Возрождение Махновской республики на Балканах

Осколки Махновии наиболее успешного коммунистического эксперимента в революционной России разгромленного  большевиками разлетелись по восточной Европе. В далёкой от России Боснии в русинском селе Росавец  она возродилась на целых пять лет. Здесь возникла успешная анархическая коммуна. Её зачинателем был Осип Цербий - боец махновской армии воевавший в бригаде Виктора Белаша. Дата рождения Осипа неизвестна, известно, что умер он после 1958 года. Родился Цербий в Киевской губернии под Жмеринкой в деревне Тартаки. Его отец Василий Григорьевич  участвовал в Первой мировой войне, будучи в Петрограде стал убеждённым анархистом. 
Вернувшись в родное село в 1917 году Василий созвал жителей на общее собрание на котором предложил  забрать у помещиков землю и обрабатывать её сообща .  Так в Тартаках  возникла коммуна. Осип вместе с отцом работал в этой коммуне.
Вскоре на Малороссию отданную большевиками немцам по Бресткому договору пришли германские войска, с ними вернулись и помещики. Коммуна стала партизанским отрядом,  воюющим за самоуправление против новой украинской власти, а за тем и против белых и красных. Осип стал командиром тартакского отряда и  в октябре 1920 соединился с Революционной Повстанческой Армии Украины (РПАУ) войдя в состав   «Боевого отряда анархистов-махновцев» под командованием атамана Корчуна. Зимовали партизаны в селе Тетев, они помогали крестьянам по хозяйству  и были готовы в случае угрозы быстро рассеяться.
Весной 1921 года отряд, направился на соединение с Махно, ведя по пути непрерывные бои и неся тяжелые потери. Соединение произошло в селе Татиевка и с августа 1921 тартаковцы Цербия воюют против красных под командованием Виктора Белаша. После разгрома махновского движения Осип с двумя товарищами перешел польскую границу.  В 1922 году он оказался в Боснии. Судьба занесла его в село Росавац, населенное русинами - переселившимися в Боснию из Галиции. На общем сходе жителей села, Осип вызвался работать учителем для 85 детей, которых некому было обучать грамоте. Днём Осип начал учить детей, а по вечерам по полтора часа занимался со взрослыми.
В январе 1923 года, после Рождества Осип организует сход жителей села и  так же как  его отец  предлагает крестьянам перестать работать в одиночку и создать коммуну для того, что бы совместными усилиями выйти из бедности.
"Ваша местность очень богата - земля плодородная, чернозем, масса чернослива, грибов..., масса диких свиней и пушистых лисиц. Всего в полутора километрах есть хорошее место для мельницы, даже можно установить маленькую турбину для производства электричества. Есть хорошее место для кирпичного завода. Для того, чтобы ваш труд не пропадал даром, мы должны заложить "коммунарное" хозяйство" - говорил Цербий на рождественском сходе в селе Росовац . Русины поверили.  Тогда Осип первым делом помог крестьянам получить документы на землю из которых выяснилось, что селу принадлежит целых 850 гектаров общественной земли. Первой акцией коммуны было совместная ловля  диких свиней. Постепенно коммуна обзавелась: сельскохозяйственным училищем, домом для стариков и детей на время полевых работ, лесопилкой, мельницей, кирпичным заводом, хлебопекарней, колбасным цехом, сыроварней, коровником на 60  швейцарских коров, кузницей, винокурней, кожевенной и сапожной мастерской, мыловарней, птичником, гостиницей на 80 мест, общественной столовой, сельскохозяйственной техникой. Число коммунаров выросло до 500 человек, столько сколько было в бойцов в отряде Корчуна. Каждую неделю организовывалась дешевая ярмарка, на которую собирались люди со всей округи. Общинники провели 15-километровую дорогу, соединившую село с  большой дорогой на Банья Луку, купили 2 грузовика. Началась постройка жилых домов для коммунаров. Все были одеты, обуты и хорошо питались. В мирных условиях махновская матрица, не уничтожаемая непрерывной войной  на несколько фронтов работала и приносила ошеломляющие результаты.  Так и развивалась бы сама Махновия если бы ей удалось выжить в России.
