Библиотека времени

(Фантастический рассказ)

Иллюстрация: Елизавета Палагина

Полина открыла дверь ресторана и остановилась на пороге: её окликнули.
- Может, всё же с нами? Мы минут через десять поедем, тебя тоже можем забрать, - вслед ей крикнула, сквозь разговоры и смех, Наташа.
- Нет, спасибо! Я уже такси вызвала, подожду на улице, мне нужен релакс после танцев и музыки, - ответила Полина, пытаясь определить, из какой стороны зала доносился голос Наташи.
- Да здесь я, здесь! – весело смеясь, вскинула руку вверх жизнерадостная подруга, - беги уже, медитируй на свежем воздухе, до завтра!
- Пока, Натусик! – улыбнулась в ответ девушка и выпорхнула в белую ночь.
Молочный свет разливался светлой пеленой среди стройных берёзок парка, их бело-чёрные стволы  сливались в один монохромный узор, украшенный пышной кудрявой зеленью. Ни ветерка, ни шевеления. В воздухе, как всегда летом, чувствовалось дыхание мощной реки: было немного влажно и душно.  Время неспешно текло или даже остановилось. Всё было нереальным, краски – приглушёнными, звуки – робкими и тихими.
Полина присела на лавочку, вытянула ноги, гудящие от бесконечных танцев, откинулась на спинку и закрыла глаза. Но вместо долгожданного покоя и умиротворения в голове назойливо крутилась песня Джастина Тимберлейка, а перед мысленным взором мелькали яркие разноцветные платья, пышные юбки, прически парней со взбитыми «коками», бесконечные «бобетты».
- Полина, хочешь, подвезу?
Она открыла глаза, повернулась к ресторану. От «Кинзы» легко и задорно, будто она и не отплясывала всю ночь, заводя всю тусовку, шла Настя.
- О, мой великий зумба-тренер, да отвечу я тебе отказом! – смеясь, ответила Полина неугомонному организатору и главному генератору идей Насте.
- Тогда послезавтра жду тебя на трене, новую композицию разучивать будем. Хорео просто потрясающее! – Настя стремительно пошла по дорожке и в следующий миг уже исчезла из вида.
«Какая она молодец, так болеет за своё дело, - думала Полина. – Всё время нас собирает на какие-то встречи вне спортивного зала, и вот эта вечеринка «Стиляги» тоже была очень интересная, я правильно сделала, что из всех тренировок выбрала зумбу. И спорт, и танцы одновременно. Да и Настя просто классная. Мечта, а не тренер!».
В сумочке телефон просигналил звуком смс-сообщения. Увы, это была запись о том, что машину всё ещё ищут, время ожидания – 15 минут. Полина положила телефон обратно в сумку и тут только заметила, что на противоположном краю скамейки лежит книга. Её обложка была кричащая и яркая, уменьшенная копия самой Полины: сочный штрих в пастели белёсых красок.
«Видимо, кто-то из наших забыл, - подумала девушка, увидев название книги, - «Стиляги». Что же, хоть сейчас узнаю подробно, кто это такие, всё некогда было вникнуть накануне».
Но, прежде чем книгу раскрыть, она внимательно стала разглядывать обложку. Полина училась на третьем курсе дизайнерского факультета, поэтому всё рассматривала и оценивала с точки зрения правильности выстроенной композиции, сочетания цветов, воплощения главной темы, и, главное – создания образа. Впрочем, через секунду она уже оставила это занятие, потому что её взгляд привлекла голограмма в верхнем левом углу обложки. Похоже, книга была из библиотеки, и эта наклейка что-то обозначала: может быть, жанр книги или раздел, где она хранилась. Девушка смотрела, пытаясь разобрать изображение. В объёмный треугольник были заключены две заглавные буквы «Б» и «В», написанные старинным шрифтом. Чем больше Полина рассматривала их, тем чётче выступали их очертания, буквы становились объемными, они начали двигаться, меняться местами, а в нижнем углу треугольника появилось изображение человека в длинном плаще с капюшоном. Высокая стройная фигура, казалось, приближалась, вот уже можно было разобрать те же буквы – «Б» и «В», переплетенные, вышиты у него на капюшоне, низко опущенном на лицо, так, что глаз не видно, и на широких рукавах, закрывающих кисти рук. На груди Полина различила массивную подвеску: это был знак какого-то ордена. Машинально, забыв, что она смотрит на изображение на книге, а не на мониторе  телефона, девушка привычным движением указательного и большого пальцев «раздвинула» поля картинки, почувствовав при этом легкую вибрацию. На голограмме снова были буквы «Б» и «В», заключенные в треугольник. Человек в плаще исчез.
