Герои, которых нет

     Всероссийский литературный конкурс «Герои Великой Победы 2018» я нашел в Интернете легко. На главной странице сайта было с гордостью написано: «Конкурс проводится под патронажем Российского военно-исторического общества». Министерство обороны РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры РФ, Российская государственная библиотека, Издательский дом «Не секретно»....

     Информации о составе жюри почему-то не оказалось. Список оргкомитета сиял известными именами. Председатель - Мединский Владимир Ростиславович, министр культуры РФ; заместитель председателя – Пуликовский Константин Борисович, генерал-лейтенант; Буздыган Владимир Данилович, директор департамента культуры Министерства обороныРФ, Иванов Николай Федорович, председатель правления Союза писателей России; Рябов Олег Иванович, генеральный директор конкурса «Герои Великой Победы»....

     Организаторы были не слишком придирчивы к произведениям участников. Правда, литературный конкурс напоминал сувенирный магазин: продавалось все, – от дипломов до медалей. За Почетный знак призера конкурса, например, просили  семьсот пятьдесят рублей. Администрация конкурса, очевидно, не знала, что призеров награждают бесплатно. Все-таки, люди это заслужили.

     В Положении говорилось: «Дирекция конкурса не указывает причину, по которой работа не была допущена к конкурсу». Вроде ничего компрометирующего, – хозяин что хочет, то и делает, но после такого заявления можно не исправлять свои ошибки и не извиняться за них. Ведь автор, принявший участие в мероприятии, автоматически соглашается со всеми условиями.

     Далее мое внимание приковали такие строки: «Все конкурсанты, допущенные к участию в конкурсе, по своему желанию, могут получить сертификат участника конкурса в печатном виде. Сертификат является свидетельством подтверждающим участие в конкурсе». Если так, зачем он нужен? Просто как фото, которое дарят на память? Но вряд ли есть, что вспомнить, если ты не попал даже в список финалистов.

     Хотя в справедливом определении победителей я очень сомневался,  любопытства ради решил участвовать. Попал только в лонг-лист. Терпеливо дождавшись объявления лауреатов, прочитал первое попавшееся стихотворение призера Станислава Пенявского «Город-герой» (произведение предыдущего автора в списке не нашел). Мои подозрения превратились в уверенность.

СТИЛЬ

     «Пред тобой НА КОЛЕНИ поколенья встают».
У могил и памятников не встают на колени, а лишь снимают головные уборы.

     «Сталинград, Сталинград – неприступная крепость, ты врагу его путь своей грудью закрыл….И страницу в бессмертье ДЛЯ СЕБЯ ты открыл».
Сталинград сражался не за свое бессмертие. Он защищал страну от фашизма.

     «СТАЛИНГРАД – НАД ВЕЛИКОЙ РЕКОЮ. ТЫ В ОГНЕ И В РУИНАХ, но не сдался врагу. Весь народ как один за тебя встал стеною, для России в тяжелом, 43-м году».
В настоящем времени Сталинград никак не может быть в огне и в руинах.

     «Ты врагу его путь своей грудью закрыл. ТЫ в тяжелых боях показал свою верность  и страницу в бессмертье для себя ТЫ открыл».
     Если первые два повтора местоимения оправданы, то третий – нет. Это уже не художественный прием, а просто недосмотр.

     «Для России в тяжелом, 43-м году».
     В художественном тексте числительное пишется не цифрами, а буквами.

РИТМ

Сталинград, Сталинград - героический город,  – – / – – / – – / – – / –
О тебе свою песню я с признаньем пою.   – – / – / / – / – / – – /  Сбой ритма. – 1
Ты красив и велик, своим подвигом молод,   – – / – – / – / / – / / – Сбой ритма. – 1
Пред тобой на колени поколенья встают. – – / – – / – – – / – – /. Сбой ритма. – 1

Ты врагу его путь своей грудью закрыл.   – – / – / / – / / – – / Сбой ритма. – 1
Ты в тяжелых боях показал свою верность – – / – – / – – / – / / – Сбой ритма. – 1
И страницу в бессмертье для себя ты открыл. – – / – – / – – – / – – / Сбой ритма. – 1

