Азбука здоровья для школьников и родителей

Дорогой друг!

     Ты учишься в школе, и уже знаешь, как интересно устроен мир.  Ты научился читать и считать, и это помогает тебе узнать много нового и полезного для твоей жизни.
Ты уже освоил  компьютер и  наверное, умеешь кататься на велосипеде и мечтаешь управлять автомобилем.
   Как всё устроено?  Как работает  компьютер?.. Почему движется машина?..  Как летает самолет и ракеты?
   Такие – же,  как ты – люди придумали все эти вещи и научили других людей управлять ими.   Это  очень  важно  - знать, как устроено   всё, - и тогда  можно  научиться управлять  нужными  вещами.  Для этого  люди  создают  инструкции, где  описаны  правила управления автомобилем, компьютером  и даже  пылесосом.
   Но  самый дорогой  и  сложный   на  свете  механизм – это  человеческий  организм, созданный  великой природой. Мы не задумываемся об устройстве нашего тела. Мы просто живем: едим, пьем,  спим, играем или работаем и вспоминаем об  устройстве и  возможностях  своего человеческого  тела  чаще всего в  период какой-нибудь болезни.    
      Вся твоя жизнь зависит от правильного обращения к собственному организму. И если  человек пренебрегает этими правилами, всегда возникают болезни организма и даже его полное разрушение и смерть.
     Умные люди составили специальные   правила  безопасного управления человеческим организмом.  Медицинская наука  многое  знает  о нашем  теле  и продолжает  изучать его постоянно, чтобы  научиться безошибочно  управлять   возможностями организма, бороться с болезнями, которые  разрушают  наше здоровье и мешают человеку  жить.
   Очень  важно  помнить, что неправильные поступки могут разрушить  стройную  работу  нашего  тела,  созданного  за  миллионы  лет  мудрой природой.
  Представь  себе,  что человеческий организм  устроен как  большой  дворец,   из  мельчайших  «кирпичиков» - клеток.  Клетки – живые организованные устройства,  которые в свою  очередь имеют  разные свойства и   формируют  различные  органы и  системы  нашего тела.   Специальные  клетки  построили наши кости, их которых состоит  скелет человека, -  руки, ноги,  позвоночник… Из  других  клеток созданы  мышцы, внутренние органы,  кожа,  волосы. Специальные  клетки  умеют  управлять  нашим  телом                - это нервные  ткани, гормональные органы,  органы  слуха  и зрения.
   Но  каждая маленькая  клеточка  состоит   из ещё более мелких, особых «кирпичиков», -  это  белки, жиры, углеводы, аминокислоты, и ферменты.  А  они  в свою очередь сложены  ещё более мелкими «кирпичиками».  И эти  частички  называются  минеральными  элементами,  из  которых  состоит  вся  наша  планета,  и  рыбы, и растения, и насекомые и,   конечно  же,  весь  человеческий организм.   Минералы  людям известны почти все, и русский  ученый  Дмитрий Иванович  Менделеев  создал целую  таблицу химических элементов - минералов, которой сегодня  пользуются все ученые  мира.     Минералы  - это азот, водород, кислород, кальций, магний, железо, натрий,  медь, фтор,  серебро, алюминий, кадмий, стронций, и другие, - из них  состоит весь наш мир.   Из  них состоят  и горы, и деревья, и вода, и человек и животные.   Вся наша планета состоит из минералов. Только одних больше, а других меньше.
   Макроэлементы – это  химические  элементы, которых  встречается  больше, - это кальций, магний, натрий  фосфор, кислород, водород, азот и другие.
   Микроэлементы – это химические элементы, которых в природе  немного. Точно также и в нашем организме их гораздо меньше чем макроэлементов. К ним относятся литий, кадмий, серебро, стронций, золото, свинец и другие.
  Все химические элементы  очень важны для организма. Каждый из них выполняет свою особенную  задачу в организме, которую невозможно заменить другим веществом.  Многие микроэлементы очень ядовиты для организма, и в больших количествах могут  нанести большой вред. Такие вещества, как  свинец, кадмий, ртуть, цинк, уран в больших дозировках опасны для здоровья. Но они незаменимы в работе многих клеток, органов и систем, и при их отсутствии возникают нарушения работы организма. Все химические элементы важны.  Из них построен  весь мир, все не живое и всё живое.
     Но как так  получилось, что камни, лед, снег, воздух, - состоящие из одних и тех же минералов неживые, а микробы, люди,  животные и растения состоящие из тех же самых минералов   - живые.
                Почему  на свете есть  жизнь?
      Эта чудесная  возможность существования жизни основана  на удивительных свойствах воды -  самой важной  структуры всего живого.   Молекула  воды  тоже состоит из двух минералов – водорода и кислорода.  Но самым важным свойством  воды – является  возможность вступать в активное взаимодействие со всеми известными минералами на свете. Вода создает различные растворы  практически всех  известных минералов,  и под влиянием разных физических явлений,  таких, как электрические разряды, колебания температур, изменение давления и магнитных полей и множества других условий,  очень давно, в природе - произошло  взаимодействие растворов разных минералов, в результате которых возникли биологические структуры:
+ нуклеиновые кислоты  и другие  аминокислоты, белок и другие органические  вещества из которых сформировались первичные формы жизни. Жизнь очень медленно и поступательно  развивается многие миллионы лет  по  определенным условиям  биохимических и биофизических процессов. Из примитивных  одноклеточных  форм  жизни возникли многоклеточные сложные формы жизни, это микробы, растения, насекомые и сам человек.               
Как  всё  это  устроено  и как работает?
    На эти вопросы  отвечают многие  науки, которые  придумали  люди,  для  того, чтобы успешно жить и развивать  свои  возможности.