- Интересный знак, правда? – раздался женский голос.
Полина вздрогнула от неожиданности. На скамейке рядом с ней сидела девушка в светлом длинном платье необычного фасона. Незнакомка одновременно была похожа и на прекрасную даму, ожидающую рыцаря, и на Наташу Ростову, и на поэтессу серебряного века. Она кого-то напоминала. Кого, Полина вспомнить не могла. Что-то неуловимое постоянно менялось в её облике, неизменными оставались только миндалевидные серо-голубые глаза, смотрящие глубоко и излучающие почти осязаемый свет, да еще повязка-ободок, на которой был вышит диковинный орнамент, напоминающий кельтский, состоящий из множественного сплетения линий. Полина рассмотрела в нём деревья, у которых причудливым образом переплетались ветви и корни, а в местах их соединений прорисовывались письмена, которые она не могла прочитать. У неё возникало смутное ощущение, что этот орнамент она уже где-то прежде видела. Возможно, в прошлом году, когда они изучали изобразительное творчество разных народов? Тогда она сидела в библиотеке с утра и до закрытия, рассматривая орнаменты и читая о том, что каждый знак несёт в себе скрытый сакральный смысл. Она что-то зарисовывала прямо там, в читальном зале, не желая делать копии: ей казалось, механический процесс разрушит очарование древних заклинаний, заключенных в письменах. Полина была склонна к мистике. Потом, на лекциях, она часто ловила себя на мысли, что постоянно рисует на бумаге что-то из увиденного. 
Случайная собеседница постаралась нарушить длинную паузу:
- Меня зовут Эллина, с двумя буквами «л».
- Полина.
- Полина, у вас вечеринка тематическая была? Вы одеты как девушка из пятидесятых годов. Нравится то время?
- Эллина, вы знаете, я, к своему стыду, ничего почти о том времени не знаю. Мне нравится этот стиль в одежде: яркий, броский, может быть, даже слишком. А почему он возник, я как-то не задумывалась. Сейчас ведь много тематических вечеринок, я участвую в них, мне нравится примерять на себя разные образы. Это прикольно! А Вы тоже на этой вечеринке были?
- Нет, я не была здесь. Я была… на другом мероприятии, - неопределенно ответила незнакомка. – Так вы говорите, прикольно?
- Ага. Ещё очень круто и классно! Это была суперская вечеринка! – Полина осеклась, заметив лёгкую ироничную улыбку Эллины.
- Но стиляги были не совсем теми людьми, которыми вы их себе представляете. Хотите, я вам покажу, как всё было?
- Вы мне предлагаете кино посмотреть? – засмеялась Полина.
- Кое-что получше. Вы рассматривали голограмму, когда я к вам подошла. И, кажется, я оторвала вас от этого занятия. А вы попробуйте ещё раз. Только смотрите, не пытайтесь ничего «увеличить».
Полина недоверчиво взглянула на свою новую знакомую. Но на голограмму посмотрела. Всё было, как и в первый раз. Буквы стали увеличиваться, двигаться, появился человек в плаще, он стал приближаться, и вот уже орден на его груди отчётливо виден: это дерево, с витиеватыми корнями и склонившимися ветвями, корни и ветви образуют круг, по стволу бегут сине-голубые прожилки, они сплетаются в буквы «Б» и «В».
- Коснитесь пальцем буквы «В», - услышала она еле слышный шёпот Эллины.
Полина не стала спрашивать, зачем, - настолько её увлекло это занятие – и лёгким движением дотронулась до ордена. Вместо него появился циферблат. Только по кругу шли  века, а не часы.
- Выбирайте двадцатый.
Полина послушно сделала, что ей говорила Эллина. Циферблат теперь состоял из годов.
- Нам нужны пятидесятые. Жмите.
Мягкий голос вместе с тем был требовательным. Полина  молча подчинилась.
Полина сидела на скамейке, вокруг бесконечной людской рекой несло прохожих, где-то играла музыка, раздавались громкие голоса и взрывы хохота. Место было очень знакомым… Да это же Арбат! Люди были одеты одинаково, мало отличаясь друг от друга. Внезапно среди этого размеренного движения появилась группа молодых людей, каплями яркой акварели расплескавшись в  однотонном пространстве. Это были стиляги! Они приближались к её скамейке.
- О, пипл, смотрите, какая чувиха на Бродвее появилась! – сказал парень в зеленом пиджаке с огромными плечами. На нём был полыхающий красно-оранжевый галстук и канареечного цвета брюки. Взбитый кок и манера ходить, слегка подпрыгивая при каждом шаге, придавали ему сходство с попугаем.