Ты в огне и в руинах, но не сдался врагу.   – – / – – / – – – / – – /  Сбой ритма. – 1
Весь народ как один за тебя встал стеною,
Для России в тяжелом, 43-м году.   – – / – – / – / – / – – / Сбой ритма. – 1

Сколько крови и слез, сколько пота пролито,  / – / – / – / – / – – / – Сбой ритма. – 1
Сколько лучших сынов там осталось лежать.  / – / – – / – – / – – / Сбой ритма. – 1

     Вертикальная черта – ударная гласная, горизонтальная – безударная. На схемах строк видно, что ударение часто падает не туда, куда надо. Это плохо, потому что текст лишен напевности и динамики, трудно читается и запоминается.

РАЗМЕР

Сталинград, Сталинград - героический город,   Слогов: 13
О тебе свою песню я с признаньем пою.   13
Ты красив и велик, своим подвигом молод,   13
Пред тобой на колени поколенья встают.   13

Сталинград, Сталинград – неприступная крепость,   13
Ты врагу его путь своей грудью закрыл.   12 Сбой размера – 1
Ты в тяжелых боях показал свою верность   13
И страницу в бессмертье для себя ты открыл.   13

Сколько крови и слез, сколько пота пролито,   13
Сколько лучших сынов там осталось лежать.   12 Сбой размера. – 1
И сегодня стоят те бойцы из гранита,  13
Часовые войны- им бессменно стоять.   12 Сбой размера. – 1

     Нарушение размера строк, как и ритма, отрицательно сказывается на напевности текста.

     По ряду причин, сравнивать «Город-герой» со своим стихотворением я не буду, но никогда не поверю, что из шести тысяч текстов жюри не смогло найти более достойное произведение. Слишком уж много недостатков для призового места. Добавьте к ним странности Положения. Скорее всего, читатель, вы сами придете к выводу, что конкурс «Герои Великой Победы» - дилетантский, от работы организаторов до литературного анализа жюри. Это мероприятие ежегодное, но вряд ли оно станет лучше в будущем.


Рецензии
Ага! Вот оно! Прочитал.... Интересно, как сильно и чем его кусал холод?Как часто герой повторял, что загнётся фашистская гадость? И почему "гадость"? Фашизм - это политика, преступная для нашего восприятия и для всего мира в целом, но не гадость. "..И пули грозили на поле большом".... А на маленьком поле, что, не грозили? "...И страх останавливал мерзкий...." Страх, он или большой или маленький, но он не мерзкий, он просто страх. И амбразуру герой закрывал наверное, чтоб меньше погибли его друзей, а реки здесь при чём? Короче! Даже будучи членом трёх Союзов писателей, это стихотворение, (а я бы сказал, писанина), - ПУСТОЕ! Кстати, зайдя на вашу страницу в Стихи.ру, прочитал на выбор несколько стихов, и сделал вывод, если вас хвалят, то это такие же бездари как и вы. Извините.

Пётр Карауш 2   16.07.2022 14:58     Заявить о нарушении
"И холод кусал беспощадно его".
Петр, нет человека, чьи пальцы и щеки не щипал бы мороз. Это олицетворение холода с человеком.

Как часто герой повторял фразы о гадости, неважно.

"Фашистская гадость" - это эпитет, показывающий, насколько отвратителен фашизм.

В этом случае, пули грозили на большом поле.

Страх может быть мерзким, - например, когда он совершенно не нужен.

А реки тут притом, что надо читать пояснения.
"Закрыл амбразуру собой, чтоб потом ожили советские реки*".
*Подвиг Александра Матросова позволил выбить немцев из деревни Чернушки. То есть герой пожертвовал собой ради советской страны, своей Родины.

Будучи членом трех союзов писателей, вы, Петр, классическую литературу вряд ли читаете. И напрасно, потому что у классиков есть, чему научиться. Есть, чему научиться и у современников, - у опытных наставников. Учитесь, размышляйте, и делайте выводы. Однако избегайте выводов скоропалительных.

Александр Рубис   16.07.2022 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.