Осип был не только замечательным организатором, но отличным воспитателем. Проблему с лентяями и пьяницами он решил просто. Он привёз в село капканы для охоты на лис. "Нужно было выбрать двух человек, которые занялись бы охотой.  Я предложил общине назначить молодого парня, любителя гоняться за лисицами, а в помощники ему пожилого "гыцля", любителя убивать собак. Перед тем, как доверить им эту работу, я взял их на 2 недели для перевоспитания. Первым делом мы их одели и накормили. В течение двух недель я познакомил их с капканами. Молодого парня научил обращаться с охотничьим ружьем. Напожилого была возложена обязанность снимать шкуры, а туши относить в мыловарню... За три месяца охотники сдали общине 1500 лисьих шкур и 250 кг. барсучьего сала. На вырученные деньги община приобрела паровую мельницу и веялку". Когда коммунары построили винокурню  Осип предложил назначить на работу туда трех пьяниц. Когда они оказались при деле они проявили себя ответственными работниками. Ночного вора  коммунары назначили сторожем, это был лучший сторож в округе. Коммунары открыли общественный дом типа клуба, на его стене Осип Цебрий повесил изречение Жака Реклю (1830 —  1905): "Полная гармония в жизни нашей планеты не установится до тех пор пока, люди не соединялся в одну обширную семью. Чтобы сделаться истинно прекрасной, земля, как любящая мать, ждет той минуты, когда ее дети обнимутся по братски и заключат между собой великий союз свободных народов". Коммуна  процветала и расширяла влияние. В это время в Югославии было много русских эмигрантов. Например  только в местный Союз русских инженеров входило 836 человек  с 1919 по 1938 годы из 1777 студентов, окончивших Технический факультет в Белграде, русских было более 25%.  Из за большого наплыва русских в 1922 году правительство Королевства  приняло «Положение о русских колониях». В эти колонии объединилась основная масса русских эмигрантов. Колонии управлялись комитетами. Однако, часть казаков не пожелала подчиняться этим комитетам и объединилась в казачьи станицы управляемые выборными атаманами. Станицы были: чисто кубанские, донские, терские или общеказачьи. Всего станиц было около 200, они объединяли примерно 6 000 казаков.  По иронии судьбы казаки воевавшие на стороне белых  в Югославии делали то же самое, что и махновцы, они создавали самоорганизующиеся общины с опорой на свою православную идентичность.  До 1941 года Сербия являлась центром Кубанского и Терского казачества на чужбине. Тут жили кубанский походный атаман Вячеслав Григорьевич Науменко (1883-1979) и терский Герасим Андреевич Вдовенко (1865-1945). Кубанская Краевая рада  заседала в Новом Саде. В Белграде находились «канцелярии» Кубанского и Терского правительств. Самое большое сосредоточение казачьих станиц было в хлебородной области Воеводина. Женились казаки в основном  на сербках, словачках и русинках. Детей крестили в православную веру и довольно быстро ассимилировались. Казаки создавали артели-задруги и занимались сельским хозяйством и ремёслами. В Воеводине входившей до образования Югославиии в состав Венгрии, было много венгерских сёл их жители с неприязнью относились к новой стране сербов, хорватов и словенцев. По этому югославское правительство назначало образованных казаков в эти сёла на управляющие должности.  Казаки как бывшие военные охотно шли на госслужбу ибо это поднимало их статус и давало стабильный доход Таким образом в 1927 году в село Росовац неожиданно нагрянули бывшие русские белогвардейцы  получившие полицейские должности в уезде. Первым делом они  стали заставлять жителей строить церковь, но те отказались. Тогда власти арестовали зачинщика - Осипа Цербия и отправили в тюрьму, в Белград. Через 8 дней он был выслан из Югославии, оказался во Франции. Русины пытались протестовать, но были жестоко избиты. Церковь построили, привезли попа и двух монахов. Коммунаров заставили разделить имущество  и вновь вернуться к единоличному ведению хозяйства. В село приехали назначенные  властями управляющий с помощником, свобода и процветание закончились. 
Вскоре попа и двух монахов нашли мертвыми, потом  сгорела и церковь и общественный дом вместе с жившими там управляющим и его помощником. История коммуны закончилась с переездом жителей села Росовац на Украину по предложению  правительства СССР. Когда в 1941 году немцы вновь вторглись на Украину, Осип Цербий добрался  до Киевщины и создал махновский партизанский отряд независимый не от советского правительства, ни от украинских националистов. Зимой 1943 года отряд был разбит немцами,  Осипа несколько месяцев прятали крестьяне. В конце концов, он  попал в немецкий концлагерь, из которого был освобождён  в 1945 американскими войсками. Осип перебрался в Америку. Был сотрудником журнала «Федерации русских анархо-коммунистических групп в США и Канаде». В пятидесятые годы Цебрий жил в Западной Европе,  писал для русского эмигрантского анархистского журнала «Дело Труда – Пробуждение» до последнего  его выпуска в 1958 году.


Рецензии