Лонг-лист Март. БЛК. часть два

Странные необъяснимые явления разброда и шатания на БЛК  предстают перед удивленным взором наблюдателя. Редакторы нерезидентского - проявляют тлетворную нерешительность. Не редакторы резидентского  - считают нормальным публиковать свои предпочтения вне очереди и смысла, при молчаливом непротивлении ГР.
Сама ГР - превратилась, по сути, в вотчину или, если хотите, в поэтическую сатрапию одного, отдельно взятого зав.клуба. Доктор, как независимая сторона, "будет посмотреть" чем это похмелье закончится.



ВИНИЛ «Кижи» 
http://www.stihi.ru/2019/02/05/3735 квота Юрия Октябрева за редактирование отборочного тура
С самого начала стихотворение решило удручить Доктора Кижами и солью - мало, впрочем, сочетающимися в тексте - теми ингредиентами, которыми, очевидно, было решено осчастливить читающую общественность. Но виден явный перекос в сторону соли, в различных вариациях. "На вкус и цвет...", как говориться, можно и пересолить,  и храм впихнуть, и море, "треснувшее по берегам".
Не особенно увлекшись вопросом, чем отличается "море, треснувшее по берегам" от, собственно, берега - Доктор, с чувством глубокого удовлетворения, добрел-таки до финала, который и убедил его своей стандартностью, что ничего более поэтического чем строчка "Здесь на камне высолы - морей слеза" - он тут не обнаружит.

ФЕЛИКС ГОЙХМАН «Музыка» 
http://www.stihi.ru/2018/06/14/8403 номинатор Ильдар Харисов
Звукопись первой строки заворожила, но  продолжение, своей ритмической сумятицей,  поколебало уверенность Доктора в том, что он способен насладиться продекларированной музыкальностью произведения. И даже явная заплатка лишнего слова "этой"( и так ясно, что речь только об одной тетрадке) - мало помогает.
Довольно скептически оцениваю такое начало для стихотворения, претендующего на доброе отношение читателя.
Во второй части  наступил полный расслабон, и вместо того, чтобы показывать - стихотворение впадает в грех рассказывания, объяснения недалеким нам, что должен чувствовать читатель: что звуки "волшебные", сердце "тихое", а разговор "непростой". Собственно показ, изображение художественными средствами событий и явлений, отличает талантливые стихи от неудачных, но претендующих на художественность словоблудием пустословия. В этот раз "не срослось", увы и ах.
Всей поэзии, на мой взгляд, пара интересных находок, (глухоты эпилог, нерестилище нот), да две опоясывающие строки:
"Среди книжной апатии время катится вспять"
"то ли нотные знаки, то ль родство на крови"

СТОЛЕТОВ «Скверное» 
http://www.stihi.ru/2019/03/05/3488 квота ГР за редактирование отборочного тура
Стихотворение кажется переусложненным всевозможными литературными отсылками, которые не всегда оправданы. Собственно говоря, первые две строфы, словно призванные показать новые возможности в обращении со старыми образами осени, ветра и листьев - совершенно не располагают к  антропоцентризму в развязке, хотя он и является шаблонным ходом в поэзии. Да и новизна впоследствии теряется, благодаря "граблям", "Грею" и "Карлу".
Вторая половина первой строфы страдает несовместим с жизнью косноязычием инверсий. Некоторые тропы, оставаясь необъясненными в тексте, мешают связанности восприятия.  Резюмируя общее впечатление в двух словах, Доктор выбрал бы такие: "горе от ума". Или "объять необъятное".


КОНСТАНТИН КОРНЕЕВ «Что остаётся?»
http://www.stihi.ru/2019/03/13/6383 номитатор "Термитник поэзии"
Странно видеть, когда серьезная, возвышенная меланхоличность первой строфы, отсылающая к "фонарям" Блока, сменяется почти ерничающей стилистикой современности: "шаришь". А затем и вовсе скатывается к олитературенной издевке цинизма. И хотя стихотворение именно этими кульбитами и интересно, обрушение ожиданий читателя после первой строфы - слишком катастрофично влияет на уровень доверия к тексту.
Если говорить о технике исполнения, то она на грани дозволенного. Явно требуют доработки строки:
"Как звёздный полог с неба спорот — 
лежит на пыльном алтаре"
А поэтические  паразиты в начале строк:"как", "а", "и" - нуждаются в хирургическом иссечении из поэтического словаря.


