Глава 27. Звукопись

      «КРЫЛАТЫЙ  СЛОВА  ЗВУК...» 

                Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
                Хватает на лету и закрепляет вдруг
                И тёмный бред души, и трав неясный запах...   
            
                А.Фет

       Речь в этой части пойдёт об одном из  важнейших средств выразительности  поэтического языка, да и всей нашей речи тоже.  Это  ЗВУКОПИСЬ, то есть звуковая организация стиха.

 В стихе намного обострённее, чем в прозе, ощущается связь слов не только по смыслу, но и по звуку. Да и на  слушателя звучание стиха зачастую  воздействует даже СИЛЬНЕЕ, чем его смысл. Об этом тоже сказал А.Фет:

Поделись живыми снами,
Говори душе моей;
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей.

 Сжатую формулу поэзии выразил Пушкин в октябре 1823 года:

                …ищу союза
                Волшебных звуков, чувств и дум.

      Звук поставлен на первое место, потому что звуковая ткань поэтического произведения – это та «одежда» (из русской пословицы «Встречают по одёжке…»), на которую читатель интуитивно обращает внимание прежде всего.

     Огромные  возможности раскрывает звукопись перед поэтами. Есть даже теория, согласно которой каждый звук  имеет свой, только ему присущий  цвет и  дополнительно вносит в художественный образ особое  значение.

    Евгений Замятин, например, считал: «Всякий звук человеческого голоса, всякая буква сама по себе вызывает разные представления, создаёт  звукообразы.

 «Р» - что-то громкое, яркое, красное, горячее, быстрое.

 «Л» - бледное, голубое, холодное, лёгкое, плавное.

 «Н» - нежное: снег, небо, ночь.

 «Д», «Т» - душное, тяжкое: туман, тьма.

  «М» - милое, мягкое: море, мама.

 «О» - высокое, глубокое. 

 «И» - близкое, узкое, низкое, стискивающее».

   Возможно, вы не согласитесь с такой характеристикой гласных, воспринимая их совсем по-другому... Но то, что звучание слов  играет значительную роль в нашей речи, я думаю, никто отрицать не будет.

   Начиная с  магов, заклинателей, шаманов, — все, кто  обращался к  устной  речи, видели, что звуки воздействуют на слушателей  раньше, чем смысл (как  молнию мы видим прежде грома).

 Вы и сами, наверное, замечали, что, заворожённые звуками, интонацией, люди оказывались словно под гипнозом.

   Фактически звуки – и есть своеобразный вербальный гипноз. Вот почему, по моему твёрдому убеждению, без звукописи нет и никогда не будет  ИСТИННОЙ поэзии. Гармония стиха начинается с гармонии звуков!

     Что же относится  к звуковой организации стиха?  Перечисляю. Это:
рифма (прежде всего),
аллитерация,
ассонанс,
звукоподражание,
специальный подбор звуков.

   Классический пример звукоподражания - в строке Сумарокова, воссоздавшего торжественное обращение ЛЯГУШЕК  к богам:

          О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить?

  Или в стихотворении С.В.Михалкова "Птичье радио":

    Наш приёмник в пять часов
    Принял сотню голосов:
    "Фиур-фиур! Фью-фью-фью!
    Чик-чирик! Тью-тью-тью-тью!
    Пиу-пиу! Цвир-цвир-цвир!
    Чиви-чиви! Тыр-тыр-тыр!" 

    «Рифма и звук» - эта тема уже затронута в главе «Рифмы, дружные, как волны».  Рассмотрим  отрывок из стихотворения Г.Державина:

Послушай  рога  рёв,
Там эха хохотанье;
Тут шёпоты ручьёв,
Здесь розы  воздыханье.

    В первой строке повторяются раскатистые «р» - и мы словно слышим звуки  рога. Во второй строке повторяется «х» - хрипловатый хохот, в третьей — еле слышимый «ш» - шелест, плеск волны.

 Звуки сливаются  со смыслом, образуя единый образ, потому что автор использует АЛЛИТЕРАЦИЮ (от лат. «litera» - буква) - повторение одинаковых согласных. Как это происходит, поясняет детям А.Барто:

Скажи погромче слово «гром» -
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише: «Шесть мышат» -
И сразу мыши зашуршат.
Скажи: «Кукушка на суку» -
Тебе послышится: «Ку-ку».

   Вот строка из стихотворения Лермонтова "Тучи"

      Чужды вам СТРАсти и чужды СТРАдания...

   Созвучные начала слов задерживают наше внимание, и мы понимаем общее в них (внутреннее душевное состояние) и одновременно чувствуем антитезу (СТРАСТЬ - сильная любовь,  СТРАДАНИЕ - боль, мучение). Объединённые в одной строке, они обращают наше внимание на глубокие человеческие чувства!

