Запорожская матрица и махновский мистицизм

Ой, яблочко
Да з листочкамы,
Иде Махно
Тай з синочкамы…

Запорожским казаком мог стать каждый. Достаточно было явиться в Сечь, найти канцелярию заявить о своём желании, перекреститься и всё - новый казак готов. На Сечь шла не только беднота. Хорошим тоном у  православных считалось отправить сына на Запорожье, года на три -четыре - уму разуму поднабраться обрасти боевыми товарищами и стать мужчиной.
Главные очаги махновского движения: Екатеринославская губерния, части Новомосковского, Павлоградского уездов, почти вся Александровская губерния, Константиноградский уезд Полтавской губ, Изюмский и Купянский уезды Харьковской губ., Холодный Яр Кременчугской губернии - всё это бывшие земли войска Запорожского.
Но махновские повстанцы не называли себя казаками, так как казаки были уже не альтернативой, а опорой царского режима или режима украинской Директории и врагами свободы с точки зрения анархистов.
Казаками называли себя все, кто угодно, например  Юрко Тютнник яро ненавидевший Россию, успевший повоевать почти за всех и против всех и закончивший тем, что снялся в советском кино, "Пилсудский купил Петлюру" где сыграл самого себя - петлюровского командира.
В 1919 году вся восточная и центральная Украина была наводнена бандами называвшими себя казаками, воевавшими друг с другом и объедавшими население.
У них за редким исключением не было ни какой программы, и ни какой идеологии, либо эта идеология менялась в зависимости от обстоятельств.
Целые районы жили за счет разрушения экономики, крестьяне разбирали рельсы, громили еврейские поселения,  поезда и пароходы.
На Черниговщине  действовало до 20  отрядов общей численностью около 10 000 бойцов , на Полтавщине — около 8 000, на Харьковщине — 5 000 повстанцев, в Киевской губернии насчитывалось до 30 000. Наиболее повстанческой в 1919 году была Херсонская губерния, где повстанцев было около 40 тысяч.
Малороссия распалась на сотни  независимых  и в основном враждебных друг другу атаманий.
Однако, и по  духу, и по организации, и по способу ведения боевых действий настоящими казаками были именно махновцы. Только вместо православной идентичности изжившей себя и превратившейся в формальную запись в метрике. У них сложилась новая идентичность.
От ныне, ни какого национализма - все трудящиеся братья. Ни какого унылого смирения и молитв о прощении и помощи. У новых запорожцев на поверхность мощно вышло глубинное и более древнее чем любая религия "Свобода или смерть", языческое "Земля и воля".  Отныне сама  Махновия - она же новая "Сечь" была коллективным телом Бога. Махно его пророком, а свободный общинный труд высшей мистической ценностью и проявлением творческой божественной силы. Ни какого рая и ада, ни какого спасения после смерти. Ни какого божества во вне. Всё это для рабов. Спасение сейчас или  полное растворение в Матери Земле и коллективном теле Бога.  Дух свободы и справедливости вот окончательное прибежище революционера - запорожца и махновца. У Георгия  Победоносца  в руке теперь не копьё, а пулемёт Льюиса.

За вами немцы как обычно
А мы одни , но нам привычно
Вас водят черти Ватикана
Нас носят демоны степей
Вы нас ловчей в делах обмана
Зато мы в драке веселей
Война застолье кровь вино
У вас Бандера у нас Махно
Любая власть не навсегда
Украин много Русь одна


Рецензии