2. Кое-что начистоту. Инженер - на пути в поэзию

Предыдущее: http://www.stihi.ru/2019/03/12/7523

Теперь – терпение, мой друг, - немного похвальбы. Из мира, где упущение в инструкции, путаница плюса с минусом в формуле, не учёт легирующего компонента в сплаве, и т.п. вели – в лучшем случае к лишению квартальной премии, а в худшем – к сроку заключения в местах отдалённых, автор попал в мир, где царил девиз: «Твори, выдумывай, пробуй!». «Рубикон был перейдён», инженер стал превращаться в поэта. О том, как и с чего начался этот процесс превращения, он однажды написал в очерке «История псевдонима» http://www.stihi.ru/2012/09/01/931
Знакомясь с комментариями рецензентов, автор придумал «Сонеты гостям на Стихире» - цикл сонетов, отразивший начало знакомства с сайтом и первичную систематизацию автором типажей гостей, посетивших странички его коллег. Почему сонетов? Видимо, в силу профессиональной привычки к точным формулировкам в научной и технической литературе. «Вода» в научной литературе не допустима!
 Из любопытства – что за зверь, вашего рассказчика привлёк именно сонет. Его чёткая структура и ограничения в рифмовании строф в определённом смысле даже облегчали работу над очередным стихотворением. Увлекательным вызовом мастерству поэта оказался запрет дважды применять в сонете одно и то же слово.
Итальянский, французский, английский сонеты, написанные ямбом, русский сонет, в котором допускаются хорей, дактиль, анапест и амфибрахий, онегинская строфа, написанная ямбом, - зачаровали рассказчика. Работая с ними, он впервые грустно заметил, что читатели – коллеги по сайту – пугаются названия «сонет», и стал такие стихи помещать в рубрике «философская лирика». Помогло. Это обстоятельство позволило сделать ещё одно грустное открытие: читатели не видят, КАК написаны стихи, их интересует ПРО ЧТО они написаны.  Такие авторы/читатели напоминают прагматиков в части ношения верхней одежды, для которых безразличен фасон костюма, наличие пятен и оторванные пуговицы: «Закрывает одежонка от непогоды и ладно!». Авторы – любители поэтических «драных телогреек» - зачастую пользуются только ямбом и перекрёстной рифмой только потому, что иначе не умеют:
«Когда встречаю на лугу цветы,
Я знаю точно – это капли пота –
Прапрадеды трудов оставили следы.
Собрать их мёд – пчелиная забота». «Цветы», http://www.stihi.ru/2018/10/21/2225

Ещё несколько фраз о своих стихах. Вот самый первый сонет рассказчика, ещё с пресловутыми «розами» и «морозами»:
Метёт январская пурга.
Наступят, может быть, морозы…
Но впереди – июль и розы,
И вод приволье в берегах!
Любовью жизнь нам дорога,
Любовь – и явь, и наши грёзы.
В душе не смолкнут мая грозы,
Подснежники сожгут снега!
Цветы. Подружки за столом.
Чаруют "АББА", Мендельсон.
Порхают шутки, смех так звонок!
Удача греет их крылом
И «Летней ночи» нежный «сон».
Ах, лучше не найти девчонок! «Зимний сонет», http://www.stihi.ru/2006/07/01-974

С конца 2005 года до начала марта 2019 года автором на сайте Стихи.ру выставлено 986 произведений, причём среди них 120 сонетов, не считая 225 строф романа в стихах «Пеночка и Сергений» (восемь глав, пролог и эпилог), написанных онегинской строфой, но не ямбом, выбранным Александром Сергеевичем Пушкиным, а дактилем.
В завершение этой главки подчеркнём то, о чём не устают говорить теоретики сонета: сонет не просто стихотворение из 14 строк, имеющее определённую структуру. Сонет – это монолитный замысел, состоящий из тезиса, антитезиса, их поэтического синтеза и финального резюме.
Продолжение: http://www.stihi.ru/2019/03/13/5836


Рецензии
Литературный язык - высшая форма языка, гармоничная. Для сонета - язык обязан быть литературным, тема определённая, "чёткая структура и ограничения в рифмовании". Да уж, смешение стилей и разных тем не для инженерной конструкции. "Сонет – это монолитный замысел, состоящий из тезиса, антитезиса, их поэтического синтеза и финального резюме." - хорошо сказали, Сергей. Такая речевая организация речи по праву Ваша, учёного, исследователя, инженера, поэта. Делать - на века.

