47-й Блиц-Преферанс. Итоги!

Друзья, подведём итоги!

Итак, наши победители:

1-е место (300 баллов) – стихотворение №10, автор Татьяна Игнатова.
2-е место (250 баллов) – стихотворение №7, автор Мария Абазинка.
3-е место (по 200 баллов) разделили два стихотворения – №9, автор Майя Ян, и №1, автор Юляюлия.

Очень приятно встретить весну такими замечательными стихами!

Их можно прочитать здесь: http://stihi.ru/2019/03/03/6292

Всех призёров поздравляем! И желаем весеннего, радостного настроения!

Всем участникам – огромное спасибо за азарт и пожелание успехов в следующий раз!

До встречи в ближайшую пятницу!

Ведущая  Анна-Верба


Рецензии
Всех поздравляю с весной и с весенним настроением в стихотворениях!

По просьбе Марии Абазинки сделаю краткий обзор и не только её стихотворений, но и остальных, занявших призовые места, чтобы объяснить, почему поставила такие оценки, а не иные:

1)Очень рада, что №7 заняло 2 место! Поздравляю Марию! Мои баллы 10 – ей. Замечания нашла только: Как это по весне оказалась закрытая зарослями беседка? Сухие ветки не убрали? Меняется схема рифмовки в катренах по непонятному мне признаку. Гармонии не увидела. Стыки фонетики: т-т, весеННЕЙ-Негою. Но по сравнению с другими работами – это лучшее, нмв.

2) Номеру 9 я поставила 9 баллов, потому что нашла в нём весеннее настроение и пришлось закрыть глаза на то, что ЛГ «простужена немножко март холодный и апрель.». «Из постели выйти лень.» Значит, героиня 2 месяца не выходит из постели. А где первый шаг весны, если речь идёт о 2 месяцах. Или прочтение, что сама весна – первый шаг к чему-нибудь. Фонетика: но-не, к-х.
(Мне интересно узнать, за что моё стихотворение получило 4 балла от этого автора).

3)Я поставила 6 баллов №1, из-за множества пиррихиев, если принять во внимание, что первые строки задают ритм
/_ /_ _ /_ /
Особенно ярко звучат : повЕрженныЕ.
И ещё сбой ритма на «Его», «хрАнит», «свОи», «Опять». Фонетические стыки: к-г, н-н, о-о,м-м, же-ще. После «значит» нужна запятая. Как это город над рекой – тоже не понятно. С какой стороны надо на него смотреть? Но стихотворение самобытное и пленяет таинственностью и необычайностью природных особенностей, видимо, северной урбанизации.

----------------------------

И как обещала, ещё одно стихотворение Марии Абазинки, остановлюсь на нём более подробно:
4)«Весенний спондей»
Не поняла почему так именно названо стиховторение... Объясню.
Спондей, в отличие от пиррихия - это лишнее ударение в двусложном размере, ямбе и хорее. Такого размера в общем, как спондей, я, лично, не знаю. Вообще в двусложных размерах допускаются и пиррихии и спондея, смотря, правда, где. Так вот, называя стиха спондеем, подразумевается, что везде будут одни спондеи, т.е. ожидается от текста, что он должен рассыпаться, как горох. И в этом могла бы быть своя изюминка, но что мы видим в данном произведении, для краткости спондей я буду обозначать С, а пиррихий П:

Всё! Солнце во всю силу! – = С+С
Загорать! = П
Встать свежей и красивой, = С
Новой стать!
Раз первый день весенний – =С
Шапку сбрось,
Чтоб счастья настроенье = П
Родилось. = П
Мир ветрено теплеет; =С+П
Сочиню = П
Стих, радостным спондеем, =С+П
Про весну!
Что вымыть, Дух Господний? –
Покажи =П
Что вымести сегодня = П
Из души?
Кот в марте – страх собаке, =С
Кто же я?
Дам каждому бродяге - = С+П
Три рубля!
Что радостно и нежно -= П
На устах? –
Ах, почки! Ах, подснежник!
Верба! – Ах!

Как видно по тексту пиррихиев в нём больше. Написано ямбом с пиррихиями и спондеями, как обычно. Фонетика: Всё-Солнце. Дают каждому ПО три рубля, а не три рубля (на всех?) По идее – весеннее настроение, но шапку сбрасывать рано в марте, это точно. Сомнение насчёт фразы: «Что вымыть, Дух Господний?» Речь идёт о домашней уборке? Если нет, то эта фраза как-то должна прозвучать по-другому. Что исправить, что мне очистить? Очищение…
И весьма сомнительна фраза с точностью наоборот: «Кот в марте – страх собаке».
Коты уставшие, битые, больные, озабоченные, часто становятся жертвой бродячих собак. Можно сказать, на больную мозоль. Два мои кота пали смертью храбрых в неравных сражениях и не только они… Что опустел наш посёлок, коты под окнами не орут. Собаки только бегают. Раньше их вылавливали… И ещё стихотворение несколько написано лозунгами, как речёвки, которые выкрикивают на площади. Только потом понимаешь, что ЛГ обращается сама к себе.
Так что, прошу прощения за личностный подход, ведь поэзия - это в первую очередь восприятие.

