Выбор

Выбирать, выбрать – (что) избирать, брать, любое изъ многаго; отбирать что особо…*

Выбор. Этот аспект является ключевым в жизни каждого человека. Иногда этот выбор трудно, очень трудно сделать. Бывает, что чередой таких выборов человек “загоняет себя в угол”, не понимая, что произошло и почему он находится именно в этой сложной  ситуации. Свобода выбора – ключевое свойство, присущее человеку. Взгляните на растение, например, или дерево и задайте себе вопрос:“Есть ли такая же свобода выбора у них?” Ответ очевиден. Свобода выбора – ключевое и уникальное свойство человека.
Много прошло веков, сменилось жрецов, царей, идеологов, политиков, людей на земле. Много было лжи внесено в бытие человека ради осквернения и завоевания его души жречеством и силами тьмы. Но как можно осквернить душу и можно ли это в принципе, если душа нематериальна и вечна? Душа – царь тела, духовный мир – царствие его. Подчиняя душу неким законам, правилам, системе, человек становится служителем этих законов, правил, системы; его дальнейшие деяния проистекают от этих истоков духовных сил и духовного мира человека. “Добрый человек – творит добро, злой – зло”, - скажет кто-то в ответ. Да, но почему один творит добро, а другой – зло? Почему один убивает, уничтожает, разрушает, а другой стаёт на защиту, помогает нуждающимся и созидает? Мы подошли к ключу, отпирающему одну из главных дверей жизни – к пониманию, что в основе любых действий физических лежит свобода выбора человека, а также пониманию, что в понятие “деяние” входят: мир мысли, мир слова, мир действий (дел) и каждое из них взаимосвязано с чистотой души и духовного мира человека. Но что же тогда определяет чистоту души и духовного мира, и что это за понятия?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, требуется определить, что есть чистота души. Чистота души – это капля чистой воды, дарованной Всевышним каждому человеку; это – квинтэссенция добродетели. Эта капля чистой воды – живительная влага для всего сущего, несущая добро благой мысли, благого слова, благого творения и сердца Бога. Но стоит малейшей частице грязи попасть в эту воду, она уже не может быть чистой, в неё попадают болезнетворные микроорганизмы, несущие болезнь и разрушение здоровья не только обладателю этой воды, но каждому, кто будет пить её.  Процесс очищения воды займёт много времени и сил, но если этого не делать, то чистая, когда-то, вода, превратится в застойное и мутное болото. Таким образом, каждый человек делится тем, чем обладает и является проводником, распространителем содержания своей души, своего духовного мира.
Но кто или что вносит грязь в эту воду? Кто или что оскверняет грязью душу и духовный мир человека? Только сам человек. Ключом здесь является всё та же свобода выбора. Кто заставляет человека становиться предателем Родины в мирной жизни или годы испытаний, бедствий? Только выбор, сделанный человеком, делает его предателем. Может, закоренелый преступник не обладает этим выбором и не может жить по-другому? Нет, может жить иначе и каждый очередной выбор он делает добровольно, при этом давление, оказываемое на него с каждой попыткой сделать шаг в сторону добродетели, возрастает. Выбраться из клетки сложнее, чем попасть в неё. Оправдания типа “Бес попутал” жалки и не выдерживают никакой критики. Кто делал выбор, принимал ту или иную сторону – “бес” или человек? Так называемый “бес” уже на стороне тёмных сил, но почему ты избрал его сторону, почему ты с ним?
Есть аспект, часто ускользающий от взгляда, но не менее важный, чем остальные. Этот аспект – бездействие перед лицом зла, злодеяний. Если женщину насилуют, например, или пытаются убить человека, но человек бездействует, хотя может предотвратить злодеяние, то он также делает выбор в сторону зла, становится в один ряд с насильниками и убийцами, коим не воспрепятствовал в совершении своих злодеяний. Бездействие и самоустранение могут быть выражены и в молчании человека: знал обстоятельства или детали злодеяния, но промолчал, или, ещё хуже – лжесвидетельствовал – стал пособником зла, его соучастником, проводником.
Таким образом, череда свободного выбора, сделанная человеком, определяет то, какую сторону человек занял, на чьей стороне он сражается: будет ли он служителем и проводником зла или служителем и проводником добродетели. Может ли человек невольно приять ту или иную сторону? Нет. В каждой мысли, слове, действии есть свободный выбор и любому действию предшествует мысль, даже тогда, когда она неуловимо мелькнула, как вспышка.
Не следует думать, что всё в мире предопределено и нужно только инертно ждать: ждать Мессию, ждать чуда, ждать, что все беды, злодеяния, несправедливость исправит и устранит кто-то другой. Инертное ожидание, самоустранение от решения дилеммы добра и зла открывает путь к духовной деградации. Это отступление от борьбы за чистоту души и духовного мира своего, других людей, будущих поколений, являет собой бегство с поля боя, измену одному из главных предназначений человека, предательство высоких, благих замыслов Творца. Инертное ожидание и самоустранение открывает путь противникам добродетели, усиливая зло и открывая шире двери злодеяниям.
“Так значит нужно убийцу убивать?”,- спросит кто-то. Да, если это открытая агрессия –  война, угрожающая стереть ещё больше мирных жизней, если не остановить её исполнителей, сеющих злодеяния и смерть. Нет, если это единичный случай, можно избежать нового кровопролития и наказание преступника следует в рамках правового поля. Следует отметить, что месть – сестра злодеяния, особенно, если она овладела Вашим миром мысли и ведёт Вас к действию кровопролития. В этом случае чем Вы отличаетесь от того же убийцы? Человек не имеет права посягать на свою или чужую жизнь. Человеческая жизнь священна и неприкосновенна. Каждый из нас должен сделать всё возможное, чтобы человек не стал преступником, и, в первую очередь, преступником перед Богом.
В свободе выбора нет полутонов, промежуточных состояний: или чёрное или белое.
В Вашей душе не присутствуют постоянно и Бог и Дьявол и не ведут непримиримую борьбу. Эту борьбу ведёте Вы. Выбор, на чьей стороне Вы будете сражаться – не фатальная неизбежность, а Ваш личный выбор и за каждый сделанный шаг, мысль, слово и выбор, отвечать придётся Вам и только Вам.
Бывает, что человек боится принятия определённых решений, не может сделать выбор. Ребёнок, поранивший руку шипами розы, боится брать в руки любые цветы. Боязнь вызвать повторно болезненные ощущения, повторить ошибку, причинить душевную или физическую боль, долго не покидают человека. Обманутая женщина (чаще всего) никогда не сможет открыто и полностью доверять ни одному мужчине, равно, как и обманутый мужчина – женщинам. Но жизнь продолжается, продолжается каждый миг, а прошлое унесла река жизни. И череда выбора постоянно и ежедневно стает пред каждым из нас.

Выбор за Вами, дорогие читатели. И эту свободу выбора никто и никогда у Вас не отнимет. Но, делая очередной выбор, не ошибитесь, ибо одна ошибка может повлечь череду похожих ошибок. Цена ошибки, неверного выбора, может оказаться очень высока.

Мир, счастье и любовь – всем!



* – Толковый словарь живаго вликорускаго языка Владимiра Даля
изданiе книгопродавца-типографа М.О.Вольфа, С-Петербургъ, Гостиный дворъ, № №17и18, Кузнецкій мостъ, д.Третьякова, 1880


Рецензии