Творение

Подтверждение факта, что современный русский язык по преимуществу происходит из двух источников – простонародного устного русского и элитарного письменного славянского – встречаются на каждом шагу. Возьмем глагол «творить». Нетрудно заметить, что все многообразие его производных распадается на две большие группы. Первая связана с «созданием, деланием, воплощением, изготовлением», а вторая – с «закрыванием-открыванием, запиранием, отверзанием и пр.». Их семантика совершенно различна. Вот несколько примеров.
В христианском миропонимании, а значит и в славянском языке, Бог является ТВОРцом всего сущего, создателем видимых и невидимых вещей. Результатом его ТВОРческого акта является ТВОРение, часть которого составляют небо и земля (ТВЕРдь), а часть – населяющие мир ТВАРи, разумные и неразумные. Глагол «творить» в славянском тексте Библии является одним из наиболее частотных. В дальнейшем в народном сознании живоТВОРящие свойства распространяются не только на Бога, но и на его атрибуты, а также на природные стихии – «Солнце животворит растения своим теплом», «весна всю природу оживотворяет», «животворящая Троица», «животворящий крест».
Человек в своих ТВОРческих способностях уподобляется Богу, он тоже ТВОРит. Исполняя заповеди Отца небесного, сотворяет молитвы и покаяния. В славянском Евангелии глагол «творить» последовательно применяется для описания духовного делания – принесения духовных плодов послушания, любви и добра после сердечного восприятия Слова Божьего. В тексте Писания можно встретить и метафору с плодоносящим деревом: «Всякое доброе древо плоды (ср. с «плотью» и «воплощением») добры творит, а злое древо плоды злы творит».
Затем человек начинает творить, а вернее претворять, и мир вещественный, созидая храмы, затворяя хлеба или мастеря уТВАРь. В отличие от Бога многие вещи человек изготавливает руками – их называют рукоТВОРными. Правда, сначала он создает их в своей фантазии, а затем преТВОРят задуманное в жизнь. Человеческая способность к преобразованию материи также подобна божественной природе. В славянских текстах записано: «Спаситель, будучи на браке в Кане Галилейской, преТВОРил воду в вино».
Творческие личности способны сочинять художественные произведения, например, стихоТВОРения, из скромности называя их стихами. Иногда поступки людей благоТВОРны для окружающих, а иногда – нет. Некоторая деятельность даже получила специальное обозначение – благоТВОРительная. Тех, кто способен ТВОРить чудеса, называют чудоТВОРцами, тех, кто несет мир – мироТВОРцами, а о том, что способствует проявлению веселия, говорят – смехоТВОРно. Некоторые способны наТВОРить такое, что потом не знают, как это исправить. Кто-то может выТВОРять то, чего другим не под силу и т.д.
Если к храму делали пристройку, то она называлась – «приТВОР». Ее как бы приТВОРяли потом, по завершении основного строительства. (В точности такое же слово имеет и совершенно другие значения, о чем будет сказано ниже)
Действие того, кто помогает, потакает в чем-то кому-либо, назвали поТВОРством. Со временем этим же словом стали называть и бездействие – «Потворство детей портит».
Еще одна группа слов сопряжена со значением приготовления расТВОРов. Все, что становится невидимым, исчезает в какой-либо среде, обозначается глаголом «расТВОРяется». Сахар и соль расТВОРяются в воде, твердые вещества расТВОРяются в кислоте, видения расТВОРяются в воздухе. Если соТВОРение или преТВОРение связано с материализацией, овеществлением, то расТВОРение, напротив – с исчезновением, дематериализацией. Когда перед глазами наших предков что-либо растворялось – оно буквально «переставало существовать».
«Сотворение» в этом контексте соединяется с пониманием «ТВЕРдости». «Сотворить» – сделать осязаемым, видимым или вообще доступным чувственному восприятию, воплотить (ср. близость в народном мышлении понятий «твердость» и «плотность»). Поэтому «сотворение» и «воплощение» – близки по смыслу, а всякая плоть в христианском мировосприятии есть результат божественного творения. «Растворение» – имело ровно противоположное значение развоплощения, потери плотности.
Теперь посмотрим на производные от народного глагола «творить». Обычно они связаны с тем, что имеет свойство открываться-закрываться. Окна, двери, ставни, ворота расТВОРяются, оТВОРяются или наоборот заТВОРяются. Иногда эти глаголы использовались и в отношении органов человека. Говорили: «отворить очи» или «отворить жилу». Незажившая рана могла сама собою отвориться. Законченность действия может быть выражена добавлением к глаголу соответствующей приставки: «приТВОРить дверь» – закрыть, если та не была прикрыта. Паз, выемку в дверных косяках называли – «приТВОР» («Двери в самом притворе не доходят»). Как видим, корень «твор» в данном случае имеет ту же семантику, что и «крыть».
В старину часто окна и ставни делали состоящими из двух половинок – сТВОРов или сТВОРок. Створы сходились – створялись. Иногда мы и сейчас говорим – «оконные створки», хотя сами окна сТВОРчатыми уже не называем. Зато от футбольных комментаторов можно услышать: «Мяч летит в сТВОР ворот». Если задуматься, то эта фраза покажется странной – ведь у футбольных ворот нет створов, которыми они могли бы створиться. Но, как мы знаем, слова меняют смысл.
Человеческую неискренность, лживость и лицемерие назвали приТВОРством. Почему? Потому что в старину приТВОРом называлась маска, личина, за которой бродячие комедианты прятали свое лицо, то есть приТВОРяли (закрывали) себя настоящих. Со временем слово стало иносказанием, и теперь большинство людей не понимают пути его происхождения. Кто такой приТВОРщик, знают все, а почему он так называется – почти никто.
Во время оно наказанных за провинности и преступления заТВОРяли в темницах. Некоторые схимники сами налагали на себя обеты заТВОРничества и жили в скитах отшельниками.
По прошествии веков эти два значения так перемешались, что в некоторых случаях не получается сразу определить, какой корень предстает перед нами в том или ином слове. Взять хотя бы «притворить» и «претворить», «притвор» в храме и «притвор» двери, «растворить» ворота и «растворить» вещество. Понимание различности происхождения этих словоформ помогает установить их первое значение. На приведенных выше примерах мы показали, как отличается славянский (изначально религиозный) корень от простонародного (бытового). Смыслы их совершенно различны, а значит они являются омонимами и не могут быть выведены из единого первообраза.
Возможно (это только предположение), народное «творить» (крыть) через оглушение начального согласного связано со словами «дверь» и «двор», ведь недаром они часто соединяются в словосочетания. В старину двери имели две половинки, створяя которые, проем закрывали, а растворяя – раскрывали.  Если верить Шанскому, то исходное значение слова «дверь» – «двустворчатые ворота (двора)». Так что народный глагол в дописьменную эпоху мог иметь вид «дворити», а не «творити» и еще больше отличался от славянского близнеца. Кстати, слова, похожие на русское «дверь», можно обнаружить во многих языках, и всегда они имеют сходство с числительным «два».