   Помимо звуковой выразительности, аллитерация обладает и  яркими изобразительными возможностями: связывая разные по значению, но сходно звучащие слова,  тем самым устанавливает между ними дополнительные или необычные смысловые связи, как, например, в стихотворении Сергея Викулова:

       Россия - росы и сиянье.
       И значит - утро,
       Значит - свет.
       И расстоянья, расстоянья...
       Без них России просто нет.

      Мастером звукописи был В.Маяковский. Под его пером оживает цоканье копыт по мостовой в стихотворении "ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ":
Били копыта. Пели будто:
— Гриб.
    Грабь.
      Гроб.
        Груб.
               

   Если же автор повторяет одинаковые гласные — это  АССОНАНС. У Пушкина повторение звука «у» создаёт иллюзию свиста стремительно летящей стрелы: 

Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу.

    А как великолепно подобраны слова с гласными О - Е в стихотворении И.Северянина "Весенний день", создавая настроение радости, восторга:

          Весенний день горяч и золот,
          Весь город солнцем ослеплён!
          Я снова - я: я снова молод!
          Я снова весел и влюблён!

     Есть специальное учение о благозвучии - ЭВФОНИЯ (от греч. «eu” - хорошо и “phone — звук”). Пишущему стихи следует обязательно произносить и ВСЛУШИВАТЬСЯ, как звучат строки.

     Один из видов звукописи - ВНУТРЕННЯЯ РИФМА. Её вы увидите и оцените в стихотворении Лермонтова "Тучи"

            Вечно холОДНЫЕ, вечно свобОДНЫЕ -
            Нет у вас родины, нет вам изгнания...

    Как нравится мне басня Крылова "Осёл и Соловей"! Здесь встретим блестящие образцы звукописи:

Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защёлкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался...

    Учась у классиков, постарайтесь использовать в вашей речи и другие средства звуковой выразительности. Яков Козловский напоминает нам об одном из них:

День вступил в свои права, /Постучались в дверь слова.
Я открыл им. Что за чудо? /Предо мною близнецы.
Я спросил их: "Вы откуда /появились, молодцы?"   
Отвечают мне слова: "Заверяем, голова,
Что и раньше с нами встречи /Ты имел наверняка.
Мы слова из русской речи /Из родного языка!
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность.
Потому не торопись. Не всегда нужна поспешность.
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки, смысл запрятан в серединке.
СХОЖИМ ЛИЦАМ ВОПРЕКИ МЫ ПО СМЫСЛУ ДАЛЕКИ.

          О чём говорит нам автор? Что это за удивительные слова?! Да это же

  ОМОНИМЫ (от греч. «homos» - одинаковый + «onyma» - имя) –  звучащие одинаково, но совершенно разные по значению слова:

     брак (супружество и испорченная продукция), мир, ключ, коса, кран и т.п.

На этом явлении основаны замысловатые стихи. Автор - поэт 19 века Д.Минаев:

      В полудённый зной на Сене
      Я искал напрасно сени,
      Вспомнив Волгу, где, на сене
      Лёжа, слушал песню Сени:
      "Ах вы, сени, мои сени..."

 Или современные стихи. Автор - Д.Лукич:

      Много разных есть ключей:
      Ключ - родник среди камней,
      Ключ скрипичный, завитой,
      И обычный ключ дверной...

Чаще всего омонимы используются поэтами в каламбурах. Например:

У которых есть, что есть, -
                те подчас не могут есть,
А другие могут есть, да сидят без хлеба.
А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть, -
Значит, нам благодарить остаётся небо!
                (Р.Бёрнс, перевод С.Маршака)      

 Различают среди омонимов:      

    ОМОФОНЫ (от греч. «homos» - одинаковый +«phone» - звук) – слова, одинаково звучащие, но имеющие различное написание и значение:

     лук – луг, прут – пруд, лиса – леса, водица – водиться, парок – порок – порог, прожевать – проживать, спица - спиться, кампания и компания  и т.п.

Говорила пони мать:
- Сын мой, надо понимать,
Ты не конь, тебе не след
Оставлять на скачках след.
Ни к чему менять карьера.
У тебя своя карьера.        (Я.Козловский)

   ОМОФОРМЫ ( от греч. «homos» - одинаковый + лат. «forma» - форма) – слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах:

                лечу (от лечить и лететь),   
      три (числительное и глагол от «тереть»). Можно вспомнить загадку:
   "Три быка в воде, сколько хвостов будет?" (Здесь два правильных ответа!!)

