О богаче и Лазаре Ч. 26 Притчи Христовы

19. Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21. и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24. и, возопив, сказал:

отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста

своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25. Но Авраам сказал:

чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26. и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27. Тогда сказал он:

так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28. ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29. Авраам сказал ему:

у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30. Он же сказал:

нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31. Тогда Авраам сказал ему:

если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.


(Св. Евангелие от Луки 16:19-31)


Толкование.


Факт того, что по смерти душу Лазаря приняли ангелы, Феофилакт Болгарский

объясняет тем, что, находясь у ворот богача, видя как другие наслаждаются,

он не роптал, не хулил Бога и не поносил роскошную жизнь богача.

По этой причине он попал после смерти на Лоно Авраамово и «разделил с Авраамом

его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее

блаженство, ожидающее всех праведников».


Святой праведный Иоанн Кронштадский.

Ка­кой урок дает нам это изображение богатого и бедного, это описание их жизни и

состояния на земле и их участи тотчас после смерти?

 Во-первых, тот урок, что богатство и бедность, здравие и болезни, веселье и скорби - все здешнее скоро про­ходит и исчезает, но дела людей, их пороки и добродетели не умирают, но переходят вместе с ними в вечность, и там или оправдают, или осудят их пред Судьей всех помышлений и дел человеческих и или введут их в рай, или повергнут в без­дны ада преисподнего, откуда выхода вовеки не будет.
А пото­му, возлюбленные братья и сестры, не будем жестокосерды и немилостивы к бедным, когда имеем сами достаток, не будем зазнаваться в богатстве и довольстве, а будем делиться по си­лам с бедными, чтобы, в случае когда мы оскудеем делами до­брыми, они приняли нас в вечные кровы (Лк. 16, 9)


Христос никогда не говорил, что богатые не войдут в Царство Божие, но что не

войдут в него люди, надеющиеся на богатство, люди, которые думают, что не Бог,

а богатство их спасёт (Мк. 10: 24), люди, которые из богатства делают кумира и

идола (маммона).

Вина богача состояла в том, что он жил только для плоти, без меры наслаждался земными благами и совершенно заглушил в себе всякое проявление духовной жизни. Именно этим он и приготовил себе горькую участь.

Подлинная вера начинается с покаяния - только с покаяния, т.е. с сознания своей недостаточности, своей духовной бедности и греховности.

 «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие», - говорит и Предтеча и Христос (Мф. 3: 2; 4: 17).
Царство Божие не только начинается, но и продолжается и поддерживается только покаянием, сознанием своей ограниченности, греховности и духовной нищеты. Постоянная молитва христианина заключается в кратких словах: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»
 Без этой молитвы христианин не может жить и духовно умирает. Сознание своей греховности, бедности и беспомощности делает христианина достойным учеником Спасителя, достойным членом Церкви Христовой, несмотря на грешную природу, в которой он рождён.

Нищий Лазарь получил награду небесную, конечно, не за нищету материальную,

а за сознание своей нищеты духовной, за то, что в этом смысле он слушался, по-

видимому, Моисея и Пророков (Лк. 16: 29).

А богач притчи был наказан за то, что этой нищеты духовной не имел, что был не

только физически, но и духовно сыт, и, как на идола, надеялся на своё богатство -

не ощущал потребности в помощи Божией.





Струпья Лазаря интерпретировались как струпья прокажённого, поэтому в Средние века он считался покровителем прокажённых, для помощи которым был основан Орден Святого Лазаря.



Иллюстрация - Притча о богаче и Лазаре. Эжен Бернанд.


Рецензии