Психоделика и относительность категории времени

"Психоделика и знание об относительной категории времени".

1. о названии.
Сначала я хотел назвать эти заметки: "Психоделика 6 лет спустя", потому что исполнилось 6 лет, как Георг опубликовал свои исследования по этому вопросу и появилась возможность оценить их спустя время спокойно, ведь бурные страсти, кипевшие на стихире вокруг Психоделики, улеглись. Было время, что Георг вместо спорного термина: "психоделика" ввёл термин: "гиперсуггестия", видимо, чтобы быть более понятным в филологических кругах. Но это не помогло в деле продвижения теоретических изысканий. И не могло помочь, потому что мы живём в новую эпоху, когда узкие специалисты мало продвигают науку и по сути ничего не решают. Они даже не успевают следить и реагировать на вызовы лит. процесса и находятся в страхе, что "огромная волна смоет" их. Большинство открытий в современности находятся на границах 2-х и более дисциплин. Кстати, в бизнесе мы наблюдаем примерно ту же картину. Кроме того, филологи довольно закрытая "жреческая" структура, которая не желает принимать "не своих", а тем более, с непонятными им терминами.
Однако понятие "психоделики" уже шагает в просторах инета и его пытаются объяснить в Викпедии. И Георг прав, прочно застолбив термин за собой в теории литературы. Посему я не буду менять его на гиперсуггестию и хочу поговорить о 2 основных видах эффекта пси - экспрессии и трансфиксии не в литературоведческом, а в культурологическом и философском аспекте. И решил назвать свои заметки: "Психоделика и знание об относительной категории времени".

2. Время плюс и минус.
Если пластическое искусство (живопись, скульптура, архитектура) работает с пространством, то литература и поэзия в частности, работает с категорией времени. Эти 2 категории, которые изучает наука, относительны, вплоть до того что, по утверждениям некоторых учёных, есть места во Вселенной, где не существует вообще времени и пространства. Читатель сознательно или нет ищет вневременных состояний в процессе чтения. Некоторые ждут от произведения медитативного эффекта "остановки времени", а некоторым ближе эффект "скорости света", где для передачи ощущения стремительности времени автор уплотняет текст. Точно так же писатель и поэт стремится передать читателю вневременные состояния сознания.
Непропорциональное отклонение временного потока от его обычной индивидуальной величины - это одно из свойств психоделического эффекта.
Произведение искусства можно сравнить с поездкой в машине: есть водители, которые любят мчаться быстро, чтобы ветер свистел, а есть такие, которые едут спокойно, чтобы дать спутнику возможность поглядеть по сторонам.
Для каждого автора характерно своё отношение к категории времени и каждый, вне зависимости от того думает он об этом или нет, передаёт его читателям. От чего это зависит? От работы сознания автора и взаимосвязи его с окружающим миром. Ищет ли он медитативных состояний и релаксации или стремится успеть как можно больше в условиях знания о своём конечном состоянии. Конечно, к этому подключено не только сознание, но и образ жизни, ведь последнее является следствием первого.
Автор не может передать читателю те состояния, о которых у него нет понятия, знания. Читатель тоже, в свою очередь, не может воспринять те состояния, которые он не испытал сам. И в этом узнавании и совпадении кроется эффект Психоделики. Его бы не было, если бы читатель и автор не совпадали, а самое дорогое в искусстве - это радость узнавания. Следует отметить, что полного совпадения первого и второго не существует.
Чёрный Геогр в своей работе:               
ВВЕДЕНИЕ  В  ТЕОРИЮ  ПСИХОДЕЛИКИ - https://www.netslova.ru/b_georg/psychodelic-theory.html
в 3 главе - "Оранжевый" говорит о том, что в Психоделике есть две компоненты: экспрессия и трансфиксия. Так же автор отмечает, что в чистом виде эти два компонента не существуют.
Пришло время расширить эти 2 понятия эффекта Пси и поговорить о свойствах каждой из категорий отдельно относительно категории времени.

3. экспрессия — время плюс.
Экспрессии необходимо уметь разгонять и управлять процессом ускорения. В основном экспрессии пишут для того, чтобы поразить читателя, обрушить на него всю мощь художественного и эстетического наслаждения. Читатель для автора не товарищ и не собеседник, а соперник, которого нужно поразить, сбить с ног. Самое главное это финальная кода, она должна "бить читателя наповал", ради неё и для неё разгоняется весь текст. Бывают в экспрессиях и отступающие финалы. Редко, но бывают. В экспрессиях необходимо уплотнять семантическое поле, но не так важно быть точным стилистически, что, как раз, необходимо для трансфиксии. Плотность смысловая и структурная в динамике текста перерастает в сверхскоростное ощущение времени, поэтому я назвал эту характеристику: плюс время.