Этому стихотворению я поставила 5 баллов.

Татьяна Игнатова 5   06.03.2019 17:52     Заявить о нарушении
Татьяна, спасибо за подробный разбор и конструктивную критику. Мне это очень важно. По поводу рифмовки в № 7.. Вы пишете: "Меняется схема рифмовки в катренах по непонятному мне признаку. Гармонии не увидела." Отвечаю: в этом стихотворении использована Онегинская строфа:
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!»

В Онегинской строфе 14 строк с чередованием мужской и женской рифмы:
ж
м
ж
м

ж
ж
м
м

ж
м
ж
м

м
м
В моих 14 строках точно такая же рифмовка. И я добавила, в виде эксперимента ещё 4 строки с подобной рифмовкой, но такой, которой у А.С. Пушкина в "Евгении Онегине", нмв, не хватало:
м
м
ж
ж
А в заключении - 2 строки с мужской рифмовкой, как обычно, в ЕО.

По № 4:Стихотворения, написанные спондеем, встречаются редко. Поэты применяют этот метр в сочетании с другими традиционными стихотворными размерами. Например:
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С.Пушкин)

Ритмическая схема строфы: ямб, где в 1 и 3 строке первые стопы – спондей.
11 01 01 01 0
10 01 01 01 0
11 01 01 01
01 01 01 01

Схема моего стиха:
Первая строка: спондей + хорей
Вторая строка: хорей с усечённой второй стопой и далее т.п.
//-/-/-
/-/
//-/-/-
/-/
Ну конечно, не без пиррихиев.
В общем, это были два моих эксперимента..) Ну скучно мне писать, как многие, иногда хочется попробовать неизведанное, почудить..))

Мария Абазинка   06.03.2019 18:55   Заявить о нарушении
Мария, я понимаю, никто не любит, когда скучно. Но поймите меня правильно, как можно называть Онегинской строфой 20 строчный текст, часть которого взята с этой твёрдой классической формы, и ещё к нему что-то прилеплено!!! Вы думаете я не крутила и так и эдак Ваш текст? Вы думаете, я не писала этой строфой? Это моя любимая строфа и я писала ею не один раз! Но простите, не этот случай... Лезут в голову примеры из музыкальных шедевров, если бы в них к основной теме приписать пару-тройку тактов... Кажется что-то было у юмористов.

И наконец. Есть стихотворный размер, к примеру: ямб, хорей. Но...

Спондей - СТОПА, состоящая из двух долгих слогов. В квалитативной силлаботонике спондей трактуется как ямбическая стопа со сверхсхемным ударением.

Сравните:

Хорей – двухсложный стихотворный РАЗМЕР с ударением на первом слоге.

Размер стихотворный – последовательно выраженная форма стихотворного ритма.

Стопа́ (др.-греч. πούς, лат. pes, нога, ступня) — структурная единица стиха; группа слогов, выделяемая и объединенная иктом, ритмическим ударением в стихе.

-----------------
Поэтому относить спондей к стихотворному размеру - безграмотно. Это стопа, как единица измерения.
Писать спондеем нельзя. Ибо это будет односложный размер по всей строке. И уж это точно не Ваш случай.

Вот, где-то так...

Татьяна Игнатова 5   07.03.2019 00:03   Заявить о нарушении
Татьяна, я согласна с Вашими замечаниями, всеми. И хорошо, что есть тот, кто ставит на место "загулявшегося" в фантазиях поэта..)) И всё же - наверное, я упрямая слишком. Такие мысли: говоря о классике в музыке, поэзии - несомненно, есть нерушимые образцы и авторитеты. Но всегда есть и будут фантазёры, пишушие вариации на темы классиков, наивно пытающиеся что-то "добавить" или "улучшить, довести до совершенства или расширить" жёсткую классическую форму. Например, есть жёсткие требования музык.гармонии: тоника-субдоминанта-доминанта-тоника", однако, в ничего не знающих о классических нормах блюзовых мотивах чернокожих американцев всегда было иначе: тоника-доминанта-субдоминанта-тоника. И сейчас, в современной музыке джазовых направлений это уже норма, а не нарушение классики.
Подобно и в поэзии - фантазия поэтов всегда двигала поэзию. Искусство всегда развивается, ему тесно в канонах, ведь иначе не будет творчества. Ошибки естественны, пробы часто признаются неудачными, но мы ведь учимся..)
Это как: нельзя любить женатого - а любится..)

Мария Абазинка   07.03.2019 15:20   Заявить о нарушении
Мария, всегда ищу в форме гармонии. Гармония - это ритм и такт. Онегинская строфа - это как единица целого. Но поймите, без "Евгения Онегина" вряд ли она бы сама по себе смогла стать классикой. Вы меня понимаете? В ритмическом повторении рождается гармония. Здесь же мне не удалось её найти, не за что было зацепиться, простите. Я имею в виду стихотворную форму. Даже когда пишут Онегинской строфой лучше писать не одну строфу. Если бы Вы написали не одну строфу заданным рисунком, возможно, возникла бы какая-то гармония, а так я её не увидела.

