О философских воззрениях Омара Хайама

О философских воззрениях Омара Хаййама. В ранних и советских источниках так:Хаййам, через два йй.

 Здесь представляю читателю свои пока  скорописью- заметки по прочтении и осмыслении научных и философских трактатов Омара Хаййама, более известного как поэт, но он был  крупным ученым Востока в ряде сфер объединяемых в то время под названием "философии", и включавшем как метафизику(философию в нашем понимании), так и математические предметы, астрономию, и др.). Возможно, сложится большая статья. Здесь приведем две выписки из трактата О всеобщности
 Выписки из трактатов О.Х.
Из
НАПИСАННЫЙ ПО-ПЕРСИДСКИ ТРАКТАТ
ОМАРА АЛ-ХАЙЙАМИ
О ВСЕОБЩНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Абу-л-Фатх, Омар ибн Ибрахим ал-Хаййами:когда я приобрел счастье службы праведному господину Фахр ал-Мулку, и он одарил меня своими милостями, он потребовал от покорного слуги памятку о всеобщей науке. Это сочинено как трактат для удовлетворения этой просьбы.

Из Раздела 1

Душа движет деятельностью, а разум - любовью.

Из раздела 4

 Знай, что древние не углублялись в частности, так как частности преходящи и мимолетны. Они занимались общим, так как общее постоянно и наука о нем прочна. Кто знает общее, необходимо будет помнить и частное.
 
Из Последнего раздела(так у автора, без нумерации):

Знай, что, те, кто добиваются  познания господа, чистого и высокого, подразделяются на четыре группы:
   Первые - мутакаллимы, которые согласны с мнением, основанным на традиционных доказательствах. Этого им хватает для познания всевышнего господа, творца, имена которого священны.
     Вторые - это философы и ученые, которые познают при помощи чисто разумного доказательства, основанного на законах логики. Они никоим образом не удовлетворяются традиционными доводами. Однако они не могут быть верны условиям логики и ослабевают.
    Третьи - это исмаилиты(и талимиты), которые говорят, что путем познания творца, его существования и свойств является весть праведника, так как в доказательствах познания есть много трудностей и противоречий, в которых разум заблуждается и ослабевает, поэтому лучше так, как требует речь праведника.
    Четвертые - это суфии, которые не стремятся познать с помощью размышления и обдумывания, но очищают душу с помощью морального совершенствования от грязи природы и телесности, и когда субстанция очищена, она становится наравне с ангелами  и в ней поистине проявляются эти образы. Этот путь лучше всего, так как мне известно, что ни для какого совершенствования, нет лучшего, чем достоинство господа, от него нет ни запрещения, ни завесы ни для какого человека. Они имеются только у самого человека от грязи природы, и если бы эти завесы исчезли, а запрещения и стены были бы удалены, истины вещей стали бы известны и казались бы как они есть. Господин всего бытия, лучшие поклоны и молитвы ему, указал на это, говоря:в дни вашей жизни у вашего господа есть вдохновения, только вы должны их познать".

 Конец цитаты.


В философских трактатах Хаййама остановимся на замечаниях по вопросу о существовании общих понятий.   Здесь Хаййам возможно свободнее высказывал свое подлинное мнение, не оглядываясь на  религиозные моменты. Ибн Сина считал, что общие понятия существуют трояко:до вещей, т.е. в божественном разуме, в вещах и после вещей, т.е. в разуме человека. Согласно Хаййаму, ученику Ибн Сины(Авиценны), общие понятия существуют только в вещах и в человеческом разуме:"Существование относительно  распадается на два смысла, совершенно не совпадающие ни частично, ни полностью",-говорит Хайам в "Ответах на три вопроса". "Эти два смысла - это (во-первых), бытие в вещах, для которого среди людей название "существование" более правильно для всех, и, во-вторых, существование в душе, т. е., чувственное, фантастическое, воображаемое и разумное представление. Этот второй смысл полностью совпадает с первым, лишь поскольку познанные и представленные понятия существуют в вещах, так как существующее в вещах есть вещь. Но образ, схема или идея познанной или представленной вещи могут не существовавать в вещах"(Трактат Омара Хаййама "Ответ на три вопроса")). Точка зрения Хаййама получила впоследствие в Европе название КОНЦЕПТУАЛИЗМА.
       
13/03/2019   Кстати, нынче Луна в Близнецах. Это я поняла, только опубликовав эту первую часть задуманной статьи, как всё неслучайно в мироздании...Ведь Близнецы это зодиакальный знак Омара Хайама по свидетельству современного ему автора. Заметим, что имам Омар был также астролог, и об этой ипостаси его универсализма мы еще поговорим, продолжение следует.



http://www.stihi.ru/2019/12/05/8871
Творческий метод Авиценны

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образ в искусстве
В литературе
Гулиа Г. Д. Сказание об Омаре Хайяме. — М.: Художественная литература, 1980. — 432 с.
Симашко Морис, Хадж Хайяма. — «Избранное», Алма-Ата, «Жазушы», 1983. — С. 400—423.
Ильясов Я.  Заклинатель змей; Башня молчания: Повести. — Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1986. — 496 с.
В театре
В 1935 году азербайджанский писатель Гусейн Джавид написал пьесу «Хайям», посвящённую Омару Хайяму,
В кино
«Омар Хайям» / «Omar Khayham» (1924) - США, в роли Фил Данхэм;
«Омар Хайям» / «Omar Khayyam» (1957) - США, в главной роли Корнел Уайлд;
«Омар Хайям» / «;mer Hayyam» (1973) - Турция, в роли Орчун Сонат / Or;un Sonat.
«Омар Хайям» / «Omar Al-Khayyam» (2002) - США, в роли Джихад Саад / Jihad Saad;
«Хранитель: Легенда об Омаре Хайяме» (2005) - США, в главной роли — Бруно Ластра.

http://www.stihi.ru/2019/03/13/8295
О философских воззрениях Омара Хайама

http://stihi.ru/2020/02/27/1281
Хайам-Фицджералд. Что сообщает розе алый цвет

http://stihi.ru/2023/05/13/5689
Ведь мне ничто не ясно... Из Омара Хайама

13.03.2019 20:29

https://zera-cherkesov.livejournal.com/87760.html


Рецензии
Интересная тема, Зера!
Очень глубокие мысли!
С уважением.

Макс-Железный   16.03.2019 23:49     Заявить о нарушении
Благодарю, Леонид!
Рада, что тема и содержание заинтересовали. Мне кажется, что то, что писал персидский мудрец Омар Хайам в стихах и прозе, остается на удивление современно. То, что называется "на все времена".
Возможно, что продолжу тему, приглашаю Вас.

С новой весной!

Зера Черкесова Новеллы   17.03.2019 19:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.