   Человеческий  организм – самая сложная «машина»  на  свете.  Природа  предусмотрела  много  удивительных  возможностей,  которые  обеспечивают  исправную  работу  наших  органов и систем.  Наш  организм умеет самостоятельно  развиваться  и  восстанавливаться.  Ведь  мы  же не управляем  клеточным  процессом  заживления  ранки или царапины. Разные  клетки  и другие  структуры  организма  самостоятельно  выполняют  задачу восстановления  разрушенной  кожи, сосудов, костей.   Мы  можем только  помочь  организму: наложить  гипсовую повязку, ограничивающую подвижность обломков, чтобы срастались сломанные кости, или   защитить его  от вредного  влияния  «злых микробов» с помощью лекарства. Организм  всегда  нуждается  в защите от холода, дождя, и других разрушительных условий  окружающего  мира.
   И  если  мы не будем  знать,  как правильно  поддерживать  работоспособность  человеческого организма от  наших  неумелых или  опасных   действий, могут  возникнуть  разрушения  органов  и  систем – это  болезни, которые нарушают  нашу  жизнь.
Какая же наука самая важная для человека?
    Самой  важной  наукой  для организма   - является  наука о правильном  питании.  Мы говорили с тобой, что  клетки организма  состоят из различных  минералов – микроэлементов.  В  своей  работе  клетки расходуют  эти  минералы,  и  чтобы  жизнь  не остановилась – необходимо  всегда  пополнять запас, -  удовлетворять  потребность для организма в  строительных «кирпичиках».
Как это происходит?
    Очень просто. Каждый день ты  садишься  за  стол и съедаешь  много  разных  продуктов,  которые  состоят  их  тех  самых  микроэлементов,  столько  необходимых  нашим  работающим  клеткам.
   Все  люди непременно должны знать, что для развития  клеток  костной ткани  - нужны  особые  минералы -  кальций и литий, алюминий и фосфор.  Для нормальной работы клеток  кожи и роста  волос  -  необходим  кремний и фосфор. Для роста  и сохранения  зубов  нужны  кальций, фосфор  и фтор. Для клеток крови необходимо железо и кислород, без них   человек не  сможет  дышать. Работа  нашего сердца  - не возможна  без  минералов  калия  и натрия.  Нервная система  человека  не может работать без  магния и серебра и многих других микроэлементов, из  которых  и  состоит наш организм.
   Откуда  же  поступают все  микроэлементы к  клеткам нашего  тела?
   Оказывается,  что  растения,  которые мы  употребляем  в пищу, умеют формировать и  накапливать все  необходимые  нам  микроэлементы и витамины. В различных продуктах содержатся разные микроэлементы.
    Мы  обязательно  должны  знать, что в гречневой  каше  содержится  медь и   марганец, необходимые для работы   печени и эндокринной системы; в пшенной  каше  много  натрия и кальция, в  твороге  кальций  и фосфор. Морковка  накапливает медь и железо и витамины А и Е, капуста  приносит нам  натрий и литий, и витамин С.  В черном  хлебе  очень много различных микроэлементов и почти  все витамины  группы В. Чеснок накапливает  ионы  серебра, в яблоках мы  черпаем  железо  и витамин С.
   Сколько  и  какой пищи ты должен  съесть  для  поддержания  жизни – организм  сам  подсказывает тебе. Только  ты должен  внимательно  слушать  его и научиться  слышать и понимать.   Все лишние минералы, ненужные в данный момент для организма выводятся с калом и мочой  с помощью специальной защитной системы  - элиминации. 
    Ты должен знать,  как правильно   пережевывать пищу    зубами, чтобы не  испортить  функции   желудка. Плохо пережёванная пища может поранить стенки желудка, недостаточно измельченные кусочки пищи плохо перевариваться в желудке и могут вызвать болезнь.
   Если  нарушится   работа желудка и кишечника, - они не смогут правильно  перерабатывать пищу, и от этого  могут пострадать   сложные механизмы  равновесия микроэлементов  в нашем  теле. 
   Мы   давно  знаем,     что  лишняя и  ненужная  пища нарушает  нашу  жизнь.  У людей, которые  постоянно переедают, накапливается  ненужный жир, вызывающий нарушение равновесия микроэлементов в организме.  В результате такие люди часто страдают болезнями печени, суставов и сердечнососудистой системы и раньше других  умирают.
   Кроме опасности переедания существует опасность отравления некачественной, вредной для здоровья пищей.  За миллионы лет в примитивном периоде развития человеческий организм приобрел фундаментальные навыки,  позволяющие отличить  здоровую пищу от вредной. Наше обоняние и зрение, и другие органы чувств  отличают съедобную пищу от испорченной  и негодной для питания. Но не всегда можно отличить безопасную пищу в  современном человеческом обществе.  К сожалению, для того, чтобы быстрее и легче  заработать деньги,  производители  современных продуктов  очень  часто используют не совсем подходящие для питания человека  продукты. Они обманывают наши органы чувств (обоняние, зрение, сознание), добавляя в искусственные  продукты ядовитые красители, подсластители, наполнители, консерванты.  Эти вещества,  созданные искусственно, тоже состоят из минералов, но композиции  минералов  в этих веществах не соответствуют привычным – природным. Они  нарушают нормальную работу клеток и даже   могут убивать здоровые клетки в нашем организме, и вызывать опасные  страшные болезни – мутации клеток, вызывающие раковые опухоли, убивающие весь организм.  Вот почему каждый человек должен знать, что самая полезная и безопасная пища – это натуральная пища из настоящего мяса, молока от коровы  и овощей, фруктов  и злаков, выращенных в природных условиях обыкновенного деревенского  хозяйства,  без генных модификаций семян  и применения ядохимикатов.
    Каким  образом организм подсказывает человеку  правила питания?
   Об этом нам сигнализируют  чувство голода и чувство насыщения.  Существуют и защитные, аварийные возможности органов пищеварения. К примеру, если происходит отравление вредными продуктами, у человека возникает тошнота и рвота, которая выбрасывает из желудка неправильную пищу, а понос очищает кишечник от проблемной пищи. Наши младшие друзья – собаки и кошки, никогда не станут есть некачественную пищу. Они не едят  искусственное молоко, ядовитую колбасу и конфеты сомнительного качества.  В современном  мире нужно быть очень осторожным и внимательно относиться к подозрительным продуктам. Чаще всего назойливо рекламируемые продукты питания могут быть опасными для здоровья. А хорошие продукты в рекламе не нуждаются.

