Белгород с железнодорожной платформы

Кабинет автора Ларин Ларь
 
Текст произведения «Белгород с железнодорожной платформы»

Белгород с железнодорожной платформы.


«Ежедневно меняются моды!»

Помнится, покойный дядька добрался из Белгорода к нам в поселок Майский весь покоцаный, и матери пришлось его стирать, поливать йодом и забинтовывать. Причина проста: неудачно спрыгнул с проходящего поезда. Скорый, шел через Белгород без остановки по могучему Союзу Советских Социалистических Республик прямо в Харьков. (80км.)

Время стоянки поезда – понятие относительное. Оно гораздо в меньшей степени ориентировано на статус населенного пункта, чем о том привыкли судить проезжающие пассажиры. «Ты всё еще живешь в этой дыре – Белгороде? Там поезд стоит две минуты!!!» 10 минут занимает смена локомотивной бригады. Надо думать прямо с тепловозом! Иначе его заправка водой, топливом и проверка обойдется еще дольше! А смена тепловоза не всегда падает на крупный город. Хотя обычно стараются совмещать!

При советах у нас смена локомотива происходила ближе к границе. В первые годы после разделения республик там же проходила и таможня. Теперь поезда в Белгороде стоят по часу! Весь город осмотреть можно! Есть смысл вообще отказаться от прямого маршрута. Многие теперь так и делают! Доезжают до Белгорода. Слазят. Гуляют по городу. Купаются на прилежащем к ж.д. вокзалу пляже. Удобно! Объявы дежурного по станции слышны.

НО! Украина перекрыла сообщение. Война. Поезда на юг идут теперь в обход через Воронеж и Ростов. Вот-вот закончат объездное полотно, чтобы совсем без захода на Нэзалежню!

Но это дело зряшнее!
Ты для меня вчерашняя
 Раздетая и жалкая
 Как в лихорадке жаркая!

То есть объездная на всякий случай хорошо! Но войны не вечны!!! Харьков, всё таки, красивый и крупный город, чтобы его игнорировать. Одно время был столицей ВОСТОЧНОЙ Украины. Да и сейчас дать волю жителям… Как не крути, но Русских здесь по прежнему считаю БРАТЬЯМИ.

Следует сказать, что Белгород со стороны Курска проехать трудно. Во первых, от платформы Вислое и уже до самого города идет жилой массив, который не прерывается. Во вторых, начинается с правой стороны по ходу поезда Белая гора. Это примерно десять минут ходу от вокзала. Явный сигнал одеваться и собирать вещи. Занимать место у выхода в коридоре.

Итак Вы в Белгороде, на ж.д. вокзале. Прежде всего, что я хотел бы сказать Вам, для общего, так сказать, развития: ЭТО ЦЕНТР ГОРОДА. Сто метров туда – обратно роли не сыграют! Конечно, если строго подойти к делу, центральная площадь города находится примерно в километре справа по ходу поезда. И до нее десять минут пешком. Но все это и есть центр!
В Белгороде центр – понятие круглое и плотное. Он не разбросан. И вот так от вокзала до стадиона (улица Богдана Хмельницкого ) От Везелки до стадиона повдоль. (4 улицы параллельно.) Центральный рынок, что весьма удобно, находится так же недалеко (выше центральной площади ровно на два квартала.) Туда идет масса автобусов, маршрутных такси и троллейбусов. Но пешком быстрее. Да и познавательней.

Если Вы от железнодорожного вокзала пройдете вверх два квартала, на повороте увидите гастроном. В народе его называют Тещиным, потому что недалеко в частном доме жила теща Леонида Ильича Брежнева. Это уже район «Савино».

Так что изучать магазины и архитектуру можно, как говорится, не отходя от кассы! Не следует забывать и про пляж! Не лишнее в жару публичное место. Если вы только что сошли на платформу, то впереди у Вас на горизонте Харьковская гора во всей своей красе. Сзади Вы только что проехали Белую Гору. Срытую уже основательно мать прародительницу города – крепости. Справа вплотную центр города. Слева пляж. С виадука можно рассмотреть местность немного отчетливее.

Процедура осмотра города тоже весьма не сложная. Можно начать с центра, и наблудившись вдоволь уехать в любом направлении. Вот, допустим, Вы еще стоите на платформе. Перед Вами прямо по курсу Харьковская гора. Самая лучшая точка на ней в смысле обозрения площадка университета имени Шухова. Наблудившись, вы едете на эту площадку и видите с нее тот же ж.д. вокзал, пляж, Реку Северский Донец и центр города.

