Рукопожатие Тамани с Керчью...

"Рукопожатие Тамани с Керчью..." –
профессиональная рецензия на Венок сонетов "Россия - Крым –  в единстве два крыла",  автора сайта Стихи.Ру  Нины Плаксиной.

"Рукопожатие Тамани с Керчью..."
 (Рукопожатием решать вопросы – вот символ крымской жизни и весны). 
    На рецензию представлено автором сайта Стихи.Ру Ниной ПЛАКСИНОЙ (адрес страницы на сайте Стихи.Ру: http://stihi.ru/avtor/plaksinanina) замечательное по содержанию и необычное по форме произведение – ВЕНОК СОНЕТОВ под названием "Россия – Крым – в единстве два крыла" (История строительства Крымского моста). Венок сонетов состоит, как и положено, из 15-ти коротких стихотворных отрывков, написанных в форме сонета, причем первые строчки начала каждого сонета в самом конце – в финале –  сплетаются и соединяются в "венок сонетов", то есть в самостоятельное ОТДЕЛЬНОЕ стихотворение –  "МАГИСТРАЛ" (15-й венчающий ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ все изложенное выше "сонет").   
 
    Перед тем как перейти к разбору и анализу представленного автором Ниной ПЛАКСИНОЙ произведения (далее – ВЕНОК СОНЕТОВ), необходимо указать и пояснить, что такое "венок сонетов" вообще, как стихотворная форма и как метод, способ поэтической (стихотворной) мысли. Для уяснения этого, обратимся к словарям и другим литературоведческим источникам.
 
     Beнoк coнeтoв – это архитектоническая фopмa поэмы, состоящей из 15 coнeтoв. Beнoк coнeтoв строится так: тематическим и композиционным ключом (основой) является заключительный coнeт (или Магистрал), замыкающий собой поэму; этот, пятнадцатый пo счёту, coнeт пишется раньше других, в нём заключается замысел всего Beнкa coнeтoв. Пepвый coнeт нaчинaeтcя пepвoй cтpoкoй мaгиcтpaлa и зaкaнчивaeтcя втopoй eгo cтpoкoй; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и зaкaнчивaeтcя этот coнeт третьей cтpoкoй мaгиcтpaлa. И так далее — до пocлeднeгo, 14-гo сонета, который нaчинaeтcя последней cтpoкoй мaгиcтpaлa и кончается пepвoй eгo cтpoкoй, замыкая собой кольцо строк. Taким oбpaзoм, 15-й, руководящий, заключительный  coнeт cocтoит из cтpoк, пocлeдoвaтeльнo пpoшeдшиx чepeз вce 14 coнeтoв. Beнoк coнeтoв изoбpeтён в Итaлии в 13 в. Этo вecьмa тpyднaя пoэтичecкaя фopмa, тpeбyющaя oт пoэтa иcключитeльнoгo мастерства (особенно в подборе выразительных рифм). Первый Beнoк coнeтoв на pyccкoм языке принадлежит Ф. Коршу, который в 1889 г. перевёл Венок сонетов славянского пoэтa Франца Пpeшepнa. Оригинальные Beнки coнeтoв нaпиcaли: Bяч. Ивaнoв («Cor ardens»),
B. Брюсов («Роковой ряд»), M. Boлoшин («Lu;aria»), из советских поэтов — C. Кирсанов («Becть o мире»), M. Дудин («Орбита»), C. Maтюшкин («Осенний венок»). Источник:
         
       Как видит уважаемый читатель, автор Нина Плаксина выдержала форму "венка сонетов" полностью и предельно точно, чисто. Но поскольку речь идет в данном случае о строительстве Крымского моста, как именно архитектурного сооружения, как об инженерном объекте, как о "чуде" современной архитектурной мысли ("Да! Чудо века. Стройка родила" – 13-й сонет), то само по себе слово "МАГИСТРАЛ" напоминает слово МАГИСТРАЛЬ, имеющее глубинное и поэтическое значение уже не в плане КОНСТРУКЦИИ "венка сонетов", как итоговый сонет, а как сама по себе МАГИСТРАЛЬ – полотно, мост, дорога по которой пойдут поезда и машины (которые уже идут по Крымскому мосту) именно как по "магистрали", как по дороге. Нина Плаксина сама использует это слово "магистраль" именно  в этом прикладном техническом значении "дороги" "пути", "направления" ("И магистраль скрепила берега" – 8-й сонет).
   