Название "сонет" меня как Вашего соседа по сайту и читателя не пугает, но оценить КАК написано стихотворение, конечно, я не в силах. Да и не надо мне изучать стихосложение, коль стихи не пишу (пусть каждый занимается своим делом). Я Вам, как специалисту, доверяю, и интуитивно чувствую, что могу идти по Вашим строкам, как по надёжному мосту, не боясь падения или развала слов под "ногами". И за это Вам, Сергей, огромное спасибо. Опыт прочтения разных стихов имею. К сожалению, от чтения накапливаешь много негатива, и хотется в душе гармонии и "твёрдой земли под ногами". :))

Ирина Петал   05.06.2019 21:40     Заявить о нарушении
Ирина, с Днём Рождения Александра Сергеевича!
Надо ли писать о сонете, уподобляясь древнеегипетским жрецам, повествующим о гибели Атлантиды? Сонет – изначально – любовная песенка, в которой должно быть словам – тесно, а мыслям – просторно. Иначе певец услышал бы девичье хихиканье: ваша сестра и в Эпоху Возрожденья отличалась умом, вкусом и чувством юмора. Мудрствующие литераторы проглядели в своих публикациях и лекциях внимающую певцу женскую фигурку на балконе. Захлопнутая на балкон дверь под окрик матушки или дуэньи обрубала хвосты слишком долгих песнопений с медлительным развитием любовного сюжета. Прочитайте вслух любой сонет, и вы поймёте малость времени, отпущенного певцу под окном или балконом. А ведь в Средневековье, сказывают, по ночам выливали даже «ночные вазы» из окон, канализация была в зачаточном состоянии. Вот из этой стеснённости во времени при необходимости максимально донести полноту чувств до слуха возлюбленной родилась песенка – сонет.
Другое дело, что эта краткость пошла сестрой ко многим талантам. Так что ничего мудрёного в сонете нет, любой, озадачившись целью донести до адресата/адресатки главную суть своего посыла до момента излияния нечистот на голову пылкого болтуна, додумается – с одной-двух попыток – до «конструкции» сонета.
Сергей
: ))))

Сергей Таллако   06.06.2019 10:44   Заявить о нарушении
"Сонет – изначально – любовная песенка" - не думаю, не стала бы столь легкомысленно относиться к сонету, но это впечатление пока на уровне лишь интуиции. :))

Ирина Петал   06.06.2019 11:57   Заявить о нарушении
Светлая память Александру Сергеевичу! Сегодня и великий божественный праздник.

Добра и благодати Вашему творческому миру, Сергей.

Ирина Петал   06.06.2019 11:59   Заявить о нарушении
Ирина, в последние дни Вы меня уже несколько раз ухитрились огорчить. Настоятельно рекомендую перед очередным декларативным "не думаю" консультироваться в Интернете по обсуждаемому вопросу, очень страхует от неловких ситуаций в диалоге.
Сергей

Сергей Таллако   06.06.2019 14:13   Заявить о нарушении
Пишущему рецензию надо продумывать каждую фразу и предвидеть как она отзовётся в собеседнике. Также, перед тем как писать, внимательно изучить (вспомнить) информацию по теме публикации или общения с Автором. По возможности, стараюсь изучать в Интернете материал по теме.

Простите, Сергей. Мне следовало бы так написать. "Сонет – изначально – любовная песенка" - согласна с Вами, но, думаю, понятие сонета намного шире (хотя это только на уровне интуиции). Хотя и этот вариант не пойдёт - на уровне интуиции. В рецензии надо писать всё чётко, взвешенно, продуманно, кратко, проработав уйма материала по теме. И то не факт, что напишешь то, что хотел бы услышать Автор. Чувствую себя учеником-неудачником перед строгим учителем.


Ирина Петал   06.06.2019 14:31   Заявить о нарушении
Получается, что тому кто пишет рецензии надо быть настоящим инженером на пути в поэзию, а настоящий инженер - обязательно, поэт с богатым воображением, должен увидеть всю картину в целом, во что это выльется в купе с природой человеческой психики.

Начистоту, мне как-то не хочется больше писать рецензии... Мне достаточно быть обычным читателем, неизвестным. А что мне придёт в голову от прочтения, какие мысли... Об этом только я буду знать.

Ирина Петал   06.06.2019 14:40   Заявить о нарушении
Для начала – самого-самого начала – рецензенту надо решить, владеет ли он темой, по которой хочет высказать своё мнение. Не экономьте «серое вещество», экономьте бумагу для отзыва или – тем более – для рецензии: «словам тесно, мыслям просторно»! Дописывание текста задним числом – признак того, что исходный текст плохо продуман.
Сергей

Сергей Таллако   06.06.2019 15:36   Заявить о нарушении
"Дописывание текста задним числом – признак того, что исходный текст плохо продуман." Понятно, это Вы про длинную ленту Замечаний под рецензией. Согласна, плохо продуман, но мысли по теме они ведь крутятся, крутятся, приходят в дополнение... Если оставить текст рецензии - до полного продумывания в красивом чистовом виде, то он, скорее, и не напишется. Отвлекут другие текущие дела, другие авторы... И разговор между автором и читателем может и не состояться.

Я пишу первое впечатление от прочитанного лишь как зацепку, интерес к теме (если он возник), чтобы не потерять произведение (конечно, если есть возможность, техническая и временная)... Иначе, момент ушёл...

Ирина Петал   06.06.2019 15:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.