Бонусом Вы увидите Старый город (справа) и весьма древний и своеобразный район Пушкарного (Либо Белгорода Сумского, либо Сапруновки – частные домики внизу, непосредственно под Вами.) Кроме того, будет виден и еще один древний, славный и своеобразный район Савино. Вверху справа, выше ж.д. вокзала. Белая гора с крестом и самая высокая точка северной части города Район Кинотеатра «Радуги» и улицы Гагарина. Туда Вы тоже потом сможете съездить, используя подсказки прохожих: «Как мне отсюда добраться в район Радуги?»

Теперь, запомните еще один ориентир: Здесь, с достаточно высокой точки обозрения, Вы сможете лучше определить стороны света. Теперь, если Вы смотрите на ж.д. вокзал и Северский Донец, слева у Вас будет Восток. Там у нас район города Болховец. Где то в районе цемзавода есть указатель с километражем до Лондона, Парижа, Таллина… Но далеко! Пешком идти не советую!

Пригородные села Стрелецкое, Пушкарное и Драгунское (дань временам охраны южных рубежей РОССИИ Белгородской оборонительной чертой. Далее районы Томаровский, Грайворонский (Интересный город Грайворон! Типично хохлятский!) и, далее Украина, дорога на Суммы. Вверх и чуть влево дорога на Москву (через Курск в 140 километрах). Вправо Воронеж 265 км. Ниже дорога на Шебекино (30км.) Весьма комфортная! И Село Крутой Лог. Можно считать дальним окончанием городской черты. Вместе с городской конгломерацией, селом Разумное (пригород)

Сзади у Вас за спиной будет дорога на Харьков (72 км. Объява. Путаница следопутов) и поселок Майский. Майский расположен на возвышенности. Виден с Белгорода. И из поселка, особенно с крыши студенческой девятиэтажки прекрасно видны все окрестности на много километров!

Поездку поперек города от Болховца до Крутого Лога можно предпринять для общего развития. К тому же там за Болховцом крутой затяжной подъем с вершины которого все окрестности тоже видны прекрасно, особенно в сумерки при въезде в Белгород со стороны Томаровки. Внезапное море огней с трех сторон!
Со стороны Шебекино (Крутого Лога) ничего подобного не замечено.

Если предпринять поездку с поселка Северного (пригород со стороны Москвы) до поселка Майского на юге, Вы проедете город повдоль. Причем по центру и вдоль и поперек! С Майского хороша площадка осмотра на посту ГАИ. С Северного ничего особенного кроме начала двух объездных дорог слева и справа города и двух колец неизвестно для чего нагороженных на трассе.
Имейте в виду так же, что, хотя у нас улица Богдана Хмельницкого (памятник которому с двумя перьями во лбу стоит на остановке Родина, хотя кинотеатр Родину уже давно снесли). Справа сквер до центральной площади. Слева вид на монастырь… Хотя у нас Богданка и центральная улица города, но за ней в смысле слева (если ехоть с Югов!) ловить и смотреть нечего. Болховец, район Жилая, Заводские переулки, Мелкарьер и винзавод - зрелище на любителя Там еще оптовка в ****ях затерялась. Харьковская гора довольно самостоятельный район и в нем тоже есть что посмотреть.

Пока Вы не ушли с платформы вокзала, сориентируйтесь, сделайте выбор! Магазины здесь в городе вокруг, в большом количестве. Жратву в ларьках на платформах, естественно, лучше не покупать, она там дорогая. Хотя летом по платформам должны бегать бойкие бабушки с запасами снеди: пирожки, семачки, вареная кукуруза, водка, жареные раки, лук, укроп…


Знакомиться с культурно историческими особенностями города и края лучше всего посетив музеи. Все они находятся в куче! В центре. И располагаются в пяти минутах ходьбы от остановки Родина. Влево по парку. От центральной площади. На ней самой снизу драматический театр. Сверху областная администрация. Обелиск в честь города героя, часовня…
В нижнем левом углу археологический музей, Диорама «Курская битва Белгородское направление», Куча танков, пушек и самолетов… Выставка живописи… Далее к ж.д. вокзалу еще какой то музей и музыкальная консерватория, недалеко от консервного завода. И еще дальше театр «Жоперы и балета» (На самом деле нечто вроде концертного зала с органом. Бывший д.к. «Железнодорожник» Бронепоезд где то там затерялся в переулках. Тоже музей железной дороги.
Есть музей телеграфа. Литературный музей. (Колька Ушаков там работал. Приятель мой по дерьмократическим приключениям, голодовке на площади например!)