         Таким образом, автором верно НАЙДЕНА и удачно подобрана изначально правильная и обоснованная форма для выражения своих мыслей, поэтических посылов и размышлений, в том числе, основанных на исторических фактах, о чём говорят нам дальнейшие "авторские примечания"(в конце после "венка сонетов"), к которым мы, конечно, обращаемся, читая Венок о строительстве моста в Крым. Понимание этого и обретение СИЛЫ поэтического высказывания, дыхания и ЧИСТОТЫ гражданского патриотического пафоса автора, и дают нам в самом начале чтения "венка сонетов" те самые КЛЮЧИ, которые позволяют и в дальнейшем до самого конца чтения (включая авторские пояснения и примечания) неотступно и внимательно следить за мыслью автора, следовать по этому самому МОСТУ В КРЫМ, по этой магистрали уверенно, свободно и чётко! Без падений и провалов. Венок написан именно так – ровно, чётко, уверенно. И очень искренне и честно. Написан патриотом своей Родины –  России.
***
       "Венок сонетов "Россия – Крым – в единстве два крыла" большая и бесспорная поэтическая и литературная удача поэтессы Нины Плаксиной. С самого первого сонета она сразу же вводит нас в тему своего "поэтического" повествования, путешествия, своей ДОРОГИ и до самого конца не отпускает нас, как будто сама Нина Плаксина держит нас за руку уверенно и сильно и переводит по этому "мосту" в Крым, от Тамани к Керчи, неотступно сопровождает нас в Пути как Автор, как Художник, как Поэт.

         Венку сонетов предшествует эпиграф именно от автора:
Благослови живое воплощенье,
Решение науки во плоти,
Храни трёхмерную модель пути.
Люби, Господь, и мост, и восхищенье.

          Думается, выбор эпиграфа к Венку сонетов неслучаен,  не надуман, не придуман. Главная мысль "эпиграфа" к Венку сонетов "Россия-Крым: в единстве два крыла" это понимание и постижение того, что сам по себе Крымский мост, как уникальное инженерное сооружение ( "Мы видим уникальное творенье"- 2-й сонет) по длине и по сложности его сооружения, по красоте и важности для России, есть именно Промысел Божий, то есть НЕ РУКОТВОРНЫЙ, а БОЖЕСТВЕННЫЙ объект, результат "труда "прежде всего Бога, а потом уже- Человека, как его высшего и самого прекрасного создания (творения). Об этом нам говорят такие строчки из эпиграфа, как: "Люби, Господь, и мост и восхищенье". "Благослови живое воплощенье", "Храни трехмерную модель пути", "Решение науки во плоти". Здесь - в эпиграфе- автор Венка сонетов Нина Плаксина в каждой строчке этого четверостишия заложила мысль о БОЖЕСТВЕННОЙ природе ("замысле") Крымского моста, как неповторимого и ни на что не похожего "сооружения".