Рецензии
В некотором смысле творчество "отворяет двери" для людей "в иное измерение". Творчество это раскрытие замысла, потенциала. Часто оно подразумевает добровольное временное "затворничество" творца. Как писал Никола Тесла "Ум работает острее и чётче в постоянном одиночестве. Оригинальность процветает в уединении, в свободе от внешних воздействий, бьющих нас, чтобы нанести вред творческому разуму. Быть одиноким - вот секрет изобретения. Одиночество - это когда рождаются идеи. Я не думаю, что есть чувство, проходящее через человеческое сердце, подобное тому, что испытывает изобретатель, когда видит какое-то своё творение, ведущее к открытию". В Библии можно увидеть ещё более интересные пересечения и параллели. Например Моисей после того как увидел Бога-Творца так светился что вынужден был ходить будучи прикрытым, закрытым покрывалом. То есть Божественный Свет Творца, Свет Животворящий настолько его осветил-освятил что он вынужден был использовать покрывало чтобы общаться с людьми! Также можно вспомнить что святые уходили во временный затвор чтобы творить там молитву, научиться там взаимодействовать синергетически с Творцом и заниматься творчеством находясь под Покровом Божественной Благодати, под "крышей" от Бога. "Истомилась моя душа желая во дворы Господни" - читаем в одном из псалмов Давида. Вобщем это настолько связанные понятия что закономерно то что они срослись и стали единым целым.

Денис Патрушев   17.06.2023 06:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.