Ещё одну загадку произносят очень быстро: "На балконе ходят?" - чтобы собеседник услышал: "На бал кони ходят?" Звучат эти вопросы совершенно одинаково!

Поинтересуйтесь: "Что делал слон, когда пришёл Наполеон?" (Или "...на поле он") 
   
Другие примеры омоформ: пила, печь, вели, дали, души, простой, косой, походит и т.п. Пример каламбура с использованием этих средств:

Сев в такси, спросила такса:
- За проезд какая такса?
А водитель: - Денег с такс
Не берём совсем. Вот так-с!             (Я.Козловский)

    ОМОГРАФЫ (от греч. «homos» - одинаковый  и «grapho» - пишу) – слова, совпадающие по написанию, но имеющие разное ударение и значение:

замОк и зАмок(дверной замок и дворец), мукА и мУка, пИли и пилИ, жилА и жИла, дорога, гвоздики, плачу, ворот, пищи.

   Комический пример.
      Вышел на арену цирка клоун. Выпил ложку лекарств из большой бутылки, ходит и пищит:"Пи-пи-пи!"
- Что случилось? Почему ты пищишь? - спрашивает другой клоун.
- Как почему? Вот тут, на бутылке, написано: "По одной ложке после приёма пищИ!
- Ну-ка, дай прочитаю! "После приёма пИщи!" Эх ты, грамотей! ПИщи, а не пищИ!!
- Ничего не понимаю! ПищИ или пИщи? Пойду-ка к доктору: пусть объяснит!!

    Есть и стихи. Конечно, Якова Козловского:

Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окунИ.
Не бойся: это Окуни!
    Пересохла глина,
    Рассердилась Нина:
    - Не мукА, а мУка -
    Поварам наука!
КОсит косец,
А зайчишка косИт.
ТрУсит трусишка,
А ослик трусИт.
   Иголка ходит вверх и вниз,
   Вот листья появились.
   Конфета вкусная ирИс.
   А нитки - это Ирис. 

      Есть и загадки, например: Каковы значения следующих 18 слов:
ПОРА, ПАХНУТЬ, ТРУСИТЬ, ИЗБЕГАТЬ, УГОЛЬНЫЙ, ПИЛА, МУКА, ПОЛКИ, ЖИЛА.

  Я не ошиблась. Если вы измените только ударение в этих словах, то получите совершенно другое слово!
 
    Ещё одно важное явление - ПАРОНИМЫ. Это слова (чаще всего однокоренные), близкие по звучанию, но разные по значению

    праздничный и праздный,
    спорный и спорый,
    генеральный и генеральский,
    конный и конский...

  Их необходимо строго различать, иначе может случиться, что "археологи найдут ОПЕЧАТКИ, а в газетной статье появятся ОТПЕЧАТКИ.
 
    Или: Дети мастерили подделки из дерева, а художник создал поделки.

    Помните: ОДЕТЬ (кого? ребёнка) - НАДЕТЬ (что? на кого?)
             ОПЛАТИТЬ покупку - УПЛАТИТЬ за покупку
             ПРЕДСТАВИТЬ отчёт - ПРЕДОСТАВИТЬ слово, отпуск
             ЯЗЫКОВОЙ барьер - ЯЗЫКОВЫЙ паштет (из языка)
             ПРАКТИЧНЫЙ человек - ПРАКТИЧЕСКАЯ польза
             ОБИДНЫЕ слова - ОБИДЧИВЫЕ люди
             
     Примеров смешения паронимов можно привести много. Встречаем:

            БЕРЕЖНЫЙ человек - БЕРЕЖЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ (А надо наоборот!) Или:
            ДРУЖЕСКИЙ визит - ДРУЖЕСТВЕННЫЙ разговор (Исправьте сами)
       
  На этом приёме часто строятся скороговорки. Попробуйте быстро произнести:
            Купи кипу пик.
            Идёт с козой косой козёл.
            Добр бобр до бобрят.
               
     О значении звукописи выразительно сказал поэт Н.Заболоцкий в статье «Мысль – образ – музыка»:

   «Сочетания трудно произносимые, где слова трутся друг о друга, толкаются и наступают на ноги, - мало пригодны для поэзии. Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюблённые в лесу, подмигивать друг другу, подавать тайные знаки, назначать друг другу свидания и дуэли».

   Подведу итог строфой из стихотворения Вс.Рождественского "В родной поэзии совсем не старовер":

        Дай бог нам прадедов наследие сберечь,
        Не притупить свой слух там, где ему всё ново,
        И, выплавив строку, дождаться светлых встреч
        С прозреньем Пушкина и красками Рублёва...


Рецензии