           И мы, читатели, уже в ЭПИГРАФЕ в этом мини-сонете тоже считываем эти мысли Автора и понимаем его, разделяем его мысли и отношение. Причём, сделано это в ЭПИГРАФЕ очень тонко и поэтично, поскольку БОЖЕСТВЕННЫЕ слова запрятаны, "помещены" в строчки очень умело и ненавязчиво, очень верно и точно! Причем, Бог и Наука (Человеческий Разум) отнюдь не противопоставлены друг другу Ниной Плаксиной, а, наоборот, в них нет никаких внутренних противоречий или нестыковок, неувязок, поскольку ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ именно в единстве и взаимодействии Бога и Человека, в их взаимном "труде". То есть вначале Господь благословляет ПРОЕКТ моста, саму ИДЕЮ его строительства как некоего связующего звена (в Венке Нина указывает нам на это слово, упоминая даже его по тексту в историческом экскурсе ("А в море ледяная кутерьма, встречая весть под звуки Марсельезы, нашла, сломала, слабое звено" –  8-й сонет) – решение о его строительстве, которое было принято в марте 2014-го года (см. Примечания к Сонету 2), потом  ученые ("наука") начинают превращать ПРОЕКТ в ПЛОТЬ, в РЕАЛЬНОСТЬ, то есть инженерная и человеческая мысль, благословлённая в самом начале в МОМЕНТ её ЗАРОЖДЕНИЯ Господом начинает ВОПЛОЩАТЬСЯ, ОФОРМЛЯТЬСЯ, СОБИРАТЬСЯ, начинает строиться сам Крымский мост через Керченский пролив протяженностью 19 км, согласно проекта, в том числе ВИРТУАЛЬНОГО 3-D проекта, о котором тоже пишет автор Венка сонетов Нина Плаксина (см. Примечание к Сонету 3). 
         
            "Трехмерная модель пути" в эпиграфе воспринимается нами как направление, заданное самим Богом. Путь Бога лежит по Крымскому мосту –  замечательно и зримо! И вот уже мы переносимся в то самое "древнее" и далекое от нас время "ДО НАШЕЙ ЭРЫ", о котором так замечательно и ярко, поэтично и свежо пишет Нина Плаксина в "Венке сонетов" ("Святая вера вошла в сегодня из "до нашей эры" – 6-й сонет). Сама по себе это очень сильная и яркая строчка из 6-го сонета заставляет меня легко и просто сказать автору Нине Плаксиной: "Браво, Автор!" Не каждому удается, не будучи архаичным и нечленораздельным, не используя  устаревшие и отжившие слова, а именно современным русским языком ПЕРЕНЕСТИ нас в ту самую ИЗНАЧАЛЬНУЮ и ДАЛЕКУЮ старину – во времена ДО НАШЕЙ ЭРЫ, во времена Христа. А Нине Плаксиной в "Венке сонетов" это блестяще и убедительно удалось!
*** 
      Очень много поэтических и образных находок, ярких "жемчужинок" стихотворной поэтической мысли заложила Нина Плаксина в свой Венок сонетов. Я отмечу в рецензии только часть их, которые мне показались наиболее удачными, необычными, яркими и освежающими, как те самые брызги ГОЛУБЫХ и ПРОЗРАЧНЫХ волн из Керченского пролива, которые бьются об опоры Крымского моста и, разбиваясь, несут свет и красоту! И Поэзию, конечно!

1. "Рукопожатием Тамани с Керчью во имя мира, розням вопреки, скрепил" (сонет 1): удивительная неповторимая находка Нины! Здесь имеется ввиду ГЛАВНАЯ цель строительства Крымского моста в марте 2014-го года, когда противостояние России и Украины в Крыму и на Донбассе (в Донецке и Луганске) уже было зримым и всем понятым, очень трудным, тяжелым и  ..."глупым", никому не нужным. "Во имя мира", "розням вопреки" – то есть цель строительства Моста – это Мир. И это передано прекрасно и убедительно Ниной. Никому не нужны, ни украинскому народу, ни русскому народу, РОЗНИ, ВРАЖДА, МЕЖДУУСОБИЦА и ЗЛО. Великий гуманистический пафос Венка сонетов и самого его ОБЪЕКТА – Крымского моста – не может не радовать, не подкупать нас, её читателей.  Рукопожатие как СИМВОЛ мира, примирения, окончания ссоры, вражды, войны между двумя странами и двумя народами.