Белгород во время великой отечественной войны переходил из рук в руки четыре раза! Если брать южную его часть. А еще было неудачное наступление советских войск, которое захлебнулось в центре города. Так что северная его часть переходила из рук в руки шесть раз. Хотя и всего на несколько часов. Фронт шел фактически по Северным окраинам.
Но и не это самое главное! Главное то, что его брали ШТУРМОМ. А ШТУРМ ЭТО АРТПОДГОТОВКА, ТАНКИ, прокладывающие себе дорогу по хатам. Это взрывы, кровь и автоматные очереди.
После сказанного можно представить себе масштаб разрушения. По данным авторитетной книжонки, после освобождения в Белгороде насчитывалось живых всего около трехсот жителей и ни одного целого здания!

Не все порушенные хибары, конечно, исчезли безвозвратно. Кое-что удалось восстановить. Но в целом город создавался после войны на пепелище и по новому плану. Я знаю в Белгороде всего два здания со сводчатыми потолками: Старая тюрьма напротив рынка и здание бывшего пивзавода на Родине.
Хотите увидеть довоенную архитектуру, поезжайте в город Обоянь Курской области. Всего в восьмидесяти километрах. Та же война, но в рамках приличия! За одно и в Прохоровку заскочите (в шестидесяти километрах от Белгорода) Там отгрохали музей Курской битвы и танкодром. Столько ржавого военного металла в одном месте!

От ж.д. вокзала в центр ведут пять улиц. С низу вверх это Проспект Ленина (Ныне Свято-Троицкий бульвар), Ул. Фрунзе (Ныне Проспект Славы), Коммунистическая (Преображенская), Народная (Ныне Народный бульвар), и Литвинова (Ныне Белгородский проспект).

Нижняя улица (Ленина) непосредственно упирается в центральную площадь. Верхняя (Литвинова) проходит по Северной границе центрального рынка. Улица Народная идет по южной границе рынка и упирается в «Стадион» на Богданке.
Стадион и ул. Литвинова тоже в районе пересечения с улицей Богдана Хмельницкого являются крупными узловыми остановками транспорта и пересадочными пунктами.
Улица Ленина – старая улица. На ней видны еще следы царской архитектуры. Исторический центр! Сюда по мосту через Везелку в город въезжала императрица Екатерина. О чем возле музея сообчает пограничный столб.
Огромная территория квартала раньше принадлежала мужскому монастырю. И подземных ходов там, надо думать, не меряно. Сейчас квартал захирел и скоро будет перестроен полностью. На этих трех улицах основное количество магазинов.
На Литвинова и Народной меньше! В районе рынка по другую сторону улицы Литвинова парк имени Ленина, бывшее немецкое офицерское кладбище.
Улица Литвинова и Народная к вокзалу упираются в ресторан «Золотой Лев». Сверху ресторана проходит дорога, ведущая через Локомотивное депо и железнодорожные путя на пляж. Путей около 20 штук. (Сорок рельсов с крестовинами, стрелками и т.д.) Что с Севера, что с Юга на пляж примерно 20 путей. С виадука южный вход на тот же пляж (по рельсам можно не идти!).
Два удобных входа всего! И они совпадают с Северной и Южной центральными улицами. Ближайший крупный гастроном (даже два в одном здании) находится в квартале от Привокзальной площади. Напротив воинской части. Там же посередине еще магазин «Тысяча мелочей» Названий достаточно, чтобы получить любые разъяснения.
Ниже магазин электроники и еще чего-то там. «Славянский Привоз» Возле самого консервного завода по ул Пугачева. Автомобильный мост через Северский Донец на Шебекино и Старый город, тоже достаточно хорошая смотровая площадка.
Отсюда по переулочкам самая короткая дорога на смотровую площадку университета Шухова на Харьковской горе. Прогуляйтесь по частной застройке Супруновки.
Только не уклоняйтесь налево. Там сосновый бор а в нем КОЛОНИЯ СТРОГОГО РЕЖИМА. «СОСНОВКА». НО зато дальше пляж «Пескарьер» и Село «Старые ПЕски», превращенные застройкой нуворишей во Французскую Ривьеру.


Рецензии