   Дорогой  друг, наука  о  здоровье  одна  из самых  важных  на  свете.  Только  человек, который  умеет  правильно  питаться  и ухаживать  за  своим организмом  может  жить долго,  и  успешно достигать  своих  целей.
В следующей главе я расскажу тебе о мире, который окружает нас, о микробах, которые вредят нашему здоровью и  о микробах, которые дружны с человеком. О способах защиты от микробов и защитном иммунитете.               

Глава 2
Человек и  микробы

    Живой мир на нашей планете  существует очень давно. Человек в длительном процессе изучения всего  живого на свете создал много различных научных направлений. Например,  наука ботаника изучает растительный мир. Биология – наука, которая изучает животный мир. Люди, звери, птицы, рыбы, земноводные, насекомые, микробы – все эти группы живых организмов  всегда живут рядом,   и жизнь одних видов очень сильно зависит от жизни других. 
   Самые многочисленные в мире и наиболее древние живые существа – это микроорганизмы – а проще микробы. Микробы появились на планете одними из первых.  Они приспособились жить  в почве, в океане, в воздухе, даже во льду и кипятке могут существовать некоторые микроорганизмы. Пищей микробов может быть все живое и растения и животный мир. Они разлагают погибшие деревья и траву, превращаются вместе в почву. Микробы  употребляют  в пищу все живое,  и даже отдельные минералы.  Они перерабатывают погибших насекомых, зверей и конечно же организм человека, когда он умирает. 
   Всю жизнь наш организм борется с  вредными микробами и сотрудничает с другими микробами, которые  всегда живут в нашем организме, например кишечная палочка, которая живет в толстом кишечнике человека и оказывает положительное влияние на процесс переработки пищи.
  Организм человека  ежедневно пересекается с миллионами микробов. Мы глотаем их с сырой пищей, вдыхаем их с пылью и  воздухом. Они проникают в поврежденные участки кожи и слизистых оболочек глаз, носа вызывая воспалительные заболевания. Микробы могут пробраться в легкие и вызвать бронхит и пневмонию, если они  попадают в  мочевой пузырь и почки возникают цистит и пиелонефрит. Даже в мозг могут проникать  вредные опасные  микроорганизмы, вызывая тяжелые болезни – инфекционные  менингиты.     Чаще всего  это происходит,  когда  страдают защитные силы организма человека.
   Организм борется  с микробами различными способами. Например, в желудке вырабатывается  соляная кислота, которая уничтожает микробов, попавших в пищеварительный тракт.  В ротовой полости микробам противостоит слюна – она содержит  защитные вещества, которые помогают ликвидировать вредных микроорганизмов. В носу вырабатывается специальная жидкость - секрет, в котором тоже содержатся защитные вещества от микробов. Защитными свойствами обладает слеза, защищающая наши глаза, а в ушных проходах вырабатывается специальная защитная  сера, которая не позволяет микробам жить  в  ухе.  И если человек часто насухо  очищает уши от серы, он рискует оставить без защиты от микробов собственные уши.
   Иногда микробы все–таки проникают внутрь организма, но в таком случае с ними вступают в борьбу клетки крови: белые  кровяные тельца – лейкоциты и макрофаги, лимфоциты, и другие защитные механизмы.
   Они участвуют в создании иммунитета -   сложной иммунной защитной системы нашего организма. Важно знать, что иммунитет человека  всегда обновляется  и создается  всю жизнь. И чем больше человек тренирует свой организм в различных условиях, тем крепче и надежнее его иммунитет, тем меньше вероятность  заболеть от  микробных заболеваний.  Мероприятия,  связанные с закаливанием  организма, помогают предотвратить множество болезней.
   Что же помогает нам сохранить и усилить свой иммунитет?   
Прежде всего, это гигиенические правила. Гигиена  - это наука, которая отвечает за  соблюдение  определенных законов и условий, определяющих безопасность  эксплуатации нашего организма.
   Начнем с простого. Чистота – залог здоровья. Такая  мудрая старинная пословица объясняет все  наши защитные действия, которые направлены, прежде всего, на борьбу с вредными микробами.   
   Каждый день  мы умываемся, моем руки для того, чтобы убрать с кожи ненужных микробов, которые могут попасть во время еды в пищу и проникнуть в желудок и дальше -  вызвать болезнь. Микробы  всегда стремятся жить там, где тепло, сыро, есть чем питаться,  и нет солнечного света.  Такими удобными местами у человека является ротовая полость, и носовые ходы.  Если после еды ты не почистил зубы и лег спать,  - то у микробов, живущих в ротовой полости, -  будет «праздник». Они будут активно питаться остатками  пищи, которая задерживается между зубов, в складках ротоглотки и от этого возникают такие болезни, как кариес, ангина, насморк или ринит, бронхит и много других неприятностей.
   Микробы  боятся солнечного света, ультрафиолетовые лучи убивают их. Микробы боятся мыла и зубной пасты, эти  средства защищают нас от вредных возбудителей болезней. Микробы живут в пыли и не любят  свежего воздуха, вот почему так важно проветривание помещений, где мы живем,  работаем и отдыхаем. Микробы в основном не любят  резких перепадов температуры: жары  и холода.  Вот почему полезно полоскать горло холодной водой, и научиться пить холодную воду. Это  помогает в закаливании организма и усилению нашего иммунитета. 
    Не нужно бояться свежего ветра. Сквозняк  не вызывает болезни. Он приносит свежий воздух, который тоже очень нужен для укрепления иммунитета. В чистом воздухе микробы не любят жить, им там нечем питаться. Когда больной человек чихает или кашляет, тысячи микробов вылетают в воздух и люди, находящиеся рядом вдыхают воздух вместе с микробами. Так происходит заражение гриппом, и возникают эпидемии, когда микробы быстро поражают много людей.
   Чтобы микробы не попали в наш организм с пищей, люди научились обрабатывать пищу с помощью кипячения.  Но микробы все равно  попадают в  охлажденные продукты питания через воздух. По этому - все супы и каши, сваренные день  назад начинают портиться. Вот почему, нужно есть только свежую пищу. Фрукты и овощи имеют контакт с почвой, где живут миллионы  микробов, насекомые на своих грязных лапках приносят микробов  на яблоки, растущие в саду. По этому - мы должны мыть  чистой водой овощи и фрукты перед едой.
   Домашние животные могут на своей шерсти приносить в дом множество опасных микробов. Они не умеют читать и не знают правил, о которых мы говорим. По этому, если вы гладили собаку или держали кошку в руках, обязательно вымойте руки перед едой. Ни когда не следует забывать, что микробы, всегда рядом, и в любом  случае могут нам навредить.