2. "Когда в чести история сама, к ней тянутся внимательные взоры" (сонет 1): очень верно и тонко подмечено! История как наука является одной из самых Главных героинь Венка Сонетов "Россия - Крым – в единстве два крыла". Поэтому, думается, что неслучайно и не напрасно автор Нина Плаксина уделила именно историческим событиям и истории самого полуострова Крым в своем произведении значительное и весомое место ("История лишь факты освещала, готовилась к весеннему броску" –  9-й сонет). Мысль автора заключается в том, что если ИСТОРИЯ как наука и как знание ценится, уважается, признается и уважается в обществе, то есть,  когда она "в чести", то у этой страны есть будущее! Есть будущее только у того народа, который чтит и бережет, ценит и уважает, изучает и собирает свою Историю. И тогда уже при таком подходе и отношении к Истории и шире – Памяти народа – и молодежь, и детвора, и новые поколения в стране будут ОБРАЩАТЬ на неё внимательные, вдумчивые взоры, беречь и изучать её. Браво, автор! И читать книги, в том числе и о Крыме и о Тамани, о Керчи. Нам тут же сразу вспоминается Михаил Юрьевич Лермонтов и глава из его романа "Герой нашего времени" – "Тамань". Ведь история литературы – это часть общей науки ИСТОРИЯ.
   
3. "Агрессор – коррозийная среда,  изучена дотошно, максимально". Тоже здорово и зримо. Агрессивное поведение, хулиганское или бандитское –  это есть по сути КОРРОЗИЯ, разрушение, разложение и Личности и Моста, и Народа (такое тоже возможно, как показывает жизнь). Тут нам дана отсылка на термин, который в дальнейшем и уже тогда - в 2014-м году- часто и необоснованно использовался Украиной и её властями победившими на Майдане, -"Россия-агрессор", "Россия на нас напала", "Россия начала войну" и т.д. Агрессивной и провальной "политике" разжигания межнациональной розни и вражды, автор противопоставляет ДРУЖЕСКОЕ рукопожатие "во имя мира". И это здорово! Коррозийная среда должна изучаться "максимально", "дотошно", поскольку если не изучать её и не брать в расчет, то даже построенный МОСТ можно не сохранить, он может быть разрушен как различными ВНЕШНИМИ силами так и изнутри, силой и мощью Природы ("коррозией метала"). Поэтому эти строчки про "агрессию" и "коррозию" звучат, как и предостережение и предупреждением всем нам. Мало задумать и построить Крымский мост и пустить по нему как по "магистрали" автомобильное и железнодорожное движение (сообщение), надо еще и сохранить сам "мост "в Истории, уберечь его и защитить от нападок и возможных атак. Поэтому и "неточность допустить (тут) никак нельзя" (3-й сонет).

4. "Награду вдвое – постоянству веры" (конец 5-го сонета – начало 6-го сонета). Очень свежая и поэтичная мысль! Тот кто хоть и верил когда-то в самом начале, но потом то ли под влиянием давления или иных жизненных обстоятельств и проблем, тревог и напастей отказался от своей Веры, тот не получит Награду вообще. Но тот, кто верил от начала до конца и не отступил ни на шаг от САМОГО себя и от своих принципов и идеалов, тот получит НАГРАДУ ВДВОЙНЕ! За верность Вере. За постоянство своих идеалов. За мужество и честность. За достоинство и терпение.

5. "Защитники в победную весну несли мечту к победному порогу". Браво, Нина! Так тонко и точно сказать о Войне и Памяти в одной строчке всего лишь – это большое мастерство и дорогого стоит! Тут комментарии и разъяснения излишни. Сказано предельно чисто, честно, емко – ПОЭТИЧНО!

