исида, собрав все части тела Осириса, однако не смогла оживить его. Тогда она вступила с мертвым Осирисом в половую связь, в результате чего родился Гор. Однако существовала еще и четвертая версия, более замысловатая. Исида нашла саркофаг с мертвым телом Осириса и временно спрятала его, чтобы оживить потом. Сет случайно нашел спрятанный Исидой саркофаг, обнаружил в нем мертвое тело Осириса и в гневе, разрезав тело Осириса на четырнадцать частей, разбросал их по всему Египту. По этой версии, Исида не нашла последнюю, четырнадцатую часть тела Осириса – его фаллос. Он попал к трем рыбам, которые его съели. Тогда Исида вылепила фаллос Осириса из глины, осветила его и прирастила его к телу Осириса. В дальнейшем, она, используя магию и колдовство, превратилась в самку коршуна, распласталась по телу Осириса и забеременела от него Гором. Эту версию дает “Книга Мертвых”. В одном из самых ранних древнеегипетских мифов, связанных с Мином, фаллическим божеством, богом плодородия и производителя урожаев, Исида была и матерью, и женой Мина, из-за чего тот получил эпитет “телец своей матери”. Именно Мин, согласно этому мифу, был отцом Гора. Мин не был богом гелиопольской эннеады. Культ Мина был распространен в городах Хеммисе, Коптосе и Омбосе.
 
[18] У каждого из древнеегипетских богов был свой культовый образ, который наиболее характерно отражал сущность этого бога. Кроме того, многим богам принадлежали свои, священные для каждого бога, животные, с чертами которых этих богов иногда отображали в культовых образах. Таких животных у бога могло быть несколько. Главным животным Сета был осел. Сета изображали человеком с головой осла. Однако к животным Сета также принадлежал, кроме некоторых прочих, и гиппопотам. В одном эпизоде борьбы Сета с Гором Сет предлагает Гору побороться с ним, превратившись в двух гиппопотамов. Когда это было сделано, и два гиппопотама погрузились в воду для борьбы, Исида, мать Гора, очень испугалась, считая, что Сет таким образом может погубить Гора, ибо гиппопотам был животным Сета.


Рецензии