Моисей

                ПОЭМА

                Посвящаю Юрию Ромену


Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова).
И сказал: так скажи сынам Израилевым:
Сущий послал меня к вам.
                Исх. 3:14

                * * *

Был мал — беспомощностью мил.
Встал на ноги — и силой привлекал.
Повёл людей — и мудрость силой стала.


       КОЛЫБЕЛЬ МОИСЕЯ

                Исх. 2:3-6

Плывёт малыш, плывёт ничей,
Плывёт в корзинке тростниковой.
Непонимающих очей
Не сводит с колыбельки новой.

Кораблик мальчика несёт,
Несёт по Нилу голубому.
Но в мире кто дитя спасёт,
Вернёт его теплу и дому?

Лишь в снах и грёзах тишь да гладь,
А в людях зло не угасает, —
Не перестали убивать.
Но вечно женщина спасает.

3а что со сворою своей
Стремится фараон в Египте
Убить? За то, что он еврей.
Малыш не крикнет: “Помогите!”

У фараонов нет души,
Но дочь — вся милосердье с детства!
В тиши раздвинет камыши
И на руки возьмёт младенца!

Ему не долго — по воде,
Всю остальную жизнь он властен
Пройти песками по беде,
Пройти камнями по ненастьям.

Пройдёт и выведет народ
Из рабства тёмного, из плена
И на вершине гор умрёт
Пред Небом, Богом и Вселенной.


     ПРИЗВАНИЕ МОИСЕЯ

                Исх. 3:2-22; 4:10-12, 17

Горел, не сгорая, терновник!
И ветви взошли серебристо.
Небесное пламя текло в них,
Роились над иглами искры.

И Голос, исшедший из света,
Забился в ушах Моисея!
От смертного ждал Он ответа,
Но в душу смятенье посеял:

“Я, Сущий, тебя избираю.
Чтоб племя твоё не погибло,
Да выйдет из рабства Израиль,
Да выйдет с тобой из Египта!

Там всякий во страхе животном,
Там каждый под взглядами сгорблен.
Я слышу тревожные вопли,
Я вижу страданья и скорби.

Глядят на еврея с презреньем,
И гонят, и хлещут бичами,
И горестно их изнуренье
Над глиною и кирпичами...”

Внимал Моисей и чуть слышно:
“Но кто я? И чем я отличен?
Ни мыслью особой, ни мышцей,
Но вспыльчив и косноязычен”.

Послышался в Божьем ответе
Не только призыв Иеговы:
“Я встретил  т е б я,  Я отметил,
Но мог бы призвать и другого.

Кто истинно знает,  ч е м  нужен,
Кто истинно знает,  ч т о  может,
И что он в себе обнаружит,
Особенно с помощью Божьей?!

Да будет чутка и готова
Душа человечья заране —
Твоя ли, его ли, — любого
К призванию или избранью!

Ты видишь: раздоры, несчастья
Повсюду народы терзают.
Они же, враждуя всечасно,
Единого Бога не знают.

Да вспомнят средь бездны столетий,
Другим посылая проклятья,
Что все они — Божии дети,
Да вспомнят, что все они — братья!

Я создал народ Мой средь многих
С их верой слепой в истуканов,
Чтоб мысль о единственном Боге
Он нёс всей Земле неустанно!

Пред ликом созвездий несметных
Не знаешь в юдоли обманной
Ты высшего Замысла, смертный,
Не ведаешь дальнего Плана!

Возьми же Мой жезл, — и отныне
Им знамения сотворяя,
Пророком — сквозь боль и унынье —
Народ поведи по пустыне —
До обетованного края!”


           ИЗБРАННЫЙ

                Исх. 4:15-16

Не сгорая, купина горит!
Бог, кого желает, избирает,
И с косноязычным говорит,
И ему Он тайны поверяет,
И диктует, скрыт или открыт!
А другие только повторяют.


                ИСХОД

                Исх. 12

Скорее, скорее из рабства, евреи,
                от злобы тяжёлой, скрепляя родство,
Из плена презренья, из царства чужого
                с его фараонами, с ложью его!

Иссопа пучки завяжите, евреи,
                и жертвенной кровью овечек, молясь,
В домах косяки, перекладины двери
                помажьте, и гибель пройдет мимо вас!