6. "Эпохами хранимая земля в движении веков неукротима". Мысль, заложенная в этой строчке 12-го сонета, в следующем. С одной стороны, должен быть здоровый консерватизм и уважение обычаев и традиций отцов и дедов, уважение к старине и старшим, к их опыту и их достижениям и успехам. "Эпохами хранимая земля" – это память предков и уважение к ним и к этой ГЕНЕТИЧЕСКОЙ памяти Народа и к Истории, о которой мы писали выше в рецензии. По сути, это уважение к своей Родине и стремление её защищать и оберегать. Но при этом должно быть и РАЗВИТИЕ движение вперед, вширь и вверх! Мост это не застывшая конструкция, это СИМВОЛ движения и развития, новых технологий и 3-G моделей и проектов, о которых говорится в Венке сонетов. Мы живем в 21-м веке, и это век новых информационных и интернет-технологий! Мир полупроводников и квантовых технологий! Все это использовалось при строительстве Крымского моста. Несомненно. Иначе бы он, просто, не мог быть построен. "Движение веков" неукротимо и неостановимо! В этом залог развития и успеха будущих поколений и наших потомков. Крымский мост –  это, по сути, Путь из Прошлого через Настоящее в наше общее Будущее.
       Это Путь, который мы прошли вместе. Это дорога, которая была трудной и важной. Но мы выстояли, сдюжили, ПОБЕДИЛИ!
       Мы построили этот Мост.

 Виктор Ергин, литературный редактор, критик и рецензент.
Команда Стихи.Ру

С уважением, литературный редактор, критик и рецензент Виктор ЕРГИН (Москва - Архангельск-Вельск)
11 марта 2019 года (рецензия рекомендуется для публикации в любом альманахе РСП сайта Стихи.Ру вместе с Венком сонетов)   
 11 марта 2019 г. 18:54   


Рецензия на «Рукопожатие Тамани с Керчью...» (Нина Плаксина)

Нина, здравствуйте! Вчера заходил, сегодня снова заглянул. Глубокая рецензия, Виктора Ергина знаю лично, молодцы оба!
Крымский мост - это, действительно, мощь. Летом в прошлом году довелось проехать по нему из Тамани в Керчь и обратно. Дух захватывает!
Новых успехов!
С уважением)
Александр Токарев 19   15.03.2019 10:23   


Рецензии
- Ух, как же здорово!.. Таких рецензий
Я никогда ещё не получал...
Всё больше было смеха и претензий,
И я, смеясь, им, что-то, отвечал...

- Полупрозрачна голубая даль,
Укутан мглою синий берег,
Лишь контур гор, как сказочный грааль,
Встаёт из моря, мифам верен...

С древнейших пор стоял здесь человек
И вглядывался в неизбежность,
Запоминая этот миг навек,
Морской стихии гнев и нежность...

Поэты долго не сводили глаз
С бегущих волн, неумолимо,
Проездом в Крым ли, или на Кавказ,
Смотрели долго, молчаливо...

Всё потому, что здесь звучит мотив
Энергии огромной, силы,
Что напевает Керченский пролив,
В своей элегии России...

Здесь Черное, Азовское, моря
Соединились в вечный поцелуй,
И солнце юга, пламенем горя,
Лучом играет средь хрустальных струй...

Тут дышит всё легендой, стариной,
И радостью событий, и печалью...,
И образы веков встают стеной,
И двигаются медленно к причалу...

Паромов глыбы, словно звери, вмиг,
Глотали позже поезда, машины,
И исчезали в море, издав рык,
Скрываясь в этой дымке, как в пучине...

Но вот, взметнулся над проливом мост!
Мечта людей здесь обрела реальность,
Взгляни... Он сразу просится на холст!
Ты видишь творческую гениальность...

С улыбкой. Саша.

Александр Жданов -Добромыслов   21.05.2021 08:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр. Легко включаетесь в тему и перо с готовностью бежит за Вашей мыслью!

Нина Плаксина   22.05.2021 20:45   Заявить о нарушении
В вашем Ленинском районе
Есть село "Заветное",
- Южный берег, видно море,
Место неприметное...

Дорогая мне могила
Там, на местном кладбище,
Я похоронил там сына.
Крым его пристанище...

Александр Жданов -Добромыслов   23.05.2021 06:08   Заявить о нарушении
Светлая память! Вечный покой!
.
Из строчек плачется печаль –
упрёки шлёт Светилу.
Но Солнышку потерю жаль:
согрел в лучах могилу.

Александр, Заветное очень близко от Щёлкино. У меня ученики оттуда учились.
Примите соболезнование.

Нина Плаксина   23.05.2021 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.