- Привет! – смущенная таким приветствием, поздоровалась Полина.
- Да это не чувиха! Это самый настоящий батон! – жуя жвачку, слегка растягивая слова, презрительно процедила сквозь зубы девушка в кричащем малиновом платье. Она плюхнулась нас скамейку возле Полины.
- Батон? А при чём здесь батон? – совершенно потерялась Полина.
В ответ раздался дружный смех, состоящий из басистого уханья парней и визгливого писка девушек.
- Да ты, ты – батон! Девушка, которая косит под чувиху, - подпрыгивая на каждой слове, пошёл в атаку «попугай». – Ты хочешь попасть к нам, детка, но мы принимаем только избранных. Но если у тебя на костях что-нибудь интересное записано, то вечером мы тебя ждем. У меня в гостях. Будем делать из тебя чувиху!
- Записано на костях? Что? И… как это? – Полина всё больше терялась от натиска разноцветного сообщества, смотрящего на неё с жалостью и недоверчивостью.
- Н-да…, - закатил глаза к небу один из парней. - Это музыка западная, записанная на рентгеновских снимках. Есть такое?
- Хорош трепаться! И так понятно, что она не наша, – прервала разговор жующая малиновая девушка. – Ты скажи лучше, красотка, где взяла шмотки? Кто-то из родственников в загранке был? Видно, настоящая вещь, не наша самодельная! Да, там люди живут, а здесь – смотреть на эту серость не хочется. Так как, есть у тебя ещё что-нибудь? Я возьму!
Полина замотала головой, не зная, как ей прервать неприятный ей разговор, в растерянности она перекладывала из руки в руку книгу, и вдруг почувствовала лёгкую вибрацию под пальцами. Она посмотрела на обложку: на голограмме приближался человек, орден на его груди стремительно увеличивался в размерах. Девушка собралась выбирать век и вдруг знакомый мягкий требовательный голос произнёс:
- Подожди!
Эллина, про существование которой Полина забыла,  взяла у нее книгу, быстро открыла и закрыла страницу, и всё вокруг остановилось, как на видео  после нажатия кнопки «Пауза».
Замерла пёстрая крикливая самодовольная компания, на некотором отдалении застыли прохожие с разными выражениями лиц: кто-то осуждающее смотрел, кто-то демонстративно отворачивался, кто-то пытался быстрее скрыться из виду.
Эллина вопросительно смотрела на ошеломлённую Полину.
- Я не ожидала, что они такие…крикливые и пустые! – с грустью сказала она Эллине, - я считала, что стиляги – радостные, яркие, красивые, креативные… Прогрессивные, одним словом! Что они явились как вызов серости и скуке, что они сделали жизнь лучше. Но с ними мне даже общаться не хотелось!
- Понимаешь, поиск новой формы – ничто, если он остаётся только формой. И это ещё полбеды. Тогда бы мы имели дело всего лишь с пустышками. Но слепое следование любой моде, культуре, течениям всегда опасно тем, что забывается основа, забвению предается своя культура. Мы теряем связь с корнями.
- Корни, сплетающиеся с ветвями…. – вспомнила орден на груди человека в длинном плаще с капюшоном Полина.
- Связь поколений. Одно невозможно без другого. Мы впитываем в себя то, что оставили нам предки, и храним историю, которая без нас разрушится, - серо-голубые глаза Эллины стали стальными, а лицо – серьёзным, почти жестким. Её наряд стал меняться. Теперь она была одета в серебристого цвета комбинезон, чем-то похожий на лёгкий скафандр, как в фантастическом фильме у главных героев.
- Эллина, подождите! Мы храним прошлое, да, это так! Но ведь только для передачи следующим поколениям. Как мы можем влиять на то, что уже было? Время ведь похоже на спираль, оно закручивается вверх, мы не можем вернуться в прошлое, - сказала Полина и осеклась. Ведь она сейчас сидела в центре Москвы прошлого столетия! – Или можем?!
- Пора тебе кое-что объяснить. У тебя в руках книга. Что, по-твоему, обозначают буквы на голограмме и на ордене? «Б» и «В»? – спросила Эллина.
- Ну, если книга из библиотеки, то тогда «Б» - это библиотека. Остается узнать, что такое «В», - рассуждала Полина. Она очень любила шарады и загадки.  - «В» - восточное какое-нибудь отделение? Видео-отдел?
- Аббревиатура «БВ» означает «Библиотека времени». Человек на голограмме – это наш Страж. Я – Хранитель. Хранитель библиотеки времени, - серьёзно рассказывала Эллина.