Татьяна Игнатова 5   07.03.2019 15:30   Заявить о нарушении
Понятно, Татьяна. Скорее всего - Вы правы. Но есть в моём характере какая-то такая черта.. провокационность, что ли.. Наверное, поэтому я так поступаю - пишу подобное, чтобы привлечь, или сделать вызов (мягкий, конечно..)) Уж простите. А, вот ещё о спондее: слушаю, как с угла крыши подъезда капает на асфальт так сильно, размеренно, равномерно: "кап-кап-кап" и стих сам внутри складывается - сплошной спондей. Или в сочетании с другим ритмом. Ну что за ритм? Как его назвать? А когда сердце колотится сильно - это же тоже спондей!
Для меня спондей - это стопа, разумеется. Но и ритм - тоже. Нет, не размер, но - ритм! Это моё личное восприятие такое. Отсюда и название моего стиха "Весенний спондей" (в смысле - ритм). А ещё вот что я нашла у любимого мною Даниила Андреева:
Дальше, ниже!.. Где, за Ахероном,
Охраняя девственный приют,
Кружат луны в траурных коронах
И поют, волшебные, поют!
Где морей свинцовых и чугунных
Глухо бьёт размеренный спондэй —
Глубже! в хаос! ниже всех подлунных,
К ней! Лишь — к ней!

(Романтический запев. Материалы к поэме Дуггур)

Мария Абазинка   07.03.2019 15:56   Заявить о нарушении
Мария, я Вас поняла, но сравните, пожалуйста:

"Сочиню
Стих, радостным спондеем"

"Глухо бьёт размеренный спондэй"

Он может бить в начале строки, ещё как-то, но выражение "сочиню стих", да ещё "радостным спондеем", где само слово "стих", как чих, не из мира возвышенной поэзии, уже говорит про размер. Напишу стихотворение ямбом, логаэдом, амфибрахием, дольником...
Приведенный, к примеру, отрывок Даниила Андреева:

"Дальше, ниже!.. Где, за Ахероном,
Охраняя девственный приют,
Кружат луны в траурных коронах
И поют, волшебные, поют!
Где морей свинцовых и чугунных
Глухо бьёт размеренный спондэй —
Глубже! в хаос! ниже всех подлунных,
К ней! Лишь — к ней!"

Чисто 5-ти стопный хорей. Ваше произведение написано ямбом, причём весьма... не очень... 3+2 стопы. Причём ударение падает на предлог "во":

"Всё! Солнце во всю силу!
Загорать! "
Ну, и так далее...

Извините за дотошность.

Татьяна Игнатова 5   07.03.2019 17:29   Заявить о нарушении
Татьяна, разве мой стих "Весенний спондей" написан ямбом? А я думала - хореем и начальным спондеем.

Мария Абазинка   07.03.2019 19:04   Заявить о нарушении
Всё! Солнце во всю силу! – Загорать!
Встать свежей и красивой, Новой стать!
Раз первый день весенний – Шапку сбрось,
Чтоб счастья настроенье Родилось.
Мир ветрено теплеет; Сочиню
Стих, радостным спондеем, Про весну!
Что вымыть, Дух Господний? Покажи
Что вымести сегодня Из души?
Кот в марте – страх собаке, Кто же я?
Дам каждому бродяге - Три рубля!
Что радостно и нежно - На устах? –
Ах, почки! Ах, подснежник! Верба! – Ах!
*
Конечно Ямб, Мария!
Благодаря внутренней рифме строка сворачивается в некий ямб-хорей или хореямб))) Но по идее чистый ямб выстраивается.
Причём, в первой строке читается: всё солнце во всю силу... Я думаю, достаточно на этом вопросе останавливаться. Есть масса увлекательных и неожиданных форм... если хотите, подскажу.

Татьяна Игнатова 5   07.03.2019 19:24   Заявить о нарушении
Хочу, подскажите ))

Мария Абазинка   07.03.2019 19:56   Заявить о нарушении
Мария, делюсь своим опытом. На моей авторской странице есть разделы:
- Твёрдая поэтическая форма (здесь проба пера на классические образцы)
- Поэтические изыски (разные стихотворные формы по рифме и другим критериям)
- Мои изобретения стихотворной формы (уникальность состоит в том, что схема рифмовки не позволяет свернуть и представить текст как-то иначе. Такая форма пришла случайно ритмически и ей предана форма записи, которая, учитывая схему рифмовки, является уникальной, нмв. Ни у кого я её ещё не встречала)
----------------
Все остальные схемы рифм и стихотворной формы привести не могу, предлагаю Вам самой систематизировать и отмечать для себя. Возможно, когда-нибудь и придёт к ним вдохновение, отзываясь в сердце.
(прошу только учесть, что качество написанного ранее свидетельствует лишь о том, что все мы, и я тоже, работаем над текстом и из года в год стараемся улучшаться и совершенствоваться. Но тем не менее накопленный опыт остаётся ценным)

С добрыми пожеланиями новых открытий!

Татьяна Игнатова 5   07.03.2019 21:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.