Глава 3
Физическая культура человека

    Движение – это жизнь. Такая мудрая поговорка известна каждому человеку. Но почему, все-таки,  движение сохраняет и продлевает нашу жизнь.  Ведь иногда нам не хочется ничего делать и мы ленимся, вместо прогулки предпочитаем диван и телевизор.
    Давным - давно, когда-то человек не знал сегодняшней цивилизации и ему приходилось каждый день много двигаться, чтобы прокормить себя и свою семью. Он гонялся за дикими животными в надежде добыть мясо, искал съедобные растения, учился ловить рыбу и таким образом  жил и развивался долгие тысячелетия и даже миллионы лет.   Природа и  житейский опыт  постоянно усовершенствовали его разум, развивали удобную для  выполнения различных задач структуру  скелета, суставы, мышечные группы и всё устройство человеческого  организма постоянно усовершенствовалось и продолжает усовершенствоваться  постоянно, и сегодня, и так будет всегда. 
   Но если  в  нашем  организме  перестают использоваться какие –то органы и системы – природа перестает их  усовершенствовать и они исчезают совсем, (например хвост превратился в копчик за миллионы лет) или сложные   клеточное ткани  заменяются более простыми  тканями, не требующими  лишних расходов на их содержание. Так происходит дистрофия мышц  у людей которые перестают активно двигаться, или наоборот, у спортсменов, которые активно занимаются спортом – мышцы тренируются, растут и способны  сделать работу, которая не под силу дистрофикам.  Природа не любит бесполезной траты на содержание  неработающих систем организма, она не будет сохранять человеку память, если он самостоятельно  перестанет её тренировать, она не станет поддерживать силу в ваших мышцах, и эластичность  связок в суставах, если вы перестанете ими активно пользоваться. Вот почему у старых людей, которые предпочитают меньше двигаться,  - возникают болезни, связанные с нарушениями  работы  позвоночника и связочно – мышечного аппарата.    Не работающие мышцы теряют свои способности и постепенно заменяются более простыми клетками, например соединительной тканью, которая никогда не будет выполнять сократительные функции, присущие мышечной клетке. Таким образом: развиваются дистрофические  нарушения, которые заканчиваются различными болезнями.
Надо ли обращать внимание на свои ощущения?
   Очень важно  всегда  слушать свой организм. Он сам подсказывает вам после физических упражнений, как ему приятны  и полезны двигательные нагрузки. А у вас  всегда возникает хорошее настроение и чувство удовлетворения  после спортивных занятий, прогулок и путешествий, связанных с активными движениями. А если  мы перегружаем свой организм  - возникают предупреждающие  сигналы: усталость,  ощущение неприятной тяжести в мышцах, и даже боли, которые  помогают нам выполнить остановку нагрузки – отдых, и  сохранить  свою трудоспособность.
   Мы часто подолгу сидим за компьютером, и мышцы шей устают держать на весу нашу голову. Возникает боль в области плечевого пояса и шеи. Это сигнал, который говорит о том, что необходимо изменить нагрузку, принять другую позу и сделать легкую разминку для всех мышц, перенапряженных  в течение длительного времени.
   Разминка или зарядка необходима всем. Особенно людям преклонного возраста. Физическая зарядка значительно  продлевает нашу жизнь и формирует хорошие условия для адаптации  к неблагоприятным  условиям.
Почему дети должны заниматься физкультурой?
  Организм ребенка непрерывно растет.  Для  нормального роста всего организма необходимы частые движения, чтобы мышцы и кости росли в стройном взаимодействии. Очень важно, чтобы  тренировались связки мышц их растущие  мышечные волокна, и формировалась правильная осанка. Если ребенок не будет подвижным,  - дистрофические процессы могут испортить его фигуру  на всю жизнь. Дети, занимающиеся спортом, меньше болеют,  более выносливы, и более приспособлены к  неожиданностям  жизни.
  Мои друг, всё, о чем я хотел тебе рассказать, обязательно пригодится тебе в будущем и настоящем. Наша жизнь устроена так, что откладывать на потом важные вещи нельзя.  Обязательно потеряешь что–то нужное. Важно привыкнуть жить сегодня. Нужно планировать завтрашний день, сохранять опыт вчерашнего дня, но жизнь происходит сейчас и всегда будет так.

Глава – 4
Как управляется наш организм?