В глазах Полины читалось сомнение. Хранитель отдала книгу девушке, и та посмотрела на голограмму. Всё произошло уже привычным способом: на голограмме появился  Страж, орден превратился  в Часы вечности, по указаниям Эллины выбрали 23 век.
- Пойдём! – вставая с необычной скамейки в форме куба, сказала Эллина. – Добро пожаловать в Библиотеку времени!
Перед Полиной высилось полупрозрачное пирамидальное здание. Перед ним на постаменте стоял огромный параллелепипед, из какого-то странного материала: он был то ли стеклянным, то ли металлическим, то ли бронзовым, - определить было невозможно, он постоянно менялся. В его основании виднелся отпечаток в форме ладони. Полина вопросительно обернулась на Эллину, та молча утвердительно кивнула головой. Девушка приложила руку. Перед глазами стали появляться скульптуры, установленные перед библиотеками разных стран и городов. Среди известных писателей и поэтов Полина различила и сову, сидящую над раскрытой книгой вместе с маленькими совятами: её библиотека здесь, в составе единой Библиотеки времени!
- Библиотека времени приветствует тебя, Хранитель! – сказала Эллина торжественно и вместе с тем без пафоса.
- Кто Хранитель? Я? – изумленно спросила Полина.
Вместо ответа Хранитель Библиотеки времени жестом пригласила её войти в открывшиеся двери пирамиды. От увиденного у Полины захватило дух. Стеллажи уходили в небо. И рядом соседствовали античность и средние века, эпоха Просвещения и советское время. Хранители были в одежде того времени, какой раздел они представляли, книги выглядели именно такими, какими их издавали во времена жизни их авторов, и посетители библиотеки, заходя в отдел, на глазах менялись внешне, оказываясь в одежде и с прическами выбранной ими эпохи.
Эллина же выглядела так, каким был Страж на голограмме: длинный плащ с капюшоном, только вместо ордена на груди у нее на запястье были часы, а вместо циферблата – дерево со сплетенными корнями и ветвями.
В центре пирамиды синим цветом переливался квадрат. Эллина встала на него, увлекая за собой Полину. Плавно и мощно воздушная платформа подняла их наверх, остановившись перед полупрозрачной дверью со светящимися буквами цвета индиго: «История Библиотеки времени».
- Библиотека времени начала свое существование давно. Но, вероятно, ты узнаешь кое-кого из её основателей, - улыбнувшись, сказала Хранитель.
- Нестор-летописец! – воскликнула Полина, остановившись перед первым портретом.
Далее следовали портреты писателей, знакомых со школы, художников, музыкантов.
- Они все вносили свой вклад в развитие своего времени, делая его таким, каким мы теперь знаем. А теперь – наш самый главный зал. Зал посвящений в Хранители.
Этот зал мало отличался от предыдущего: на прозрачных стенах висели картины с изображением Нестора-летописца, который передавал свиток людям. Каждый новый Хранитель был одет в длинный плащ с капюшоном. Перед одной картиной Эллина остановилась:
- Смотри внимательно.
Полина задержала дыхание: Нестор-летописец передавал свиток…ей!
- Как? Почему? Когда? – она не могла подобрать нужных слов, мысли путались.
- Посмотри теперь в зеркало, что стоит посередине зала, - попросила её Хранитель.
В огромном зеркале кубической форме отображались две фигуры: Эллины и её, Полины, - в длинном плаще с капюшоном, на котором были вышиты буквы «Б» и «В». А на руке у нее были часы, вместо циферблата – дерево, со сплетенными корнями и ветвями.
Полина, всё еще ничего не понимая, смотрела на Эллину.
- Год назад ты оставила это в книге, которую брала в библиотеке, - она протянула Полине листок, вырванный из тетради, на котором карандашом было нарисовано дерево, а шариковой ручкой синего цвета написаны буквы «Б» и «В».
- Да, я помню, я часто рисовала орнаменты, но ведь это случайно получилось!
- Закономерность – основа случайности, - улыбнулась Эллина. – Мы долго искали того, кто открыл  закон о том, что будущее влияет на прошлое, а не только прошлое – на будущее. И наши Хранители, которых вы в двадцать первом веке зовёте библиотекарями, нашли в книге этот рисунок. Так мы нашли тебя. А чтобы у тебя не осталось сомнений, что каждый человек вносит вклад в историю, разрушая или сохраняя её, я покажу тебе ещё один зал.
Этот зал имел название «Альтернативная литература».
Полине он напомнил зал абонемента в её знакомой Окружной библиотеке Югры: металлические стеллажи, на которых для простоты поиска написано: «Русская литература 19 века», «Поэзия 20 века», «Философия».  Девушка любила 19 век, поэтому и остановилась перед этим стеллажом.