ВАСЕЦКИЙ АНТОН * * * ("Только черный костюм...") 
http://www.stihi.ru/2019/01/10/360 номинатор Евгений Овсянников
Изрядно озадаченный читатель -  только к середине стихотворения начинает понимать, что "Он" - это не позвонок и не школьник, а лир.герой. Усугубляют эту невнятность и изрядно переусложненные предложения. Несмотря на то, что некоторые образы в меру  свежи, и стихотворение  показалось Доктору достаточно интересным, чтобы пойти на авторскую страничку, дабы понять что это: случайная флуктуация или новый поэтический талант, Доктор это невнятное влечение легко преодолел природным скептицизмом.


ЕВГЕНИЙ ВОЛЖАНСКИЙ «Мёртвые матросы не спят» 
http://www.stihi.ru/2015/08/29/9684 номинатор Евгений Овсянников
Свежий голос на БЛК. Свой голос, не побоюсь это сказать.  Жаль, что автор мало пишет, а  может быть и благодаря этому, почти любое стихотворение можно считать удачей.  Несмотря на то, что поэтический язык легкий и прозрачный - парадоксальным образом не создается впечатления вторичности. Вот послушайте, это о любви:

"Взять эту воду, сколько там утекло -
капельки отражений, твоё тепло -
сколько застыло в сердце с тех самых пор,
как испарилось лето в прорехи пор"


И следующий отрывок о любви, но уже с другого ракурса - немножко горького:

"Ветер надувает пляжный зонт: 
буря стороной не обошла. 
Молнию сломав о горизонт, 
мы с тобой расходимся - по швам"


А это уже чистая лирика, со вкусом новогодних мандаринов:

"Слышишь, скрипнули чьи-то шаги на снегу у двери.
И под небом беззвёздным огнями расписанный воздух - 
словно дышат драконы. Но кто там? - поди разбери
золотую китайскую грамоту в стёклах промёрзлых.

За окном новый год - и уже оторваться невмочь.
И, до завтра все помыслы, домыслы, смыслы отринув,
ты читаешь от корки до корки искристую ночь -
эту сказку на старом, как свет, языке мандаринов"


Вообще, всю эту поэтику можно просто растаскивать на цитаты:

"...сидеть впотьмах на стареньком диванчике,
поставленном для рифмы, как и ты,
и пить вино из жёлтых одуванчиков 
у краешка великой пустоты"


Пронзительная, но какая-то светлая тоска переполняет строки, в которые веришь безоглядно и безоговорочно:

"Если хочешь - танцуй и празднуй
каждый вечер, а я устал.
Что прикладывать понапрасну -  
рану к ране, уста к устам.

Остается молчать и верить
в панацею бегущих лет
да на счастье твое о двери
бить бокалы тебе же вслед - 

чтобы жизни твоей касаться
без опаски и без тоски
и спокойно смотреть, как солнце
разлетается на куски"


Что же касается номинированного стихотворения, то оно представляет "мужское" направление в поэзии автора - есть и такие стихи в его коллекции. А это довольно редкое явление, поверьте. Обычно - или чисто женская лирика, или чисто мужская брутальность. Тот счастливый случай, когда поэту удается и то, и другое. 
Стихотворение сложное, как в плане понимания, так и плане множества проецируемых им реальностей. Это и прочтение легенды о Летучем голландце, это и размышления о бренности бытия, это и тоска по несбывшимся надеждам, которым, впрочем и не было суждено никогда сбыться. Но - о, чудо! - в финале гимна одиночеству неожиданным образом появляется лучик восходящего солнца, оставляя в душе читателя неиллюзорную надежду на новый, непременно лучший день.

На этой позитивной ноте и позвольте на сегодня закончить, чтобы не портить себе впечатление о Марте.

С уважением, Доктор


Рецензии
А Волжанский - интересный :)
Спасибо Овсянникову и Вам!

Елька22   18.03.2019 18:01     Заявить о нарушении
Очень интересный.
Единственная в его творчестве проблема, на мой взгляд, это чрезмерная затянутость некоторых произведений. Он пытается втиснуть в стихотворение множество мыслей, а от этого оно торчит этими мыслями в разные стороны, словно прическа раздутая ветром, теряя в целостности восприятия.

Доктор Но   18.03.2019 20:22   Заявить о нарушении
ещё не так много прочитала
но неординарно, ага :).

Елька22   18.03.2019 21:36   Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! Одно уточнение, стихи должны, если должны, не показывать, показывет живопись, и не рассказывать, рассказывает проза, а искать и находить выражение тому невыразимому, из чего состоит наша жизнь. Нашел ли я выражение взаимодействия участников процесса музицирования, бог весть. Но со словоблудием Вы, Доктор, погорячились.
С уважением
Феликс

Феликс Гойхман   03.04.2019 01:01   Заявить о нарушении