Квашню, что завязана в ваших одеждах,
                кто — на плечи, кто — на вола и осла!
А в пресных лепешках вернётся надежда.
                Скорее! Спасенье вам ночь принесла!

Пока еще тесто не вскисло, скорее!
                Себе приготовите пищу потом!
Свобода — вкуснее! Я с нею согрею
                Израиль, что двинется Божьим путём!

Намечено Яхве и место, и время.
                И враг не достанет. Но только вперёд!
И станет народом печальное племя.
                И землю найдёт, и себя обретёт.

Взгляните на небо: как белое тесто,
                а то как опресноки, там облака!
Летят! Долетят ли? Растают безвестно?
                Но, верно, дорога и их далека.

Скорей из Рамсеса — в Сокхоф! И — в пустыню!
                С тревогою всею и радостью всей!
Навеки отныне душой не остыну
                я, позванный Господом! Я, Моисей!


                МАРИАМ

                Исх. 15:20-22

Пой, Мариам! Пой, Мариам!
Если запела женщина, — значит,
Истинно, мы победили, и начат
Путь из неволи к вольным краям!

Пой, Мариам! Пой, Мариам!
Пусть пред тобою не роза с тюльпаном,
Воля цветёт над звенящим тимпаном!
Будь же готова к чудным дарам!

Пой, Мариам, и сестра, и друг!
И позови для победной песни
Стайку подружек, и в поднебесье
Женская радость вырвется вдруг!

Пой, Мариам! Пой, Мариам!
Всадник и конь его сброшены в море!
И не в неволе, не в страхе и горе —
Новый народ нарожаете нам!

Слушай, Израиль! Небо твой храм!
Верю, дойдёшь до земли, до обещанной, —
Ибо запела счастливая женщина!
Пой, Мариам!


         ПИЩА В ПУСТЫНЕ

                Исх. 16

Возроптали вдруг в пустыне Син:
“Для того ли вывел нас в пустыню,
Чтобы лишь глотали неба синь
Да песок? И зной нам опостылел!”

И услышал ропот их Господь:
“Одождю им пищу с небосклона,
Испытаю души их и плоть, —
Следуют ли Божьему закону?”

И — перепела покрыли стан,
А наутро средь росы у стана
Россыпь манны поднесли к устам,
И медовой показалась манна!

И сказал пророк: “Несчастный род!
Ты живёшь в единственной заботе.
Бог вам, братья, большее даёт.
Что же вы для плоти лишь берёте?”

Разбрелись, насытясь, по шатрам.
Поскорей добраться б до постели...
А глаза слипались. Ну, a там
Утром просыпаться не хотели.

И зачем куда-нибудь идти?
Пища есть, забыли, в самом деле,
Что идут из плена, что —в пути,
Что — спасают душу в слабом теле.

Целью, а не цепью золотой
Как соединять их год за годом?
Племя станет тёмною толпой,
Если не сумеет стать народом.

“Встань, Израиль! — крикнул Моисей, —
Птичьим мясом сны твои пропахли.
Их хамсином яростным рассей!
Где твой дух? Ты позабыл про Яхве!

А без духа и народа нет.
Встань, Израиль, Богом осенённый!
Он да заключит с тобой Завет
И да закуёт в Свои Законы!”


                СРОК

Сказал пророк: “Что сделаю народу?
Мятутся недовольные опять —
Так трудно обретённую свободу
На жирный кус готовы променять”.

Сказал Господь: “Они привыкли к рабству.
Кружи их по пустыне сорок лет.
Пока не вымрут. Новые родятся,
Другой народ, в ком духа рабства нет”.


                СРАЖЕНИЕ

                Исх. 17:8-13

То в белом облаке с рассвета,
              то огненным столпом ночами
Шел Яхве, вел народ неспешно,
              обозначая даль и путь.
Но встали амаликитяне
              с камнями, копьями, мечами,
И в Рафадиме злое племя
              не обминуть, не обмануть.