- Всё как у нас! Даже не верится, что я в будущем!
- А ты возьми… любую книгу, - предложила Эллина.
- А.С.Пушкин. Полное собрание сочинений, том 15-й, - прочитала на корешке книги Полина. Она раскрыла книгу и удивленно выдохнула. – Как?! Десятая часть «Евгения Онегина»? Не может быть!
Девушка стала брать другие книги, и только изумленный возглас сопровождал каждый том. Здесь был третий том «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, последняя часть «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского, последний сборник стихотворений С.Есенина, написанный им после Великой Отечественной войны…
- Как это возможно?
- Каждому Хранителю возможно три раза совершить перемещение во времени. И он может что-то изменить в своей жизни и в творчестве. Правда, это только альтернатива основной истории, мы можем их хранить, но не можем внести в основной ход истории.
- И мне тоже осталось только последнее путешествие во времени? – с грустью спросила Полина.
- Да. И оно бывает только в одном направлении: к исходному пункту. Домой.
- Но, Эллина, как же мы влияем на прошлое? Я так и не поняла, - в недоумении остановилась Полина.
- У нас есть ещё один зал. Это живой календарь. Ещё два дня назад, до того момента, как был найден твой рисунок,  наше настоящее было таким.
Эллина провела Полину в зал, где видео транслировалось сразу на четырех стенах. Объёмный звук оглушал, а то, что представало глазам, просто подавляло: люди сидели перед огромными объемными мониторами и с отсутствующим видом смотрели бесконечные видео-комиксы. На улицах за порядком следили роботы. Растительности почти никакой не было: серый техногенный мир поражал своей упрядоченностью и … отсутствием жизни.
- Что это? Ожившая «Матрица»? – прошептала Полина.
- Это практически то, о чём писал Рэй Брэдбери в «451 градус по Фаренгейту». Он, как и все Хранители, хотел нас предупредить и сказать, что мы на волосок от вымирания, если не изменимся. Каждый человек, который открывает в этот момент там, в прошлом, книгу, делает наш мир в будущем лучше, и тот, кто о её существовании не знает, ведёт нас к гибели. – Эллина замолчала. – Но два дня назад у нас появилась надежда.  У нас есть ты. Остальное ты всё поймёшь сама.
- Эллина… А откуда такое имя? – неожиданно спросила Полина.
- Ах, это!- засмеялась Хранитель. – Моя пра-пра-пра- бабушка была Виктория. Она и на самом деле – Победительница. Она со своей подругой и начала работу над созданием теории перемещением во времени. Ей и её подруге Полине принадлежит идея создания этих часов. И она очень любила античность, до такой степени, что свою дочь назвала Эллиной. С тех пор у нас в роду по женской линии только Эллины и Виктории.
Полина вместе с Эллиной спустились вниз.
- Тебе пора! – сказала Хранитель.
Полина взяла книгу, уже привычным движением выбрала на часах времени нужный век и год.
На лавочке в парке Полина проснулась от резкого звука
Телефон звонил в её сумочке.
- Вы вызывали такси? Водитель Вас ждёт уже 10 минут! – недовольно отчитала её диспетчер.
- Да, спасибо, - ответила Полина ворчливой девушке.
Уже в такси Полина думала: «И приснится же такое! «Библиотека времени», Хранитель, Нестор-летописец, третий том «Мёртвых душ». Нет, надо завтра немедленно книгу из библиотеки сдать, а то держу её у себя больше положенного срока, вот ко мне библиотекари из будущего и являются!»
Наутро Полина в числе первых посетителей зашла в зал абонемента. Библиотекарь за стойкой ей кого-то очень сильно напоминала. «Виктория» -  увидела она надпись на бейдже.
- Здравствуйте! Я книгу задержала немного, пришла к Вам «сдаваться», - шутливо начала Полина.
- Хорошо, что Вы к нам пришли! Как Ваша фамилия? – спросила Виктория.
- Попова.
- Попова Полина? – глядя в глаза Полины, спросила Виктория.
- Да… А откуда Вы знаете? – удивилась Полина.
- Вчера брали книгу, нашли в ней это. Последним читателем были Вы. Интересный рисунок, было бы жалко, если бы он пропал. На логотип похож, или на эмблему… - Виктория протянула девушке изображение дерева со сплетенными ветвями и корнями.
- Да случайно я его как-то нарисовала, - пробормотала Полина.
- Закономерность – основа случайности, - серьёзно сказала Виктория. И тихо добавила:
- Добро пожаловать в Государственную библиотеку Юры. Библиотеку времени.


Рецензии