Воспитание чувств, эпизод Крестоносец

- Ох, уж эти извечные скандалы с художниками, - сокрушенно подумала вслух Тамара, встала и пошла закрывать приоткрытое на набережную окно. Не удержавшись, чтобы в него не взглянуть, она увидела на залитой солнцем мостовой у реки местного художника, с которым  ожесточенно разговаривала блондинка. Та, усиленно жестикулировала, будто хотела ещё и визуально показать насколько велика ее несхожесть с нарисованным. Обычное для этих мест происшествие, казалось бы ничего особенного.
Но, для Тамары, тем временем, продолжали сгущаться тучи над Лондоном…

 Претерпев со временем, она, искушённый читатель, не равен час, переживая повествование классика, вдруг поймала себя на мысли, что в истории с гонимым художником неожиданно встаёт на сторону осуждения. Там, в туманном Альбионе, начинающий английский художник после долгих скитаний на чужбине в поисках мастерства, возвращается на Родину, помимо, в багаже безденежье, здоровье подточенное лишениями. В полученном заказе на оформление панно для мемориала он отображает историю войны, как увидел - и неоднозначное предназначение воинов- защитников, несущих, тем не менее, смерть  и страшные её последствия, буквально оголяя событие.
Обнажая на своих полотнах все несчастья мира, которые следуют при нарушении равновесия и вот уже столько времени преследуют лично его самого, он оттачивает мазки и самобытность письма,  совершено забывая напутствия более удачливых коллег по цеху:
- Не работай так, будто рубишь дрова, -  советовал один, ставший позднее рисовальщиком обоев на очень известной фабрике.
– Относись ко всему с лёгкостью…

А художник работал на грани, не чувствуя физическую усталость, но как же утяжелил свой крест от полученных осуждений и и насмешек.
- Вы не выполнили то, о чем  договаривались, - сетуют истцы.
- Мы говорили, что будет памятник, где люди могут вспоминать и поминать погибших. От чего же кругом обнаженная натура ?  Кто вас просил так пускаться в аллегории и почему так мрачны краски ?  И во время войны сами-то Вы бродяжничали по полям солнечной Испании, рисуя пейзажи и натуры…

Тут-то читателя и настигло сомнение: «А ведь, действительно», - подумала Тамара. Договор был про фиксирование фактов на полотнах. Зачем же мастер вложил такую глубину в свои труды ?

- Я хотел, чтобы люди ужаснулись, - бесхитростно свидетельствовал ответчик.
- Они ужаснулись и пришли в полицейский участок. И идёт суд. Что же Вас удивляет?! Ваши картины признаны вызывающими и непристойными. Никто из прохожих не увидел в них искусство.
- Ваши картины подлежат сожжению !

… От чего же, как приговор человечности прозвучал тот вердикт судьи ?

- Что же, черт возьми, движет этими мотыльками, стремящимися на пламя, обжигающими свои крылья, горящими в полной неизвестности при жизни и так быстро сгорающими,- не находя разумный ответ, вопрошала Тамара, обращаясь больше к безмолвности запертого окна и глухих стен. Судьба ?! Но, как же те люди ? Они окружали его с начала, когда  чувствовали силу таланта, потом из любопытства, в ожидании всеобщего одобрения, находились рядом, на расстоянии протянутой руки. Но...

«Нет, нет, нет, что-то с этим миром не так, если мы перестаем отличать краски жизни и путаем шедевры с продукцией ремесленников ?»,- размышляла она, наблюдая так и не закончившуюся ссору за окном.

- Полотна этого самобытного художника открыли совершенно новое направление в национальном искусстве и позволили Англии встать в один ряд прославленной плеяды гениев испанской и фламандской школы живописи,- повествовал ГИД экскурсантам перед полотнами, там, в национальной галерее.
- К сожалению, его жизненный путь не был долгим. Лучики восходящей славы и признания  лишь незначительно коснулись живописца. О них возвестили коммерческие предложения лучших агентов Европы о посредничестве. Однако, доподлинно известно, что последние годы жизни художник провел в небольшом окружении, людей простых и далеких от страстей мирового масштаба, погруженный  в отражение картин земной природы на свои холсты.





* эпизод написан под впечатлением от прочтения "Памятник Крестоносцу" Арчибальд Кронин


Рецензии