Тогда призвал Господь пророка:
              “Где жезл? Ты — действуй и надейся!
Встань на холме! Вскинь к небу руки!
              И — содрогнётся Амалик!
И — станет побеждать Израиль —
              и дале с помощью Небесной!
Но если ты опустишь руки, —
              лишишься тут же Сил Моих”.

Пошло железо на железо,
              и жизни жизней не жалели,
И в жёлоб каменных расщелин
              стекла из жил живая кровь.
Рука с жезлом отяжелела,
              уже над ним держалась еле —
И опускалась, умножая
              звериный раж его врагов.

Дрожали кисти, затекая.
              Дышал, хрипя, молился в муке,
Но Аарон и Ор, приблизясь,
              внезапно встали с двух сторон!
Весь день, до самого заката,
              его поддерживали руки, —
И Амалик был пересилен
              народом! Сломлен! Покорён!

...Потом так сладко Моисею
              спалось! Но и сквозь сон звучало:
“Народ мой, слушай! Я с тобою!
              Взлелеянный увидишь край!
Там, впереди, конец Исхода!
              Там, впереди, твоё начало!
И — Божий замысел свершится!
              Лишь к Небу руки простирай!”


         РАЗБИТЫЕ СКРИЖАЛИ

                Исх. 20; 32; 34

...Сойдя же с Синая, где с Господом был,
Увидел народ у тельца золотого
И в гневе скрижали в осколки разбил!
Но — снова к нему было Божие слово.

И вытесал, прежних разбитых взамен,
Две горных плиты, Откровенья Скрижали
Для горних, дарованных свыше письмен!
Но — будто продрогшие, буквы дрожали.

Казалось, их будут не раз разбивать —
Иные пророки за чьи-то пороки,
И будут тельцу золотому опять
Молиться на западе и на востоке.

Читались на каменной серой груди
Завета речения, десятисловье.
А в них на века: “не убий!”, “не кради!”
И к Богу, и к ближним наполнись любовью!”

Не многие смогут снискать благодать,
Не станут, предавшись вину и разврату,
Ни мать почитать, ни молитвы читать,
В убийстве и краже покорствуя злату.

Глядел Моисей через мги пелену:
“Израиль! Из рая ли вывел тебя я!
Но раб ты и здесь, у себя же в плену,
И алчешь, и жаждешь, свободу теряя.

Надежду доверю грядущим годам,
И сорок пройдёт, и с молитвою в руки
Другим поколеньям тебя передам!
Но будут ли лучше их дети и внуки?

Не раз раздробится скрижалей гранит,
Покуда навек, всех уставов превыше,
Те заповеди с пары тёсаных плит
Народ мой в сердца свои не перепишет”.

И крикнул пророк: “Кто Господень — ко мне!”
И с ними — от стана позора, обмана!
Под Божиим оком — средь серых камней —
К земле той взлелеянной, обетованной...


             МОЛИТВА МОИСЕЯ

                Пс. 89

В расщелине скалы стоял его шатёр.
Он к вечеру устал. Но после перехода
В благодаренье встал, и длани он простёр
К Тому, кто был Отцом и Господом народа.

“Господь! Я и средь скал синайских — как в раю,
Когда со мною Ты! Будь полночь или полдень.
Пою я — как молюсь, молюсь я — как пою,
Но главное — к Тебе любовью переполнен!

Ты фараона пыл в пучине утопил!
За краткое в сердцах сомнение прости нас!
Но, к морю подойдя, народ в него вступил, —
И море пред моим народом расступилось!

Для смертных на земле бессмертья, знаю, нет,
Будь бедным пастухом иль царскою особой.
Мы не живём, — летим: кто семь десятков лет,
Кто восемьдесят, но при крепости особой.

На лучшую их часть падут болезнь и труд.
Мы истощаем жизнь в пороке и соблазне.
Так научи скорей, пока не грянул суд,
Нас мудрости Своей — и быть с Тобой в согласье!

Наш тайный смрадный стыд притворства, полулжи,
Сплошную темноту всех наших беззаконий
Перед Своим лицом Ты в гневе положил,
Как мёртвое зерно на белые ладони!

Не знаю, сколько нам пройти ещё пустынь,
Но я веду народ, и я постиг: зачем я!
Дай времени ещё, но не для дней пустых,
Но чтоб исполнил я моё предназначенье!

