О больничном III

                О больничном III

   Школа, Казарма, Тюрьма, Больница - всё это особые культурные пространства для выработки "дисциплинарных практик" и у каждой из этих структур свои цели и задачи. Больница, например, кроме суживания "горизонта" существования, создаёт ещё и дистанцию относительно былой "здоровой" жизни, когда ощущение движения к финалу заставляет пациента задуматься о итогах своего бытия и придти, как правило, к неутешительным выводам. Или, наоборот, порадоваться, что самое важное в жизни он успел сделать и можно спокойно "уйти" в мир иной. Вообще для обретения смысла своего существования человек должен знать ответы на 3 вопроса. Незнание одного ответа превращает жизнь человеческую в драму, ну, а незнание двух ответов - в трагедию. Правда, не все люди "подозревают" о подобных вопросах, потому как вопрошание в нынешней культурной ситуации сводится чаще всего к голой конкретике, и времени, чтобы задуматься о вечном и высоком, у активных потребителей вещей и удовольствий просто не хватает.
   Но по крайней мере, на первый вопрос - на что жить? - они вынуждены давать ответ. Со вторым вопросом уже посложнее - зачем (как) жить?  Диапазон возможных ответов весьма широк, но эти ответы не всегда чётко формулируются и чаще всего опираются на так называемый здравый смысл или на установки, присущие социокультурному сообществу, с которым человек идентифицирует себя.
   А вот с третьим вопросом всё обстоит совсем непросто. Проверено  на студентах 90-х и "нулевых" годов - они вообще не могли обнаружить этот вопрос. "Мешал", конечно, возраст и формирующаяся в эти десятилетия культура - она "считала", что это вопрос архаического сознания, а не складывающегося  постмодернистского мировоззрения. Но любопытно, что нынешняя ситуация и современные пропагандистские тренды снова начинают культивировать этот вопрос. И ответ  всё чаще начинает наполняться эсхатологическими смыслами. Для пущей интриги повествования пока не буду озвучивать третий вопрос, тем более, сформулировать его для читателя с определённым жизненным и социальным опытом не составит большого труда. С ответом на этот вопрос будет посложнее, ну так никто нам и не обещал легкомысленного незатейливого существования...
   Больница - место, где можно заниматься самым разнообразным вопрошанием, если, конечно, к этому располагают обстоятельства тамошнего жития-бытия. Лежишь часов шесть под капельницей  и много чего успеваешь обдумать, проанализировать и даже потом благополучно забыть. Ибо в этом порой увлекательном процессе размышлений образуется и немало "пустот". Больничное время как предлог для осмысления всего сущего и "взвешивания" осмысленного. Именно с предлогов и начнём.


                О предлоге "о"


   Больничные размышления эссеистичны по своей природе и форме. Пациент, изъятый из привычной повседневности и лишённый былой линейности существования, вынужден приспосабливаться к новой реальности, где все мысли вращаются вокруг болезни и переживаний, с ней связанных. Он нуждается в новом своем самообосновании. И хаос первоначальных больничных размышлений постепенно превращается в некую новую конфигурацию космоса, где обрывки мыслей образуют подобие созвездий, с каждым разом обретая всё бОльшую плотность и силу. Главным становится мыслить "о" - о родных и любимых, о соседе по палате, об устройстве политической жизни Республики Кабо-Верде, о форме облаков и трансцендентальном единстве апперцепции...
   Недаром же в первом образцовом произведении эссеистического жанра - в "Опытах" М.Монтеня 87 текстов из 107 начинаются с предлога "О": "О совести", "О запахах", "О суетности", "О большом пальце руки", "О хромых" и т.д. Автор сам решает, что ему надлежит сказать и о чём возможно умолчать, и куда двинуться дальше.
   Некогда культура всячески избегала этого простоватого "о", предпочитая, например как Раннее Средневековье, обострить ситуацию мысли, воспользовавшись предлогом "против" (versus - лат.) - "Против язычников", "Против еретиков", "Против женских украшений".
   А потом Лоренцо Валла написал свой трактат "De voluptate" - "О наслаждении" - и культура устремилась к "О". Наслаждения земные были реабилитированы, в т.ч. и удовольствие от процесса познания как такового. Желание описать всё и вся привело к формированию нового огромного массива знаний и создало почву  для первых научных методов. Дистанция от "о" до трансцендентального единства апперцепции оказалась очень даже небольшой. Смотришь на заснеженные сосны за окном и соединяешь многочисленные "о"  в единое целое и неважно, что научным подходом здесь и не пахнет. Главное, что новый этот космос даёт силу и надежду, потому что пока ты размышляешь о мире, мир помнит тебя и не разрешает уйти...


                О штанах вероятного противника


   Не дай Бог попасть в больничную палату с телевизором - через час от новостных историй и рекламной шумихи начинает гудеть голова, а любимые коллегами по палате бесконечные ток-шоу доводят ещё спустя пару часов до состояния грогги. И не забудем о реакциях соседей на разнообразные фейковые новости и на аналогичных персонажей - комментарии "жителей" палаты поневоле заставляют вспомнить о пословице "простота хуже воровства". И с необыкновенной ясностью вдруг понимаешь - что же такое "амехания" в древнегреческой трагедии. "Невозможность действовать в условиях необходимости действия" - надо бы возразить на глупости и что-то объяснить, но выйдет себе дороже. Слушаешь всю эту "пещерную" риторику, несущуюся из телевизора и от соседей,  и вспоминаешь далёкие 80-е, самое их начало.
   Военная кафедра УрГу в г. Свердловске. Занятия в этом отдельном корпусе университета (пр.Ленина,13) идут целый день. Высшая школа и Казарма в странном симбиотическом единении - "дисциплинарные практики" дополняют друг друга, но Казарма важнее.
   Ибо занятия начинаются с утреннего смотра - все студенты выстраиваются повзводно и демонстрируют правильность формы одежды и стрижки. Обычно народ быстро усваивает правила жизни на военной кафедре, но периодически кто-то да ошибается. И тогда раздаётся зычный голос полковника Б. - "Товарищ студент! Почему Вы пришли на занятия по военной подготовке в штанах вероятного противника?" И страшно становится за безопасность границ нашей Родины, за нерушимое единство партии и народа. И невольно отшатываются от своего товарища в джинсах однокурсники - как он посмел замахнуться на самое святое?
   И вот слушаешь нынешние телевизионные радения и узнаёшь эти торжествующие интонации полковника Б. Как всегда, главные опасности в штанах запрятаны. А может, так оно и есть?


Рецензии
Забавно пишите.
И в стихах ёмкого юмора достаточно.
И в прозе.

Не дай Бог попасть в больничную палату с телевизором...

А это и я как-то в больнице пережил.
Не знаю, как только с ума не сошёл, лечась от гепатита.
Настоял на выписке на два дня раньше положенного срока.

Литвинов Сергей Семенович   23.04.2020 14:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, за добрые слова...
С искренней признательностью,
МФ

Михаил Фокс   30.04.2020 21:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.