Анна Ахматова

Анна Андреевна Ахматова 
– знаменитая российская поэтесса 20 века,
 писательница, переводчик, критик и литературовед.
 Автор известной поэмы «Реквием» о репрессиях 30-х годов.
Родилась 11 июня (23 июня) 1889 года в Одессе.

Анна Ахматова. Коротко о себе
Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты,
 и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет
— древний Херсонес, около которого мы жили.

Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком,
 бродила без шляпы, бросалась с лодки в открытое море,
 купалась во время шторма, я люблю жизнь!
И всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень.

Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого.
 В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми,
 она научилась говорить по-французски.

В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи», в которой жил Пушкин.

Первое образование в биографии Ахматовой было получено в Мариинской гимназии
в Царском Селе. Затем в жизни Ахматовой проходило обучение в Фундуклеевской гимназии Киева. Она посещала историко-литературные, женские курсы.

Впервые стихотворение Анны Ахматовой было опубликовано в 1911 году.
Первая книга стихов поэтессы вышла в 1912 году («Вечер»).

В 1914 был опубликован второй ее сборник «Четки» тиражом 1000 экземпляров.
Именно он принес Анне Андреевне настоящую известность.
 Еще через три года поэзия Ахматовой вышла в третьей книге «Белая стая»,
в два раза большим тиражом.

В Москве, в июне 1941 года Анна Андреевна Ахматова
 встретилась с Мариной Цветаевой, это была их единственная встреча.

Для Анны Ахматовой стихи были возможностью рассказать людям правду.
Она проявила себя как искусный психолог, знаток души.

Стихи Ахматовой о любви доказывают тонкое понимание ею всех граней человека.
 В своих стихотворениях она проявляла высокую нравственность.
 Кроме того лирика Ахматовой наполнена размышлениями о трагедиях народа,
а не только личными переживаниями.

Изучая биографию Анны Ахматовой невольно отмечаешь,
что многих близких ей людей постигла печальная участь.

Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей:
первый муж, Николай Гумилёв, был уже после их развода расстрелян в 1921 году;
третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году;
 единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении более 10 лет.

  Николай Гумилев, чьи стихи были изъяты из литературного обращения во второй половине 1920-х годов, являл собой образ литературного теоретика,
 который искренне верил в то, что художественное слово
 способно не только влиять на умы людей,
 но и преобразовывать окружающую действительность.
   
  Анну Ахматову – писатель встретил в 1904 году на балу,
 приуроченном к празднованию Пасхи.
      
  3 августа 1921 года поэт был арестован как соучастник антибольшевистского заговора «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева».
 Коллеги и приятели литератора (Михаил Лозинский, Анатолий Луначарский, Николай Оцуп) тщетно пытались реабилитировать Николая Степановича в глазах руководства страны и вызволить его из заточения.
 Близкий друг вождя мирового пролетариата Максим Горький также не остался в стороне: он дважды обращался к Ленину с просьбой о помиловании Гумилева, но Владимир Ильич остался верен своему решению.

     После заключения под стражу в письме, адресованном жене, литератор заверял ее в том, что беспокоиться не о чем, и просил выслать ему томик Платона и табак.
 
Перед расстрелом Гумилев написал на стене камеры:

«Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь».
 
24 августа вышло постановление Петроградской ГубЧК о расстреле участников «Таганцевского заговора» (всего 56 человек), а 1 сентября 1921 года в газете «Петроградская правда» был опубликован расстрельный список, в котором тринадцатым значился Николай Гумилев.

   Спустя 70 лет со дня смерти именитого поэта были рассекречены материалы, доказывающие, что заговор был полностью сфабрикован сотрудником НКВД
 Яковом Аграновым. В связи с отсутствием состава преступления
в 1991 году дело писателя было официально закрыто.
 
Горе жён и матерей «врагов народа»
было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой
— поэме «Реквием».
 
В 1960-е годы «Реквием» начал распространяться в самиздате.
 В 1963 году один из списков поэмы попал за границу, где впервые был опубликован полностью (мюнхенское издание 1963 г.).

В очерке известного прозаика Б. К. Зайцева,
напечатанном в газете «Русская мысль», говорится:

На днях получил из Мюнхена книжечку стихотворений, 23 страницы,
 называется «Реквием»… Эти стихи Ахматовой…

… Да, пришлось этой изящной даме испить чашу, быть может, горчайшую,
 чем всем нам,в эти воистину «Окаянные дни» (Бунин)…

… Я-то видел Ахматову «царскосельской веселой грешницей», и «насмешницей»,
 но Судьба поднесла ей оцет Распятия. Можно ль было предположить,
что эта хрупкая и тоненькая женщина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих — женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?

 Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных,
 но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце
и вызывающих восхищение художническое?
   Воистину «томов премногих тяжелей»,
останется навсегда безмолвный приговор зверству.

Полный текст «Реквиема» был опубликован лишь в 1987 году в Перестройку,
в журналах «Октябрь» № 3 и «Нева» № 6.
 Теперь поэма входит в общеобязательную школьную программу.
 
Из автоэпиграфа к поэме

В страшные годы ежовщины, после ареста сына,
 Ахматова провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.
 Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, спросила меня на ухо (там все говорили шёпотом):
— А это вы можете описать?
И я сказала:
— Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом.

После этого я начала работу над поэмой «Реквием».

1 апреля 1957, Ленинград

Посвящение

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними "каторжные норы"
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат -
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор... И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный свой привет.
Март 1940
 
 Вступление

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

  1
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе... Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
  [Ноябрь] 1935, Москва
   2
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень,
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
  1938
   3
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари...
Ночь.
 1939
   4
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей -
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука - а сколько там
Неповинных жизней кончается...
 1938
 5
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пыльные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.
 1939
  6
Легкие летят недели,
Что случилось, не пойму.
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.

  Весна 1939
   7
  Приговор

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то... Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
  [22 июня] 1939, Фонтанный Дом

Последний сборник Ахматовой был опубликован в 1925 году.
 Дальнейшее ее творчество не пропускало в печать НКВД,
называя антикоммунистическим и провокационным.
По распоряжению Сталина её исключили из Союза писателей.

Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху
Украсить её предстоит.
И только могильщики лихо
Работают. Дело не ждет!
И тихо, так, Господи, тихо,
Что слышно, как время идёт.
   Анна Ахматова
Август 1940 год.


Рецензии