И снова я готов, Водитель, Бог и Друг,
Божественному внять веленью, знаку, жесту.
Благоволенья дай, и в деле наших рук
Израилю и мне и дале споспешествуй!”

Молился он и пел до самого утра,
И с солнцем золотым очнулся вдруг и замер:
Там агнец на него смотрел сквозь щель шатра,
Неведомый пришлец с нездешними глазами...


         ДЕРЕВЬЯ В ПУСТЫНЕ

Жалость... Откуда вырвалась ты?
Сгорбясь в унынье,
То ли деревья, то ли кусты
Встали в пустыне.

Заповедь Яхве в тесных тисках
Дерзко нарушив,
Так и остались души в песках
Тех малодушных,

Что сквозь стихию зноя брели,
Пыли, тумана
И не смогли, — не узнали земли
Обетованной.

Долго их вёл я, вёл не спеша,
Вёл из Египта,
И не одна в испытаньях душа
Никла и гибла.

Не пожалев их, вёл по жаре,
Гнал, ожирелых,
Жаждавших пищи в сытой норе,
В чуждых пределах.

Голод глодал их, бил, бедолаг,
Свет с небосвода.
Было милей им мясо в котлах
Свежей свободы.

Слабые души, с плотью простясь,
Рыхлой и дряхлой,
Деревенели за разом раз
Волею Яхве.

Только опасно рослыми стать, —
В почву врастали
И, ежечасно чувствуя cтрax,
Стали кустами...

Господи, малых, слабых душой,
Сгинувших рано,
Кто до Тебя, увы, не дошел
И Ханаана,

Тихо прости их, и пожалей
И в благостыни
Их укрепи, окропи и пролей
Влагу в пустыне.


            РОПТАНИЕ МОИСЕЯ

                Чис. 20:10-12; 27:12-14

Скоро, скоро — земля вожделенная та,
О которой когда-то узнал он от Бога!
Отчего же тревога сильней, чем мечта,
И не хочет порой, чтоб кончалась дорога?

...И стоял Моисей на горе Аварим,
И, надежду с чела человечьего свеяв:
“Вот земля, — Моисею Господь говорил, —
Но в неё ты не вступишь ногою своею.

Не забыл, как для жаждущих влаги молил?
Но когда Я изволил спасти вас от жажды,
Непокорен ты был повеленьям Моим,
И в скалу, сомневаясь, ударил ты дважды.

Ты молчишь, но я знаю: роптанье тая,
О, как рвёшься, конечно, спросить, неутешный:
“Отчего много тысяч войдёт, но не я?
Я лишь раз согрешил, а они — многогрешны...”

Моисей, Моисей! Я с тобою давно.
Те ж — как дети. То в идолов верят, то в Бога.
Так внемли же, пророк! Кому много дано,
То, наверно, с того же и спросится много!

Да войдёт в эту землю избранный народ!
Это он чрез столетия, догмы порушив,
Даст Спасителя, Кто небеса изберёт,
Не живот их спасая, но грешные души!

А сейчас, озирая небесную синь,
О себе позабудь, и подумай о большем,
И обиды и горечь свою пересиль, —
Что бы ни было, — помни о Замысле Божьем”.

И стоял Моисей на горе Аварим,
Трепетал, переполненный горним ответом.
То сурово смотрел, то молитвы творил
Над долиной, что чудным наполнена светом!

А туда устремлялись уже без труда
И дрозды голубые, и ветра стихия,
И ручьёв серебристых живая вода,
Агнцы белые, ящерицы золотые...


               ГРЯДУЩЕЕ

                Втор. 18:18-19

...И за плечами мрели годы,
И близок был земной конец.
Грядущее его народа
В ночи приоткрывал Творец.

И слушал он, седой и старый:
“Воздвигну Я Пророка им.
Моими будет Он устами
И Словом будет Он Моим.

Взыщу с не слушающих Слово.
Он — власть имеющий. А власть
Кладет Любовь в свою основу”.
...И даль веков отозвалась...


                МЕЧТА

Видишь, Яхве, ни капельки рабства в груди!
Видишь, наша пустыня уже позади.
Мы пришли. Вон Земля под Твоим небосводом!
Как смеются, поют Твои дети, гляди!
Я привёл их, Господь. Племя стало Народом.