    Почему мы так  живем?  Отчего  мы делаем  такие поступки?  Как мы оцениваем  свой путь? На что мы тратим свою жизнь, и почему так происходит??
   Мой друг, на эти вопросы  люди  много  раз давали  ответы. И каждый  мудрец по-своему  объяснял сущность  жизни,  но в целом,  человечество давно  знает  ответы на эти вопросы.  Это, пожалуй,  самая  важная  тема.  Для чего жить? Как жить?  Как применить  в жизни удивительные возможности своего организма?
    Я уже говорил, что в мире  всё  взаимосвязано:  и минералы, и микробы, и химические реакции, и события, происходящие в зависимости друг от друга.  Условия  или  обстоятельства событий, составляющие  окружающий нас мир всегда  влияют  на нашу жизнь и от этого она изменяется.
     Но вернемся  к биологической основе наших поступков.  Все  великое  просто, но удивительно разнообразно устроено, хотя общая  схема  - едина. Например: как устроен наш мозг, который является  главным руководящим и организующим  звеном  нашего человеческого организма. Это  сложнейшая система,  которая самостоятельно, каждую секунду   решает  миллиарды сложнейших  задач, происходящих в каждой отдельной клетке  нашего  организма, каждой маленькой и большой – глобальной системе – разных органов, сложенных из этих клеток.  Ученые  во все  времена  изучают   сложнейшие  механизмы человеческих реакций  и многое  уже  объяснили,  но  каждый  день  приносит всё новые и новые открытия.   Человек  должен  знать  главное.    Есть определенные  природой  возможности нашего  организма,  и есть  необходимые   для  его  жизни  потребности. 
    Для  успешной  работы  любого  механизма  необходимо  соблюдение  «золотых правил»: поддержание  равновесия расходования  и восстановления  энергии,  обеспечивающей его  жизнеспособность.  Такой  грандиозной  задачей и занимается наш  мозг.   Он  воспринимает  все  сигналы  от  любой  точки  организма  и управляет  событиями,  происходящими  во всех  органах  и  системах.   Человек  видит,  слышит,  ощущает  прикосновения, определяет запахи, осязает  изменение температуры и давления;  мозг  мгновенно анализирует обстоятельства  жизни и распоряжается  нашими  действиями,  обеспечивающими  безопасность и продолжение  жизни. 
    Для  успешного  анализа  событий,  природа  создала возможности  сохранять информацию в определенных структурах  мозга – это  наша  память.  Человек  создает  механический мозг. Это компьютер, у него тоже  есть  память. Но для  выполнения всех возможностей человеческого мозга  не существует  сегодня ни одного «гаджета»,  способного  соревноваться с  настоящим  мозгом.   Не скоро человеку удастся  создать  подобный механизм, насколько сложны и непредсказуемы  возможности человеческого мозга.
  Системы управления  жизнью есть  у всего  живого  на свете: у  микробов, у  растений, у животных  с одной лишь разницей в уровне развития.  А уровни развития  управляющих устройств – аналогов нашего мозга,  зависят от условий жизнедеятельности и сложности строения каждого биологического объекта: букашки, рыбки, птицы, дерева или травинки.
   Нарушения  работы мозга вызывают много различных болезней. Гибель мозга ведет  к неизбежной  смерти  организма. 
    К удивительным   возможностям  мозга  относится  его способность сохранять память и стремительно использовать её данные в  разных действиях организма.   Память - это возможность нервной ткани, из которой состоит мозг. А непрерывная  деятельность мозга, проводящая анализ всех событий, обстоятельств  вокруг нас,  объясняет организацию  нашего  сознания, которое ведет  человека  по жизни.  Память бывает  длинной  и короткой. Память  хранит   всё, с чем пришлось  встретиться человеку на своем  пути. И  прежде  всего  она  сохраняет информацию  об  опасностях, которые  угрожают  жизни.  В  организме  есть  много  устройств,  созданных  природой, основанных (построенных),  на  жизненном  опыте наших предков, живших  за миллионы лет до нашего  рождения.  Мудрая предусмотрительная  природа  устроила так, что  информацию  о безопасности мы получаем  по наследству от родителей.  Она  зашифрована  в наших  генах – специальных устройствах, в которых хранится главная память  всего человеческого  организма.   С помощью этих устройств  передаются все  главные признаки нашего организма от человека к человеку в период зарождения новой жизни. Геномы  - отдельные участки  этой сложной «Биологической библиотеки любого организма», способны  восстанавливать  память, накопленную тысячелетиями, нашими  пращурами – предками,  до нашего рождения. Как объяснить, что сладкое приятно, что горькое бывает  опасно, что запахи бывают  дурными  и приятными. Это голос наших предков помогает  человеку  жить дальше и развивать  свой организм.  Генная  память  подсказывает  нам,  прежде  всего,   об  угрожающих  опасностях.   Боль, ужасные  звуки,  противные  запахи – вызывают  у человека  защитные    реакции, создают  напряженное  ожидание  и готовность  к защитным  действиям.   Генная память формируют  чувство  страха и опасности. Напротив:  приятные запахи ягод  и  фруктов, цветов, пищи – миллионами  лет  воспитывали и  формировали  сознание  наших  предков. Сегодня  мы  уверены,  что  запах жаренного  мяса и свежего  хлеба – безопасны и нужны для   поддержания  жизнеспособности, что  вкус  клубники  и лимона подсказывают  нам  о необходимости  витамина С и других полезных веществ, содержащихся в этих продуктах,  для  нашего  здоровья.   
   Хорошее  настроение – это реакция  организма   на благоприятные  окружающие  события.  Сытый  желудок,  теплая  безопасная  обстановка, -  формируют  хорошие  положительные  эмоции – это  реакция  удовлетворенного  организма.  Плохое настроение, отрицательные эмоции настраивают нас на  действия, которые помогут  прекратить  отрицательные события в нашей жизни.
    Чем  больше  наша  память,  тем  объёмнее  сознание  и сложнее  потребности  человека. Опыт и   практика  использования  сознания  тренируют  разум  человека.  Способность  размышлять,  анализировать,  искать,  отвечать  на  вопросы – развивает процесс мышления  и  создает  определенные  стереотипы (привычные ответные реакции) поведения  человека.  Всё  это  формирует  систему  ценностей, характерных  для  жизни  людей.  Вот так устроено  сознание  человека,  которое  отвечает за  наши  поступки,  формирует  наши желания и  создает целую систему  взаимоотношений  между  людьми,  которые  изучает  наука  социология.  Социология – наука об обществе  людей.
