За пределами 1. взлетно-посадочной полосы
Любой пассажирский лайнер, рассекающий воздушное пространство со скоростью в несколько сот километров в час, рано или поздно должен спуститься с десятитысячных высот на землю. Плавно погасив скорость до нуля, он подрулит в итоге к терминалу аэропорта. Но это – в идеале. К сожалению, бывает порой и так, что раздающиеся в салоне аплодисменты пилотам при контакте шасси с землей оказываются преждевременными. Нештатные ситуации и после приземления, увы, случаются. Расскажем здесь о том, по каким причинам пассажирские лайнеры выкатываются за пределы взлетно-посадочной полосы.
Выкатывание авиалайнеров за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) при посадке, как это ни грустно, явление отнюдь не редкое. Какие же обстоятельства могут привести к подобным инцидентам? Как любой летчик вам скажет, все проблемы в авиации – из-за наличия земли. С младых ногтей авиации именно заход на посадку и сама посадка воздушного судна считаются наиболее сложным этапом полета. Ведь именно в эти несколько минут и происходит порядка 60 % всех авиационных происшествий.
На посадку не гони!
Одна из главных причин выкатывания самолета за пределы ВПП – то, что в летной среде зовется «не стабилизированным заходом на посадку». Понятие это подразумевает полет самолета на предпосадочной прямой на неоправданно высокой скорости, со значительным отходом от курса, с неправильно поставленными закрылками.
Еще одна, весьма частая причина схода с полосы — пилот «тормозит» с применением колесных тормозов, забыв свой главный постулат — «Тормоза на конец полосы не оставляй!»
Бывало и такое, что пилоты, получив неверные данные о текущем состоянии ВПП, посадку производили на скользкую мокрую полосу, тогда как им обещали сухую...
Рецензии
Спасибо, Валера! А если продолжением ВПП будет совершенно чистая, свободная от деревьев и кустарников, зданий, бетонных заборов площадь... выкат на которую не окажется чреват для ЛС, в том числе, (это могло бы быть хлебное поле или сенокосное угодие, чтобы земля не пустовала или просто пустырь, но ухоженный, тогда... ну, прокатились ещё 300-500м)... Ведь, думаю, возможна ситуация, когда в пределах ВПП и не остановиться (скорость большая, дождь или обледенение) и разогнаться до взлётной скорости оставшейся полосы не хватит!.((
Татьяна Сергеева 9 16.03.2019 13:57
Заявить о нарушении
… Ну взлётный вес Тушки под 90 тонн… Боингов до 350 тонн… Ан-225 - около 600 тонн - представь, что будет если многотонная машина выкатится за пределы специально подготовленной бетонной полосы на простую полевую грунтовку… Длина ВПП для самолётов такого класса в России от 2500 м. до 5000 м. Перед каждым взлётом для каждого самолёта рассчитывает скорость принятия решения (V1) Для ТУ-154 в районе 250 км/час. Если какой-то отказ произошёл на скорости, меньшей V1, в случае экстренного торможения самолёт успеет остановиться в пределах ВПП и не выкатится. В случае, если отказ произошёл на скорости, большей V1, единственно верным решением будет продолжить взлёт и затем произвести посадку. Большинство типов самолётов с несколькими двигателями сконструированы так, что, даже если на взлёте откажет один из двигателей, мощности остальных хватит на то, чтобы, разогнав машину до безопасной скорости, подняться на минимальную высоту, с которой можно зайти на глиссаду и посадить самолёт… В любом случае по сигналу штурмана - Рубеж… (скорость V1) - КВС должен громко сказать - Экипаж взлетаем… или - Экстренное торможение…
Валерий Анатольевич 2 16.03.2019 15:04
Заявить о нарушении
...После 5000м... Там, наверное, перед каждой посадкой рассчитывается скорость...V1...Да, согласна, она всякий раз будет разной, в зависимости от состояния ВПП... Валера, а если произошло выкатывание за пределы... как отбуксировать эту Аннушку в 600т на место? Не думаю, что в арсенале терминала присутствуют специальные тягачи для этих целей (что б они простаивали 100 лет!)
Татьяна Сергеева 9 16.03.2019 15:36
Заявить о нарушении
… В случае если самолет выкатился за пределы твердого покрытия, вероятно серьезное повреждение его конструкции, кроме того возникнут сложности с эвакуацией пассажиров борта. Многое зависит насколько скользко на ВПП. Замер коэффициента сцепления регулярно осуществляется аэродромной службой с помощью специальных тормозных тележек. Наиболее частой причиной нехватки полосы является банальный перелет, то есть касание ВПП позже, чем в расчете. Это происходит в результате некорректных действий пилота, и ошибок пилотирования. Речь идет о нестабилизированном заходе на посадку с превышением расчетной скорости, или заходе на посадку выше расчетного профиля снижения. Единственным правильным решением в таком случае является уход на второй круг…
Валерий Анатольевич 2 16.03.2019 16:09
Заявить о нарушении
Насколько я поняла, для пилотов уход на второй круг не является престижным, как бы, не справился с задачей посадить машину с первого раза, хотя нередко не всё ведь от него зависит...
Татьяна Сергеева 9 16.03.2019 16:20
Заявить о нарушении
… Есть такое понятие, как метеорологический минимум. Существует три вида минимумов: - Минимум воздушного судна… Минимум аэродрома… Минимум экипажа… сюда включается и ограниченная видимость (туман, снежный буран, дым и т.п.) Бывает порывы очень сильного ветра, связанного с прохождением мощных циклонов. При принятии решения на взлёт и посадку все рейсы условно делят на две категории - менее двух часов и более двух часов по метео данным… Многие метеоявления носят очень локальный и временный характер (развитие конвективных грозово-градовых облаков, прохождение активных атмосферных фронтов) Есть очень неудобные аэродромы - например, Сочи и Геленджик. С них исключается возможность взлета в сторону гор и посадки со стороны гор, то есть взлетать нужно только на море. Если же ветер дует в сторону моря, то сесть можно, а вот взлететь уже нет…
Были у меня и уходы на второй круг (по погоде) и на запасной диспетчера отправляли, если устойчивый сильный боковой ветер…
Валерий Анатольевич 2 16.03.2019 17:00
Заявить о нарушении
А на запасном аэродроме метеоусловия могут быть другими, там что, микроклимат? Он, наверное, поблизости где-то, но не под крышей, точно!)). Валера, загляни на 14.03. в 21:52 мой отклик, на Казань...в конце реплика Дарьи М.М. от сегодня... Поздравляю!)).. Только я-то как попала???)
Татьяна Сергеева 9 16.03.2019 17:22
Заявить о нарушении
... Прочитал отклик Дарьи - ну это целиком тебе... я там Сбоку на припёке... Запасные аэродромы за сотни км. от аэропортов назначения - и диспетчера в курсе, какая там метео - обстановка... Бывает на запасной сажают ещё до подхода к основному, если там стабильная непогода...
Валерий Анатольевич 2 16.03.2019 17:39
Заявить о нарушении