4. трансфиксия - время минус.
Георг в своей работе был очень близок к тому, чтобы осветить характеристики двух компонентов Психоделики в аспекте времени. Ему не хватило только расставить необходимые акценты.
Судите сами, вот что Георг пишет:
"Трансфиксия - это мир без движения, это мир без времени, это полная статика и растворение в текстовой матрице, которая, захватив читателя, становится подменой окружающему миру."
Следствием, хорошо написанной трансфиксии, является замедление ощущения времени вплоть до его полной остановки. Под такие тексты хорошо медитировать, размышлять вместе с автором о философских свойствах мира. Автор не ставит целью поразить читателя, как это требуется в экспрессии, а берёт его в сотоварищи или в качестве спутника путешествия. Очень важна изоморфность (однородность) генерируемого поля.
Большинство трансфиксивных текстов требуют отступающих, расширяющихся финалов.
И так, свойство таких текстов - ощущение у читателя замедленного времени, поэтому я назвал эту характеристику: минус время.

5. Пси эффект и скорость ощущения времени у классиков.
Мы с вами являемся свидетелями и участниками развития поэзии в век информационной революции. Наши современники пишут так, как не могли писать поэты в прошлом. Каждому поколению нужны свои поэты, те, кто говорит с людьми на доступном языке. В моём представлении, мало стихов классиков 19 и 20-го века, которые шагнули в 21 век. Приведу 2 примера таких удачных стихов, где у первого текста есть ощущение убыстряющегося времени. Это стихотв. Б. Пастернака "Импровизация", в котором экспрессия интересна тем, что не имеет яркого, акцентного финала. Ещё есть фишка - это эллипсис в последней строфе, которые часто применяются в экспрессии, но трудно встретить в трансфиксии, поскольку такой пропуск слов может легко выбить читателя из текста.
Импровизация

Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.

И было темно. И это был пруд
И волны.- И птиц из породы люблю вас,
Казалось, скорей умертвят, чем умрут
Крикливые, черные, крепкие клювы.

И это был пруд. И было темно.
Пылали кубышки с полуночным дегтем.
И было волною обглодано дно
У лодки. И грызлися птицы у локтя.

И ночь полоскалась в гортанях запруд,
Казалось, покамест птенец не накормлен,
И самки скорей умертвят, чем умрут
Рулады в крикливом, искривленном горле.

Некоторое время назад на странице Психоделика мы разбирали это стихотворение Пастернака. Знаменитое стихотв. того же автора "Свеча горела" является классической трансфиксией, которой, кстати говоря, свойственны рефрены.

Но поговорить мне бы хотелось о другом тексте, где мы имеем замедление хода времени - стихотв. А. Тарковского «ПЕРВЫЕ СВИДАНИЯ». Эта трасфиксия не явная, которую довольно сложно классифицировать и поскольку я могу ошибиться - было бы интересно узнать мнение "отца Пси эффекта" в этом случае. Автор выстраивает единое пространство текста из пяти разных частей и каждая из них в отдельности имеет элементы экспрессии (управляемые разгоняющие фрагменты) и имеет финальную коду (шестая), которая одновременно отступающая и проникающая (вторая характеристика чаще встречается в экспрессии). Архитектоника произведения выстроена таким образом, что ЛГ делает 5 попыток выйти из тёмной комнаты, каждая из из этих попыток натыкается на стену (последняя или 2 последних строчки в отрывке), и - вдруг из ниоткуда появляется свет и вся реальность преображается. Эта композиция полностью соответствует замыслу автора: лг брёл по жизни в темноте, пока не встретил любовь и эта (шестая) любовь была настоящей, цитата: как сумасшедший с бритвою в руке. Ещё можно прочесть текст таким образом, что у лг было 5 женщин и каждый отрывок - это другая женщина, и, каждая из них, дала ему какое-то "представление о любви", пока он не встретил шестую, которую сравнивает с сумасшествием.
«ПЕРВЫЕ СВИДАНИЯ»

Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.   --- эта строчка останавливают экспрессию №1.

Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены, и в темноте светилась
И медленно клонилась нагота,
И, просыпаясь: "Будь благословенна!" -
Я говорил и знал, что дерзновенно
Моё благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
К тебе сирень тянулась со стола,
И синевою тронутые веки   - эти 2 строчки останавливают экспрессию №2.
Спокойны были, и рука тепла.

А в хрустале пульсировали реки,
Дымились горы, брезжили моря,
И ты держала сферу на ладони
Хрустальную, и ты спала на троне,
И - боже правый! - ты была моя.
Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово ты раскрыло
Свой новый смысл и означало царь. - эта строчка останавливает фрагмент №3.

На свете всё преобразилось, даже
Простые вещи - таз, кувшин, - когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твёрдая вода.       остановка №4

Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы подымались по реке,
И небо развернулось пред глазами...  остановка №5 (перед кодой)

Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.

6. Михаил Дынкин и его представление о времени.
***
А потом просыпалась подложная память.
Заоконная женщина старой знакомой
представлялась. И снег, разучившийся падать,
зависал над дворами, вцепившись в балконы.

Сквозь него сизари пролетали со свистом.
Кулаки сквозняка в подворотне мелькали;
там статист, превратившийся в протагониста,
рисовал чьё-то детство цветными мелками.