    Учеба или  процесс  обучения – это  и есть   возможность  формирования  сознания  человека с помощью чужого  опыта, накопленного  предыдущими  поколениями  людей.  Посмотрите  на  географическую  карту: на ней  обозначены  названия рек, гор,  поселков и городов, морей и  пустынь, обозначены озера и дороги, тропы и горные  перевалы.  Одному  человеку  невозможно  создать карту  всего мира, поэтому люди  объединяют  свои  знания, обмениваются  ими и применяют их для улучшения  своей жизни. 
   Люди  объединяются для того,  чтобы  лучше  пережить холод, непогоду, другие  опасности и затруднения, подстерегающие нас  всегда.  Одни  умеют  строить дома,  защищающие  нас  от  непогоды, другие  умеют  выращивать  продукты  питания, третьи  придумывают  механизмы  и машины, облегчающие  наш  труд и помогающие освободить человека от  лишнего ручного труда.
    Объединяются  и  насекомые,  например – муравьи  могут  вместе  построить  муравейник, который  защитит их от холода  и дождя.  Пчелы  строят  свое, пчелиное  государство,  свой  общий  дом,  и  все  вместе запасают  мед и цветочную  пыльцу,  чтобы  не  погибнуть  от  голода,   в длинную  холодную  зиму,  когда  не  растут  травы  и нечем  питаться.  И  звери  и рыбы  и птицы -  могут  тоже  объединяться друг с другом  в  стаи  и вместе  защищаются от  жизненных  неприятностей. 
   Так  устроен  мир:  чтобы жить  и  выживать – все  должны  трудиться, и люди, и  пчёлы,  все  добывают  себе пищу.  Но  некоторые  животные  убивают  других животных и  питаются  за  счет убийств. Например: волки  и медведи  едят  оленей, лосей,  зайцев  птиц и рыб, и   мышей.  Даже  насекомых   едят  медведи, они  едят  ягоду и очень  любят  мед и  разрушают  пчелиные  домики; они  едят  муравьев и разрушают  муравейники – муравьиные государства.  Это  явление  у людей  называется  война.  Когда  сильные отбирают  всё  у  слабых и     убивают  слабых,  чтобы  жить  за чужой  счет.  Но  есть  много  примеров у  животных,  когда  они  живут  без  войны  и даже  помогают друг другу  жить.  Так например:  зайчиха  всегда  накормит  своим  молоком  и  своих  и  чужих  зайчат. Белка  запасает  на  зиму  столько  орехов,  что  их  хватает  и  белкам   и  птицам  и  мышам.  Коровы  дают  столько  молока,  что его  хватает людям  для  питания.
   Мы  всегда зависим  друг   от друга.  Человек  питается  овощами,  фруктами – это  тоже  живая  природа,  но она  так приспособлена,  что  плоды  деревьев,  трав  всегда  съедают  животные  и люди, и растения приспособились  к  размножению  за  счет  этого  процесса.  Животные, съедая  плоды растений,   разносят  их  семена,  и  тем  самым, позволяют  растениям  расширять  места  своего  обитания.
  Сколько  средств  необходимо  человеку  для  жизни? Сколько еды? Сколько одежды? Такой  вопрос возникает  всегда  и у  всех людей. Мы  каждый день  садимся  за стол  и съедаем  свою  пищу, чтобы  жить дальше,  чтобы дать энергию своему  организму, обеспечить его  органы  и  системы строительными  материалами. Для  обновления  клеток  и тканей, из которых состоит  организм. Клетки  нашего  тела  всегда  обновляются. Их  жизнь  намного  короче  человеческой жизни.  Например: эритроциты – красные кровяные  тельца крови, переносящие  кислород  к органам, живут 2 месяца и постепенно заменяются  новыми.  Клетки  кожи  могут жить пол -  года,  и  все другие  клетки стареют и обновляются много раз на протяжении всей жизни.  И  все-таки, сколько же  необходимо  энергии для существования  жизни.   В организме  существует   система  самодостаточности, поддерживающая природное равновесие и контролирующая  потребность  энергии и материалов  для ремонта и  замещения  старых клеток.  Мы чувствуем  во  время  еды,  что уже  наелись.  Кто  контролирует  этот  процесс? Это сложные  механизмы, передающие через мозг  информацию  о  насыщении или  голоде,  когда  человек  чувствует, что необходимо  прекратить  прием  пищи, или  добавить  ещё.    Мы часто не слушаемся  подсказок нашего сознания, и природа  предусмотрела сохранение излишков  пищевых продуктов  в виде  запасов  жира. Небольшие запасы  жира  необходимы,  они  помогают  выделять  энергию  в неожиданных  случаях,  когда  нет  пищи, или  человек  заболел и организм  экономно  восстанавливает  нарушенную  работу  больных органов, не привлекая пищу со  стороны, а использует  собственные  запасы, тем  самым  облегчает борьбу с болезнью.
   В биологических законах существования  нашего  организма  есть закон  рационального  питания.  Рацион – это известный, рассчитанный  природой  объем  необходимой пищи, для  поддержания жизни.  Отсюда  сложилось  понятие рациональности.   Как  мы  поступаем:  рационально – когда  употребляем необходимое  количество  еды, или  не  рационально,  когда  пищи  больше,  чем  нужно, и организм  начинает  работать  во вред  себе,  как  машина  по  переработке  лишней  пищи.   Лишняя  пища  всегда  вредна, особенно  для  людей  старшего  возраста, она  разрушает рациональный  ритм жизни  клеток, заставляет  организм размещать  и  хранить  ненужные  материалы,  которые  превращаются  чаще  всего  в жир.  Жир  в больших  объемах  разрушается  и  выделяет    вещества   вредные для  жизни  суставов,  печени,  кровеносных  сосудов, сердечной  мышцы и других органов   нашего тела,  тем  самым  вызывая  болезни.
    Рациональный  образ  жизни  сохраняет  наше  здоровье и  продлевает  долголетие  наших  клеток,  органов  и систем.   Так  и  в  жизни  общества:  лишние запасы  не  нужны. Рациональный  образ  жизни  помогает  нам  сохранить  здоровье  и  освободить  время  для  возможностей  усовершенствования  самой жизни  и  получения  радости  от  здорового  ритма  жизни.  Этот  процесс бесконечен, интересен  и очень  нужен  всем  людям,  для того,  чтобы изучать  тайны  природы и  тем  самым  находить  возможность увеличить продолжительность жизни  человека и развивать его совершенство.

