Как летчик точно сажает самолёт на взлётную полосу

Начиная примерно со 100 км от аэропорта используется автоматический радиокомпас (АРК), который показывает направление на специальный радиомаяк, т.н. дальний привод. Дальний привод расположен в 2-х км от кромки ВПП (взлётно-посадочная полоса). Дальние привода стоят по обе стороны полосы и включен только один - согласно разрешенному курсу посадки. До пролета над дальним приводом используются или барометрический или радиовысотомер. Обычно с 2-х км полосу уже видно. После пролета над дальним приводом, второй пилот (не командир) переключает навигацию на ближний привод, который находится в 100-200 м от кромки ВПП (за его антенну зацепился Як-42 в Ярославле). На расстоянии 1-2 км от ВПП включается курсо-глиссадная система (КГС), которая позволяет достаточно точно контролировать траекторию полета + командир визуально видит ВПП. И еще смотрят на ближний привод. Высота контролируется по показаниям радивысотомера малых высот (от него работает система предупреждения о столкновении с землей) и КГС.
Перед касанием управление полетом производится только за счет визуального контакта.  Вслепую сажают только в кино.
 Пилоты месяцами тренируют посадку - самый сложный этап полета.
РS:Материал написан не как руководство к действию, а чтобы показать людям, не имеющим дело с авиатранспортом, что почти все действия экипажа самолёта при заходе на посадку и посадке ТС (транспортного судна) согласуются со специализированными наземными службами.

Не могу не обнародовать серьёзные поправки автора сайта, Валерия Анатольевича 2:

…Для выполнения полетов существуют "маршрутные трассы" - ломаные линии, на вершинах которых поворотные пункты маршрута (места запасных аэродромов). Диспетчера (Контроля) боятся разрешить экипажу "спрямление маршрута" даже при запредельном сносе ВС от бокового ветра. За самолётом постоянно следят с земли…- Обзорный радиолокатор трассовый (ОРЛ-Т) - для обнаружения и измерения координат (азимут-дальность) ВС во внеаэродромной зоне (на трассах)… Обзорный радиолокатор аэродромный (ОРЛ-А) - обнаружения и измерения координат ВС в аэродромной зоне… Посадочный радиолокатор (ПРЛ) - для измерения координат (дальность-угол места в плоскости глиссады, дальность-азимут в плоскости курса) воздушных судов на предпосадочной прямой… И другие - РМД УВЧ, ОПРС, ДРЛГ , РСБН и т.п. Самолетная аппаратура VOR- ILS обеспечивает самолетовождение по наземным маякам VOR и выполнение захода на посадку по системе ILS. Дальность действия системы VOR ( маяки мощностью 200 вт.) - При эшелоне 9000м. - до 370км. Самолёт приближается к пункту назначения. Идёт цепочка передачи его из рук в руки диспетчерами...- Контроль—Подходы—Круг … Подход снизил ВС до установленной высоты и запрашивает у Круга разрешение передать ему самолет на управление. После Круга ВС попадает в руки Посадки. В распоряжении диспетчера этого пункта — радиолокатор , дающий возможность контролировать движение самолета на глиссаде. Любое отклонение от глиссады — будет замечено и откорректировано. Посадка ведет самолет до момента визуального его обнаружения диспетчером Старта. Старт после посадки и освобождения ВПП передаст самолет диспетчеру Руления, который и доведет до стоянки на перроне, где экипаж выключит двигатели…
Заход на посадку пилоты выполняют по курсо-глиссадной системе (КГС), состоящей из двух радиомаяков: курсового (КРМ) и глиссадного (ГРМ) излучатели , которых формируют лучи особой формы – один направлен строго вдоль оси ВПП, другой под определенным углом (стандартно 3 градуса) к зоне приземления. А также двух маркерных радиомаяков дальнего (ДПРМ) и ближнего (БПРМ) приводов. ДПРМ устанавливается за 4 км. от ВПП - самолёт должен проходить его на высоте 200-220 метров. БПРМ - 1 км. от ВПП, проход над ним на высоте 60 метров (высота принятия решения - садиться, или уходить на второй круг). Дальность действия ДПРМ при работе на привод по радиокомпасу (АРК) составляет не менее 150 км, БПРМ — не менее 50 км - но настраивают их ближе к ВПП. При их проходе на высоте 200 м. должна повернуться назад стрелка АРК Дальнего привода, и можно продолжать снижение на Ближний. Перед Ближним (где-то ниже 100 м.), уже чётко должна быть видна полоса - и оба пилота должны громко (под запись) сказать - ПОЛОСУ ВИЖУ…
Кроме навигационных сигналов, Курсовой маяк передаёт свой идентификационный код. Это позволяет пилоту (или штурману) удостовериться, что он правильно настроился на КРМ, о чём он обязательно сообщает экипажу. Глиссадный маяк не передаёт идентификационного сигнала. Дальность его действия до 18 км. в азимутальном секторе ±8° относительно курсовой линии глиссады…

Валерий Анатольевич 2   13.03.2019 13:10   •   Заявить о нарушении / Удалить

































 


Рецензии
Совершают лётчики посадку
Тренируя её по порядку.
За нас они ответственность несут
И делают за кругом круг.
С уважением, Татьяна.

Татьяна Горошкова Барычева   13.03.2019 16:06     Заявить о нарушении
Да, Тёзка, только сейчас об этом говорили с предыдущим рецензентом, за кругом - круг и все живы-здоровы и опасная, но такая нужная работа завершилась радостью и счастьем встречи с ЗЕМЛЁЙ и родными-любимыми. Спасибо, Таня. С ВЕСНОЙ и СОЛНЫШКОМ!))

Татьяна Сергеева 9   13.03.2019 16:13   Заявить о нарушении
Татьяна Сергеевна, садят - это из простонародного говора, но не русского, а украинского суржика. На Украине слово садят означает и посадку дерева, и капусты, и даже преступника там садят в тюрьму. А самолёт, говоря по-русски, идёт на посадку, значит, самолёт сажают или посадят. Обратите на это внимание. Если я не прав, поправьте меня.

Клим Хворостянский   13.03.2019 20:20   Заявить о нарушении
Садить, сажать - слова-синонимы и принципиальной разницы не имеют. Садить, (САД) картофель; сажать, (САЖА)... Последнее время считается глагол садить более низкого статуса, многие вдруг стали САЖАТЬ Сажали морковь, но Посадили морковь, не говорят ведь морковь посажали. Самолёт садится на землю, его сажают. Я исправила в названии, спасибо, но слова равнозначны!

Татьяна Сергеева 9   13.03.2019 21:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.