5. Кое-что начистоту. Быть или казаться?

Предыдущее: http://www.stihi.ru/2019/03/14/3808 

Попробую нарочито грубо поделиться мыслями об одной аналогии, неоднократно возникавшей по мере знакомства с поэтами сайта Стихи.ру.
Альпинизм – спорт смелых и находчивых, но жестоко карающий за ошибки – технические, моральные, и ещё потому, что такова природа гор: «Не влезай, убьёт!», как пишут на высоковольтных столбах, но почему-то не пишут на подходах к вершинам. Зачем люди идут в горы и взбираются на их вершины?
Или аналогичный вопрос: «Зачем люди пишут стихи?» Проку, практически, никакого! Лучше бы, подобно Диоклетиану, выращивали капусту в огороде!
Известна одна расхожая мудрость: «Умный в гору не пойдёт!». Известна и другая: «К чему стихи, если простая проза доходчивее?». Неужто привлекает ореол непохожести на других? Помните, как в одной миниатюре у Райкина звучит уничтожающий вопль мещанского превосходства: «Как – вы не бывали на Багамах?!».
Что - очередного неофита гложет честолюбивое желание быть похожим на прославленных альпинистов или поэта – Эдмунда Хиллари и Норгея Тенсинга или Иосифа Бродского? Как героя одного фильма наших дней разбирало желание породниться с наследницей славной фамилии Шереметьевых, и тем избавиться при регистрации брака от своей фамилии простолюдина?
Или же в нас живёт нечто гораздо более глубокое, посылающее в горы или усаживающее за клавиатуру компьютера в силу влечения к беспокоящему предмету? (Помните о профессионале-спортсмене, лишённом цели и доступа к тренировкам?). Как безответная любовь к красавице/красавцу, которым до вас и дела нет (таких как Кармен из оперы Бизе, Земфира – из поэмы «Цыгане» или герцог из оперы «Риголетто»)?
 
Так быть или казаться – альпинистом ли, поэтом ли?
«Если быть - так быть лучшим,» - читаем мы в романе «Два капитана» Вениамина Каверина.
«А если не быть, а казаться, то можно внутренне и не меняться,» - возразят знающие «скоротечность моды» люди.
Со сводной таблицей сложностей в альпинизме можно ознакомиться, например, здесь: https://www.risk.ru/blog/3816 , где расписаны количество трудностей и последовательность их преодоления по мере роста квалификации альпиниста. Если же спортсмен намерен красоваться и производить впечатление – как доктор Гурин в романе Олега Куваева «Территория», то его в будущем ждёт лишь прогулочная промаркированная тропа с обзорными площадками для фотографирования горных пейзажей, по которой он будет или гулять сам, или сопровождать гидом группы отдыхающих.
Аналогично, если поэт не совершенствуется в стихосложении, остановившись, например, на ямбе с перекрёстной рифмой, и пишет, заимствуя сюжеты, бывшие в употреблении другими авторами, то как ему встретить хотя бы пригорки на «стихотворных тропинках»? И никакие сделки по взаимным откликам-отзывам типа «ты мне – я тебе» ни на миллиметр его к «сияющим вершинам» творчества не подвинут.

В подборке высказываний Иосифа Бродского о поэзии и творчестве встретились такие две мысли: «У человека есть множество способов искалечить свою жизнь и, значит, если он поэт, — излить горечь в своих песнях», и «Поэт – это образ жизни». У каждого человека – даже у Нобелевского лауреата по литературе – жизнь индивидуальна. Но, наверное, если бы судьба распорядилась так, что мы с Бродским смогли без помех извне побеседовать о столь значимых материях, я бы попытался отстоять мысль, что как любой человек стоит устойчивее на двух ногах, так и человеку, занятому писательством, полезно иметь вторую творческую специальность: таковы Чехов – писатель и врач, Гарин-Михайловский – инженер железнодорожник и писатель, Льюис Кэрролл – математик и автор сказок. И добавил бы, что Чаша горечи Человечества подчас полна до краёв, и не стоит её доливать своей горечью. С точки зрения и инженера, и «инженера душ» смысл поэзии вижу только в уменьшении горького содержимого этой Чаши. И напомнил бы, возможно позабытые мэтром, слова Маяковского:
Для веселия планета наша мало оборудована,
Надо вырвать радость у грядущих дней.
В нашей жизни умереть не трудно.
Сделать жизнь – значительно трудней.
Много лет назад перед моим другом наступил момент выбора: пойти по пути наращивания своих категорий в альпинизме или уже накопленный опыт направить на ознакомление с красотами гор неопытных друзей и их детей в туристских походах низкой категории сложности. Он выбрал второе. Его выбор с благодарностью сравниваю с творчеством поэтов и особенно поэтесс на сайте, создающих трогательную любовную лирику и стихи со сказками для детей.  Эти авторы точно убавляют горечь в Чаше Человечества.
С самим же другом после ряда походов с детворой и их мамами произошла забавная история. Однажды он шёл руководителем «шестёрки» в колонне своего института в день годовщины Октябрьской Революции по московским улицам. Колонна шла с остановками, пропуская другие организации и предприятия впереди себя. Во время одной из таких остановок друга окликнула стайка школьников, стоявшая на тротуаре. Это оказалась гурьба из его туристских походов по Горному Крыму. Они попросились взять их с собой на Красную Площадь. Руководство колонной не возражало, пошли. На шутливые вопросы о таком количестве близких по возрасту детей, друг ответил шуткой: «Это мои внебрачные дети!». Все вместе прошли Красную Площадь и спустились в метро. Шутка аукнулась через год-полтора, когда на партийно-производственном активе стали обсуждать кандидатуры резерва после ухода на пенсию старых руководителей лабораторий. Встал представитель парткома института и заявил свой решительный отвод кандидатуре друга: «Человек, приведший на священный праздник Октября толпу внебрачных детей, не имеет морального права руководить научной лабораторией!». Такова жизнь. Будьте готовы к тому, что ваше альтруистическое решение - водить детей в горы, опираясь на свой опыт - подвергнет опошлению личность, мимикрирующая под носителя высокой морали.

Продолжение: http://www.stihi.ru/2019/03/15/7617


Рецензии
Сергей, тема интересная,и однозначного ответа на вопрос :писать или не писать, быть не может.
Ну как запретить человеку думать , говорить? Не делиться с другими? Почему? Потому что не достигли совершенства...но ведь скучно было бы в лесу, если бы пел только соловей!
С уважением и теплом

Галина Дмитриева 4   17.08.2021 20:20     Заявить о нарушении
Галина, привет!
Несколько слов о том, что позволительно сделать писателю темой своих произведений, и о чём писать ему нельзя ни в коем случае. А писать писателю нельзя о совокупности сведений, составляющих государственную тайну. Даже под страхом смерти. Известно полушутливое предупреждение: «Не говори обо всём, что знаешь, но всегда знай, о чём говоришь!». Сложность же этих «полушуток» в том, что они являются предметом кропотливого внимания разведки наших «супостатов». С применением суперсовременной вычислительной техники и логики. А дальше, как у Маршака:
«Не было гвоздя, – подкова пропала.
Не стало подковы – лошадь захромала.
Лошадь захромала – командир убит.
Армия разбита, армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя,
Потому что в кузнице не было гвоздя!»
**
Не теряйте гвоздей «информации», граждане писатели! Реальны и государственно значимы темы, о которых можно говорить только в узком кругу лиц, и далеко не всегда. Читайте и смотрите «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семёнова и Татьяны Лиозновой!
**
: )))
Сергей

Сергей Таллако   18.08.2021 22:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.