Глава - 5
Человек  и общество

      Мы   говорили  о  том,  что  объединение  насекомых, животных, людей  в  процессе  жизнедеятельности  помогают  облегчить всякие  трудности  выживания.  Наш  мозг   помогает  нам  сохранить  память и  приспособляемость  человека  увеличивается  постоянно.  Люди  изучают  все  процессы,  происходящие  на  нашей  планете.  Наука  является  основным  инструментом,  обеспечивающим  развитие  человечества.
    Идея  изучения  мира – это  основа  рационального  существования человека.   Мы  должны  быть  осторожны  и  внимательны  ко  всему,  что  происходит вокруг  нас,  по тому,  что  всё на  этой  планете  взаимосвязано и  взаимозависимо.  Если  ты  разрушаешь муравейники,  то  муравьи – уйдут,  и  не будут  защищать  твой  огород от  вредных  насекомых.  Вредные  гусеницы съедят  твою  капусту; и ты останешься без витаминов  и  здоровой  пищи, необходимой для рационального питания. Таких случаев,  когда  необдуманные действия  человека  приводили  к  трагедиям, нарушали  идеологию  природного  равновесия,  баланса  с  дикой  природой -   можно  найти  много. Именно  природное  равновесие  сохраняет  жизнь.   
   Если  бесконечные  полчища   саранчи  размножаются  и  съедают  на своём пути  всё,  что  растет – погибнут  животные,  которым  не  достанется травы,  пострадают  люди,  чьи  посевы  хлеба  уничтожает  саранча, и сама  саранча  погибнет от  голода, когда  доест  последнюю  травку. Почему так происходит?  Потому, что нарушается  идея - (определенные правила)  природного равновесия.
   Что  такое  идеология  - это  наука  о  важных  законах, поступках,  влияющих на жизнь людей и всего  окружающего  мира.  Наука о  применении и действиях  какой-либо идеи в повседневной  жизни.
       Идеологию  люди  применяют  для  того, чтобы  убедить в чем-то  других людей. Зачем  же  нужно убеждать других? И  в чем? 
В детстве, когда  мы  учимся  жить,  каждый  из нас  набирается жизненного  опыта  от  близких  людей.  Мы смотрим  на  их  поступки,  они  рассказывают об  окружающем  мире,  дают  свою  личную  оценку  всем  событиям  происходящим   вокруг нас.  И  мы  учимся.  Немного  повзрослев,  мы начинаем  читать  в книгах чужие  мысли,  смотреть в телевизоре чужие  поступки и  видим,  что в жизни  есть  правда  и есть  ложь  или  неправда. 
    Эти  важные  понятия,  с  которыми  человек  встречается  ежедневно,   помогают  нам разбираться  в  событиях. От них  зависит  наша  жизнь  и безопасность.          Правду  можно  сравнить с  простыми   -  объективными  вещами и предметами – это то,  что  составляет основу жизни, её  опору  и  главные  ориентиры: солнце и земля, тепло и холод, вода  и воздух которые  не вызывают  сомнений и привычны  всем  и  всегда.  Но  когда  мы  говорим о  любви,  о дружбе,  о болезнях, о  войне, добре  и зле      - мы  должны  представлять  какие-то  события  и поступки  людей,  которые объясняют  и  доказывают  нам  любовь  и доброту, дружбу  и  справедливость, боль  и  горе,  несчастье  и беду. Человек  очень  хорошо  знает   все  эти  состояния.  Они  помогают  ему  сохранить  здоровье  и жизнь.  Плохие  события  всегда  угрожают  нам  чем- то. Хорошие – помогают.    Понятия -   правда  и ложь   помогают  нам  оценить  происходящие события и  сделать правильный,  безопасный  или опасный выбор. 
    К  сожалению,  на  свете  много  людей,  которые  не  желают  делать  добро.  Они равнодушны  к чужой  беде  и  могут  для собственной  выгоды  делать злые  поступки,  от которых  страдают  все  остальные. Такие  люди  часто  обманывают  других  людей, чтобы  достичь  над  ними  преимущества. Они  придумывают  свою идеологию,  в которой  применяется ложь,  обман  и  неправда.  Например:  они  продают  нам  плохую, опасную  для  здоровья  еду, чтобы  быстро заработать на этом обмане.  Они  убеждают  всех  в безопасности еды.  В  рекламе  этой  еды  они   не говорят о том,  что  эта еда  может  отравить наше  здоровье.  Такие  люди  всегда  стараются  придумать красивую ложь. Чтобы  все остальные не заметили  обман.  Такие  люди  изобрели много  способов  обмана.  Они  всегда  стараются  захватить  власть и  распоряжаться мнением  других  людей.
    Как  поступить? Что правильно и что  неправильно?   Мы  часто  не знаем на  этот  вопрос  ответа.  Но  есть  опыт  наших  предков, который  в  книгах называют  историей.     Люди записывают все  важные   события, которые происходили давно  и  мы – потомки  этих людей  читаем их  записи  и  учимся  на  их ошибках и удачах. Наука,  которая  хранит и изучает  опыт  наших  предков – прошедшие  времена,  и  сохраняет,  записывает -  оставляет наш  собственный опыт  нашим  потомкам,  называется  история. История  помогает нам оценить   сегодняшние  наши  успехи  и  сделать  правильный  выбор в  будущее.  Бывает так, что   настоящую  историю  пытаются  спрятать,  а вместо неё  придумать  другую,  выгодную для  политиков.  И  таким образом  можно  обмануть  много людей,  целые  государства и  страны могут  поверить политикам.   Люди,  занимающиеся политикой,  чаще  всего  управляют целыми государствами, и часто придумывают  для  этого  свою  идеологию,  выгодную  для них.   