Так всплывает набросок скупой карандашный
(или это слова из прочитанной книги):
невысокое облако, озеро, башня...
И разбитые губы, и чаячьи крики.

Ничего, ничего невозможно поправить.
Виснет снег над страницами книжки-раскраски.
Заоконная женщина, ложная память
человека-растения в кресле-коляске.

Этот текст примечателен тем, что первые 2 строфы написаны в прошедшем времени, а 3 и 4-ая строфы - уже в настоящем. Не линейность времени в стихах Михаила встречается часто. А здесь мы ясно видим как снег из прошлого (в первой строфе) всплывает в настоящем времени в 4-ой и становится вовсе не снегом, а каким-то мистическим знаком похожим на само время. Автор довольно ловко маскирует эту транспортацию в портале, "списывая" её на человека-растение и его бред, но тем не менее, ясно видно, что прошлое и настоящее, их переплетение, здесь вполне осознанный и обдуманный ход.
Если мы говорили раньше в стихах (примерах) об индивидуальных ощущениях времени, - то у Дынкина это уже не ощущение (плюс или минус), а вполне осознанная реальность, в которой прошлое становится настоящим и наоборот. В этом достоинство и недостаток этого стихотв. Видимо, доля неосознанного, подсознательного должна быть более весома. У Михаила есть стихи с ещё более сильным эффектом Пси. Например, "Декабрь". Дынкин - настоящий профессионал, который точно знает, что делает и каждую запятую может объяснить. Такие никогда не спрашивают читателя: что я написал. Без него поэзию 21 века трудно представить.

7. Пси эффект и скорость ощущения времени у современников.
Я приведу список интересных мне авторов и дам коротко свою примерную оценку их творчества применительно к Психоделике.
Алёна Миронова - уплотняет текст и в основном пишет экспрессии
Ирина Ремизова - не могу вспомнить ни одной экспрессии, только трансфиксии. Но это, как говорится, классика жанра.
Павел Бетач - пишет только экспрессии. Автор про которого можно сказать, что ради красного словца никого не пожалеет. В самых удачных стихах ускоряется до скорости Света. Но эти бриллианты не просто найти, потому что Павел пишет много и его страница на стихире более похожа на архив, чем на витрину.
Юлия Долгановских - пишет трансфиксии и некоторые из них  интересны тем, что автор не строит другую реальность, в которой можно комфортно находиться в вечности, а говорит читателю: та реальность, которая есть и в которой мы с вами живём - она самая настоящая и другой нет.
Александр Кабанов - в основном пишет экспрессии, но я читал у него несколько трансфиксий. Я с ним не знаком лично, но уверен, что он обладает очень скоростным мышлением.
Чёрный Георг - может легко писать в 2 категориях, потому что делает это сознательно. Но всё-же более склонен к трансфиксии. Он держит читателя за друга, с которым приятно поговорить о философии и парадоксальности сущего.
Ирина Евса - В основном пишет трансфиксии, но они примечательны плотностью, что как раз характерно для экспрессий. Лишнего слова не вставишь.
Марина Чиркова - пишет вязкие трансфиксии. Заклинатель змей (читателя).


Рецензии
Точки над Ё репунсией по репе...+)

Точки над Ё репунсией по репе
Расставят нам как ёжики летают
Иголками над буквой Пи не тают
Репунсией расставленные точки
Так перфокарты снова пробивают
И так же компостируют мозги не
То что б полной лажею такой с
Психоделиктом ну типа с мэтром
Спорить не моги а он такой вот
Трансфиксивный мастер что даже
Психоделии магистр но хрусталя
Шприца ежи морей не знают да и
Кристалл классического слова не
Им ни нам уж не премьер-министр
Так будет свет же за умом и да
Пребудет заумь не ложный дзеннь
Будя в среде мышей морские ёжики
Уже вполне летают равно как сухо-
Путные ежи но вумных слов они не
Солженяют посколь живут в морях
По склонам да и посконны тоже не
Не по лжи...+)

Сергей Херувимкин   13.11.2020 14:23     Заявить о нарушении
Данный текст, но исправленный всего на один символ здесь:

http://stihi.ru/2020/11/13/5015

Иллюстрация, - в виде памятника букве Ё, - буДДет добавлена позже...+)

С юмором и уважением, - Сергей...+)

Сергей Херувимкин   13.11.2020 14:32   Заявить о нарушении
Девяти-цветная радуга от маэстро Чёрного Георга явно доставляет.+)

И радость, и - понимание.

Ну это так вот лишь, - на заметку автору семипафосной модели, господину-товарищу Павлу Бiсовичу Чибiсу...+)

А про вультра-финалетовый уровень психо-деликатности здесь вотЖ

http://www.netslova.ru/b_georg/psychodelic-theory.html#9

Сергей Херувимкин   13.11.2020 14:42   Заявить о нарушении
Лайла тов - Симон !

Твой текст "Суккот" почему-то стал типа "Произведение не отображается".

Сергей Херувимкин   28.11.2020 23:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.