             ПРОЩАНИЕ МОИСЕЯ

                Втор. 34:1-6

...И с равнин Моавитских на гору Нево,
На вершину Фасги, против Иерихона,
Он взошёл, раб Господень. Желал одного, —
Чтоб Израиль был счастлив в земле обретённой.

В белых пейсах застряли колючки пустынь,
Крошка манны сползла с бороды водопадной.
А глазища пророка, с небесную синь,
Жгли песчинки! До слёз! О, как жгли беспощадно!

“Я исполнил Твоё порученье, Творец!
Жаль: не трону маслин на земле Ханаана,
Не вдохну её лилий средь пенья сердец
В обретённой, взлелеянной, благоуханной!”

Но не знал: чрез столетья придёт на Фавор
С Илиёй — в час Господнего Преображенья!
С Иисусом он будет вести разговор
Об Исходе Его и Голгофском сраженье!

А пока, он, Израиля ставший душой,
С ним прощался... И — умер в земле Моавитской.
Не ищите его: то ли в землю ушёл,
То ли в небо взошёл! Чтобы снова явиться!


                ЗАМЫСЕЛ

Пришли к земле обетованной!
Достигли цели долгожданной —
Сквозь тьму ненастий и помех!
Вздохнули радостно сегодня!
Но дальний Замысел Господний
Сокрыт,  к а к  прежде,  о т о  в с е х.


               К ИСТИНЕ

                1.

Выведи из плена, Моисей,
Выведи из рабства заблужденья
Всех моих врагов и всех друзей,
И меня — от самого рожденья!

Чувствую: смотря с небес на тех,
Кто кричит и что-то утверждает,
Бог с печалью смешивает смех,
И жалеет всех, и ожидает.

                2.

Путник я, затерянный в лесу,
В небе заплутавший астероид.
В вечности мне истину откроют.
Правда, не уверен я, что всю...

А пока — из плена, Моисей,
Выведи из рабства заблужденья
Всех моих врагов и всех друзей,
И меня — от самого рожденья!..

2009 г.


Рецензии
Дорогая Лилия. Вы сделали творчество Вашего отца бессмертным, работая над публикацией его прекрасных стихов, продолжая их жизнь. Спасибо за это. Одно лишь личное замечание, на которое решился, как старый человек, как еврей любящий и Иудаизм, и Поэзию. Ну не положено нам евреям писать и произносить имена Б-га. Может быть можно заменить их аналогами -ХаШем, Творец, Господь, Лорд и т.п Тогда я мог бы порекомендовать хорошие стихи вашего отца своим верующим внукам.
Пример
Слабые души, с плотью простясь,
Рыхлой и дряхлой,
Деревенели за разом раз
Волею Творца (вместо Я-е).

С уважением,
Семён (Симха) Пеймер

Семён Пеймер   09.06.2020 07:02     Заявить о нарушении
Дорогой Семен, благодарю Вам за интерес к творчеству моего отца! Я рада, что его произведения продолжают свою жизнь...
Я думаю, что я не вправе что-либо изменять в его стихотворениях.

Всего Вам самого доброго!
Лилия

Лев Болеславский   13.06.2020 00:03   Заявить о нарушении
Спасибо за благожелательный ответ. Жаль, что изменить ничего нельзя. И жаль, что вы правы...
Мы все продукты своего времени, своего опыта и предпочтений.

Семён Пеймер   13.06.2020 07:46   Заявить о нарушении
Семён, на мой взгляд эта поэма не отражает настоящие ценности Иудаизма.
И я считаю, прочитав несколько других произведений этого прославленного автора, что и он не исповедовал Иудаизм.
Я Вам предлагаю прочесть поэму: "Моисей" другого автора на этом сайте. Я уверен, что глубина души и любовь как к истории, так и к религии своего народа предложенного мною автора, затронит Вашу душу.
С уважением.
http://stihi.ru/2018/02/11/3250

Бэнсалэм   22.06.2020 00:10   Заявить о нарушении
Спасибо. Интересное стихотворное переложение книги Исхода.

Семён Пеймер   22.06.2020 02:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.