Про Новруз

Новруз Байрам. Новый день, по-персидски. Нынче отмечаемый, по решению ООН, как Международный день Навруза. Еще раз, чтобы умаслить маслом по масляному. Международный день Нового дня. Смайлик не ставлю, но подразумеваю. Этот праздник, уходящий своими корнями не только в доисламский, зороастрийский культ, но и вообще в дописьменные, первобытные дали и глубины, когда только начинали развиваться ранние земледельческие культуры древних ариев, персов и тюрков, перешедших от кочевого образа жизни к оседлому, обрабатывавших поля, засевая их хлебом. Недаром одним из главных символов Новруза является проросшая пшеница. Каждая хозяйка на моей малой родине в Баку, как и в других азербайджанских городах и селах, загодя готовила это праздничное украшение стола. На тарелку укладывается влажная марля в несколько слоев, а на нее насыпаются пшеничные зернышки. Которые и зовутся знакомым для любого славянского, русского уха словом – «сэмэни». Семена! Ведь это только для горделивых европейцев, начиная с кичливых эллинов и до сегодняшних «хозяев денег и печатного станка», персы были – дикими варварами и врагами. Которым надо было непременно мужественно противостоять в узком ущелье Фермопил, либо бомбить их научные центры, могущие разрабатывать ядерное оружие, либо давить экономическими санкциями. А на самом деле иранская культура, персидский вклад в мировую цивилизацию трудно переоценить. И в сравнении с нею варварскими выглядят как раз-таки, и высокомерные греки-язычники трехтысячелетней давности, и современные эльфы постиндустриального Валинора на Закате.
В самих чарующих словах «Нов-Руз» и «сэмэни» слышится отзвук древней працивилизации. От которой мало что осталось в плане материальных следов. Ну пирамиды там, дольмены, мегалиты, баальбеки и прочие стоунхенджи настолько навязли в зубах, да к тому же опорочены всевозможными псевдоучеными, ловцами сновидений и летающих тарелочек, что просто неприлично о них упоминать, дабы не оказаться на одной штрафной скамейке с разного рода шарлатанами носовско-фоменко-прокопенковского разлива. И все же была она, эта древняя працивилизация. Допотопная. Она же довавилонская. С безумным, богоборческим столпотворением. После чего, разделившиеся на языки, народы, ставшие разрозренными, разбрелись по ойкумене, унося с собой общие корни и языки пламенной, глубоко укорененной в душах и генах памяти о былом единстве.
В общем, с семенами, которые азербайджанские хозяюшки проращивают за несколько недель до 21 марта – праздника Новруза, все понятно. Сэмэни, а точнее, сямяни, они и в Африке, откуда по научным данным, вышли кроманьонцы, семена. А вот с Нов-Рузом надо детально разобраться. Нов, понятно, новый, и этот корень практически идентичен во всех индоевропейских языках. Сродни английскому «new», немецкому «neu», латинскому «novus», греческому «неос», санскритскому «нава». И все тюркские наименования праздника: азербайджанское и туркменское «Новруз», пуштунское «Нав враз», курдское «Невроз», таджикское и узбекское «Навруз», казахское «Наурыз», уйгурское «Норуз», киргизское «Нооруз», татарское «Няуруз», турецкое «Невруз», крымско-татарское «Наврез», башкирское «Науруз», чувашское «Нарас», думается, происходят именно от персидского «Нов руз».
А что же такое «руз»? Филолог-специалист дал бы более развернутую справку, я же ограничусь тем, что несмотря на чередование согласных «р» и «л», а тем паче на родство персидского «руз» с такими словами, как английское «light», латинское «lux» и словенское «luc», то есть, «луч», по моему скромному мнению, в древнеиранском, арийском корне «руз» нет никакой особой загадки. Это всего лишь «рус», в смысле, светлый, русоголовый, как все типичные обитатели Среднерусской возвышенности. Да и персы, как бы на них косо ни смотрели потомки героев Фермопил и современные носители «бремени белого человека», отнюдь не столь смуглокожи и темноглазы, какими их рисует архетипическое подсознание европейских колонизаторов. Также, как и тюрки, не тюркоязычные монголоидные племена якутов, киргизов, казахов, а именно тюрки – вполне светлокожие европеоиды по своему облику. Нередко с серыми или голубыми глазами. Хотя у большинства преобладают карие очи, как и черные, либо каштановые волосы.
Так что Нов-Руз – это новый рус, новый луч, новый день в своем наидревнейшем, праиндоевропейском звучании. А теперь можете доставать свои научные фарисейские камни и забрасывать ими меня, если кто-то из возмущенных моей филологической дерзостью, сам без единого греха. Тут надо было поставить смайлик, согласно текущей эпистолярной моде СМС-сообщений. Но я не буду смайлить, а просто улыбнусь. Сам себе, зеркалу монитора, в котором отражаются печатаемые мной буквы, и тебе, мой дорогой читатель.
Мое детство прошло в Баку. Праздник Новруз-Байрам мне памятен с детства. В нашем интернациональном городе азербайджанцы и армяне, русские и евреи, грузины, греки, немцы, татары, лезгины, да много кто еще, всегда жили рядом, вместе и между собой. Всегда отмечали все праздники сообща. И Новруз, и Пасху. Кстати, крашеные яйца – вот то, что роднит эти два праздника. Так что соседи христиане и мусульмане, а больше всего, дети, всегда обменивались ими, крашенками, на Пасху и Новруз. И мы, дети, приносили их в школу и бились на переменках, у кого яичная скорлупа окажется крепче.
Точно так же как языческие предки славян, современные городские кавказские тюрки – азербайджанцы зажигают костры во дворах и перепрыгивают через них. Что это если не общие культурные традиции, зародившиеся в столь далекой древности, когда наши предки только научились рубить лес, расчищая поля под пашни, а пни и сучья сжигали, удобряя свежей золой землю. В нашем дворе мы всегда зажигали костерки, весело прыгали через огонь. А потом шли домой, где нас уже ждали блюда с хончой – разного вида орехов, изюма, кураги, фиников, чернослива, сушеных фруктов, ягод, кизила, шелковицы-тутовника и других вкусностей. Там же, на блюде или в праздничной корзине, лежали крашеные яйца, сладости, пирожки с ореховой и иной начинкой. Шакербура – пирожки, похожие на молодой месяц, символизирующие Луну, и круглые гогалы – символы Солнца. Пахлава, праздничный плов. А кроме них на столе обязательно должны быть семь блюд, начинающихся на «с». Сумах – приправа из сушеного барбариса, сюд – молоко, сэмени – проросшая пшеница, сабзи – зелень, сирке – уксус и пр.
Так же как на христианское Рождество, в праздник Новруз принято угощать всех сладостями, а персидские и тюркские дети колядуют в точности так же, как их славянские, русские сверстники. Малышня стучится в соседские двери и оставляет на пороге шапку, в которую хозяева обязательно должны положить конфеты, ореховые пирожки, крашеные яйца и прочие угощения. В вечернее время обязательно надо пройти хороводом, взявшись за руки, вокруг очистительного костра. Затем ловко перепрыгнуть через огонь, ритуально очищаясь от всякого зла и болезней.
Вот так мы отмечали Новруз Байрам в нашем советском детстве. И так же до сих пор его празднуют в разных странах. С теми же обычаями и традициями, зародившимися много веков и тысячелетий назад.


Рецензии
Спасибо,Игорь,помнить свои традиции должен каждый из нас, очень интересно.

Светлана Баранник   21.03.2019 19:25     Заявить о нарушении