Белгород конца пятидесятых

Владимир Семакин
Кабинет автора Ларин Ларь
 
Текст произведения «Белгород конца пятидесятых»

БЕЛГОРОД КОНЦА ПЯТИДЕСЯТЫХ

 Писали перьями, считали на счетах, электричество было роскошью. Мосты каждую весну сносило ледоходом. Дороги строились в одну колею. Хаты под соломой. Грампластинки, керогазы… Забытый аромат черного хлеба…

БЕЛГОРОД КОНЦА ПЯТИДЕСЯТЫХ: люди жили без холодильников, телевизоров и сотовых телефонов. В домах не было газовых плит. ( Имеется в виду областной центр. В деревнях электричество считалось роскошью! Подавалось несколько часов в день и фунциклировало от движка. Потому напруга шла непостоянная. Лампочки мигали. И читать газету при таком освещении было невозможно. Жгли керосинки. ) Пищу готовили на каменках. Керогазах. Продукты хранили в погребах.

Пройдитесь по центральным улицам города! В старых домах до сих пор под кухонными окнами отверстия в стене – холодильники того времени! Внутри квартиры эти воздуховоды впадают в шкафчик под окном. Раньше там хранили пищу.

На зиму сетки с мясом выкидывали через форточку за окно. Так и висел припас за стеклом на улице. Снегири его клевали. Телевизор весь квартал собирался смотреть к счастливому обладателю диковинного ящика! Кинотеатры и дома культуры! Вот храмы того времени. Перед сеансом игрового кино там запускали получасовые журналы с достижениями народного хозяйства и культуры страны. Иной религии государство не признавало!

В центральном соборе был музей с танком Т 34. На почтах, в клубах, школах – везде топили углем. Возле каждого многоквартирного дома высилась труба кочегарки. Писали перьями, окуная их в чернильницы. А вычисления производили на счетах ( Компьютер того времени! ). Хотя, что такое чернильницы, счеты, грампластинки, керогазы и многое - многое другое молодежи нужно объяснять отдельно!

Родной Белгород обходился без Харьковской горы. Не имел её. На месте трехсоттысячного людского муравейника герой видел кукурузное поле! И В ГОРОДЕ НЕ БЫЛО НИ ОДНОГО ЛИФТА, потому что и домов выше пятого не существовало. Еще стояли под соломенными и камышовыми крышами мазанки, хатки, глинобитные хижины… Земляные полы. В самом центре города! Русские печки с лежанками. Сказочное блаженство! Сейчас врачи допетрили, что лежанки обладали целым комплексом неповторимых лечебных эффектов!
От «стадиона» к центральному рынку справа целая улица таких камышовых глинобиток тянулась! Последнюю году в восемьдесят пятом снесли. И не одному идиоту не пришло бы в голову строить себе дом из кирпича: дорого и угля не напасешься! Другое дело обложить теплый рубленный дом снаружи.

Впрочем, в тайге, где пришлось сидеть Витьке, первое кирпичное сооружение ( склад ) построили уже при нем в 1980 году! А до того несколько тысяч человек: и зеков и вольных веками прекрасно без единого кирпича обходились! Дороги в тайге и поныне из дерева – лежневки! Болота, перепад температур! Ни асфальт ни бетон там даже при наличии не потянут.

В «мегаполисе» не имелось ни одного автомобильного моста над железнодорожными переездами. (Теперь их более 20!) И вереницы машин стояли перед шлагбаумами, дожидаясь окончания работ маневрового поезда. Прикиньте трассу Москва Симферополь при въезде в центр через Везелку! Белгород Сумской проводит формирование состава – переезд закрыт. Объездной нет. Вилы! Через реки переправы строились исключительно из бревен. ( Сейчас вряд ли найдешь инженеров и рабочих способных такой объект создать! ) И их каждую весну сносило ледоходом.

Дороги, ниже государственного уровня, не имели асфальтового покрытия. Строились в одну колею и редкие встречные разъезжались прихватывая обочину. Прикиньте интенсивность движения и поголовье гаишников!

Разделительная полоса, дорожные знаки, ограничение по скорости… Фантастика. Бредятина в голове послевоенного водителя, стремящегося удержать руль на колдобинах, не сорваться на спуске, не забуксовать на подъеме.

Частного автотранспорта не существовало, но мотоциклы, мопеды, мотороллеры уже имели место. Писк моды того времени: переделанный под фургон мотороллер. С неким подобием кабины. На таких агрегатах хозяева срубали хорошие бабки, развозя маломерные грузы! Мороженое, например, или школьные завтраки. Конкуренции в смысле простоты и экономичности сему чуду техники не существовало.


Я помню ни с чем не сравнимый запах угля. Он пахнет по разному, но всегда неповторимо! Печной дым – это одно, сухой уголь – другое, а уголь в воде ( в луже) третье. Запах чернил. Ощущаю мороз по коже, видя огромные сетки со снедью за окнами квартир. Запах дворовых туалетов. Туалеты были в бараках общие. Чувствую, как спина гнется под карамыслом, когда я тащу воду на Стадионе через Богдана Хмельницкого в частые дома, чтоб помыться в ночевке, согретой до кипяточка на каменке воды... На главпочтамте придирчиво выбираю казенное перо и чернильницу, чтоб не рвало бумагу. А запах керогаза, запах глинобитных полов в избе - землянке. Дух русской печи и томящая теплота лежанки. Мигающие лампочки электричества, которое называлось просто: "Свет", потому что никаких чудес кроме освещения. Ни розеток, ни приборов, которые можно в нее воткнуть.


Советско – дерьмократический словарь 1956 – 2016 год.
ЖУЖАЛКА. После сгорания угля отходы делились на две части. Прогар пускали через мелкое сито. Черно – белые хлопья прошедшие через сито, это была щелочь! Ей стирали белье. Использовали вместо мыла. А катышки неровной формы - это была жужалка. Ей обычно посыпали дворы и дорожки. Но ходить по жужалке босяком можно было только с очень тренированными пятками.
НОЧЁВКА. Раньше изделий из пластмассы особенно больших форматов практически не было. При объеме впрыска в пятьдесят кубических сантиметров (ванна средних размеров) и пресс-формах соответствующей квадратуры пластмассолитейная машина должна была иметь размеры с рейсовый автобус марки «Скотовоз» Корыта делались из оцинкованного железа. В корытах стирали. В них можно было и мыться. В них же стелили кровать случайным пришельцам, обкладывая тряпками дно и стенки. То же и ночевка! Только она отличалась более округлыми формами, высокими краями и меньшими размерами по горизонтали, что позволяло её более выгодно хранить и использовать в условиях дефицита свободного места в сенях.


Рецензии
Хорошо. Папа из Белгорода ("Папа Медведь"). Когда-то со стволом в Москву ездил. Когда пытался писать "Движение", помогал. http://dad-bear.livejournal.com/

Ивановский Ара   27.09.2023 07:17     Заявить о нарушении