   Идеология ещё  бывает религиозной.   Религия  тоже  управляет людьми.  Возникла  религия в далекие  древние  времена.  Когда-то  люди  многого  не  знали, они  думали,  что  всеми  событиями  на  земле командуют - управляют   боги. Ураганы,  вулканы,  катастрофы пугали  людей и они  молились богам,  чтобы  не  повторялись  страшные  события.  Прошло  много  лет,  и в  разных  странах  появилась  разная  религия,  которая  помогает  слабым  людям  справиться  со  страхом  и  неуверенностью.  Религиозные  деятели  хотят  управлять всеми  людьми и  придумывают  для  них  свои  книги, в  которых  пытаются написать  каждый  свою  религиозную  историю:  христиане – библию, мусульмане  -  коран,  буддисты – трипитака.  Все  религии отличаются  друг от друга. Каждый человек  может  решить  самостоятельно, хочет он верить религиозной истории или нет.
   Чтобы  уверенно  разбираться  в жизни,  нужно  много  читать, учиться  у  тех  людей,  которые уже  прожили  свою  жизнь. Они  накопили  много полезного опыта. Им  незачем  обманывать  молодых. 
   Наша  жизнь  изменяется  всегда  в  лучшую  сторону  только потому,  что  мы  стремимся  к  добру.  Мы  стремимся к  сохранению  всего  хорошего и  нужного  людям.  Развивается  техника,  которую придумывают  люди с помощью  науки.  Она  делает  нашу  жизнь  удобнее  и  практичнее.   Человек  изменяется.  Ему  не  нужно бегать с  дубинкой в поисках  пищи,  как в  каменном  веке.  Ему  не нужно  с утра  до  ночи  руками  обрабатывать  землю,  чтобы  вырастить  хлеб. Сегодня  люди  придумали  машины,  которые  выполняют нашу  работу.   Но  это  не  значит,  что  человек  может  ничего  не  делать и  только  смотреть  телевизор и  играть  в гаджеты. 
    Природа  устроена  так  жёстко   и  строго,  что  не  терпит  бездельников.  Она отнимает  у  лентяев  здоровье. Природа не терпит пустоты, и природная идеология утверждает: «Зачем  кормить мышцы в организме, если они  не  помогают  человеку прыгать  и  бегать, делать  какую – то  работу».  И природа  разрушает  наши  органы,  которые  не  используются,  а  значит -  не  нужны.   В  этом заключается  опасность  нашей  цивилизации, человек  должен  знать  такую  истину и  всегда  заниматься  сохранением  своих  физических  возможностей.  Для  этого  существует   спорт,  работа  и  путешествия.
    Мы  развиваемся  благодаря природе и  не  должны  нарушать   её  природных  биологических  законов. Идеология здоровья  объединяет  знания  и  науку,  которые  необходимы  для  регулирования  процессов  жизнедеятельности различных  людей,  государств и  всех  участников биологического  сообщества. Пример  с  саранчой  напоминает  о  нарушении  природного  равновесия,  он доказывает,  что  рационализм – это основа  сосуществования всего живого в биосфере. Мы  не должны  нарушать  безопасного равновесия, которое  создала  природа  за  миллионы  лет  кропотливого  создания  взаимовыгодных условий  жизни для  всех  её  участников. Человек   должен внимательно   уважительно относиться ко всем  участникам  окружающего  мира. У нас есть способность  наблюдать, думать, понимать, и мы – люди, можем улучшать нашу жизнь на всей планете.
    Малыш, только появившийся  на  свет, нуждается  в  защите  и  помощи. Вот  почему так  выражен  материнский  инстинкт защиты у  животных  и людей. Доброе отношение к детям их слабостям  и  неприспособленности необходимо для  всех. Но это не означает,  что  дети    не  должны  ничего и  ни  кому.  Они  должны  выполнять  законы  идеологии развития,  должны  продолжать  развитие  человечества и  поддержание  уровня  природного равновесия, которого  достигли  наши  предки  за  прошедшие  тысячелетия. Дети  должны  продолжать  усовершенствовать  процессы  жизни, полезные  сейчас для всех и   для  будущих  поколений.
   Самое  сильное  чувство,  которое  воспитала  природа  в людях – это  любовь.  Любовь  к  детям,  любовь  к  женщине, любовь и уважение   к близким,  к  жизни,  а  ещё стремление  к  добру  и  рациональному  здоровому  образу  жизни. Эти  качества  являются  основой  добрых,  позитивных взаимоотношений  между  людьми и  гарантией счастливого  будущего  человека. Человек самое  умное  существо  на  планете  и  от  его деятельности  во  многом  зависит  сохранение  всей  биосферы  Земли. 

2016 год                Врач, к.м.н.  Евгений  Лебедев
 


Рецензии
.
Спасибо Вам Евгений
За истины простые !!!
Беру себе на заметку !... )))
.
с теплом души,

Ольга Маслова 7   17.03.2020 23:05     Заявить о нарушении
На здоровье! Ольга,
С уважением,

Евгений Лебедев 7   18.03.2020 12:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.