Как родился батька

Чтобы выйти из Первой Мировой войны и освободить армию для боевых действий внутри страны, большевики заключили кабальный брестский  мир с Германией и Австро – Венгрией (3 марта 1918 года). Не спросив мнения жителей Малороссии, они отдали  её немцам.  Весьма похоже на то как в 1991 году Ельцин, Кравчук и Шушкевич собравшись в Беловежской пуще  развалили СССР, отдав практически Украину в руки международной финансовой мафии. Немцы заручившись поддержкой украинской Центральной Рады стали уничтожать советы и возвращать землю помещикам. Оккупантов поддержали украинские националисты представленные Центрально Радой и немецкие колонисты  создававшие вооружённые отряды для борьбы с крестьянскими повстанцами. Немцы не желали делиться  землёй, которой они обладали в избытке, немецкие владельцы заводов не желали   делиться властью с советами рабочих. Для немцев  было естественно поддержать немецкую оккупационную власть.
Второй районный съезд советов в Гуляйполе провозгласил  резолюцию: «Смерть Центральной Раде!».
Создание вооруженных сил Гуляйполя началось с призыва записываться в «Черную гвардию». Вначале в ней было всего 60 человек местной молодежи. За тем  подтянулись люди уже имевшие боевой опыт, например матрос  Феодосий Щусь (убит в 1921), бывший офицер Гавриленко и другие.
Боевое крещение анархисты прошли, когда Александровск (Запорожье) был атакован гайдамаками Центральной Рады. Тогда целью махновцев было разоружить  16 казачьих эшелонов, возвращавшихся с фронта на Дон. Махновцы были уверенны, что если казаки вернуться домой с оружием, то потом они ударят в тыл вольному району. 8 января 1918 года объединенные отряды большевиков и анархистов остановили возле Кичкасского моста казачьи эшелоны и разоружили их, воспользовавшись удачными пулемётными позициями и растерянностью казаков от случайно произошедшего крушения двух первых составов.
Но вот в конце апреля 1918 года В Гуляй Поле вошли австрийские войска и отряды украинских гайдамаков. Землю и заводы  они стали отдавать старым хозяевам.
Новый гетманский карательно-полицейский орган — державная варта начал претворять в жизнь приказ командующего германскими войсками на Украине Эйхгорна : «...Какая бы то ни была агитация, в особенности со стороны партии социалистов-революционеров и прежнего правительства, которая могла бы привести к новым волнениям в стране и подорвать авторитет нового правительства, должна быть решительно искоренена военной силой.»
Махновцы  с боями отступили к Таганрогу, в котором творилась неразбериха, там смешались боевые отряды революционеров всех мастей. В здании  на углу улиц Петровской и Греческой, где в конце 20 - го века был лучший городской ресторан "Волна"  они  проводили шумные заседания и решали, что  делать.
Гуляйпольские анархо - коммунисты решили разойтись и вновь собратья в Гуляйполе в начале июля для продолжения партизанской войны. Нестор уехал в Москву, что бы узнать обстановку  и заручиться там поддержкой. Первым делом он пошел к Кропоткину жившему на Навинском бульваре. Старик хорошо встретил Нестора, как тот сам вспоминал "нежно", ответил на все  вопросы и Нестор ушел от него с твёрдым намерением продолжать строить  "вольный безвластный  район". Махно очень уважал и любил Кропоткина который был для него духовным отцом. В голодный 1919 - й год Махно послал Кропоткину в Москву несколько пудов продовольствия.
За тем Нестор пошел к Свердлову, тот отвёл Махно к  Ленину, в то время к нему можно было зайти чуть ли не прямо с улицы.  Ленин с интересом выслушал рассказ Махно о гуляйпольском совете и коммунах на юге Украины, о которых он ничего не слышал и обещал будущему батьке  поддержку. Ленин помог Нестору нелегально вернуться на родину выдав ему документы и форму украинского офицера, что было весьма рискованно так как Махно не говорил по украински. В своих мемуарах Нестор возмущался тем, как быстро со сменой режима мелкие чиновники на Украине забыли русский язык, многие отказывались отвечать, если к ним обращались по-русски. Немцы стали править на Украине  с помощью  щирых хлопцев в шароварах. Все, кто ненавидел Россию получили возможность легко пробиться в мелкие начальники. Но названия станций везде были написаны уже на немецком языке.
4 июля 1918 года Махно  вливается в партизанскую войну. Его отряд   примерно в 15   человек оказался загнанным в Дибровский лес вартой и австрийцами, там он слился с отрядом Феодосия Щуся (1893 — 1921). У 36 партизан  был выбор:  отсиживаться в лесу или прорываться из кольца в неравном бою. Махновцы настаивали на прорыве, а Щусь имевший авторитет как опытный налётчик считал, что лучше сидеть в лесу. Тогда Махно произнес пламенную речь. По легенде вдохновлённые этой речью щусевцы  произнесли исторические слова: «Отныне будь нашим Батькой, а мы клянемся умереть с тобою...»
Повстанцы незаметно просочились в село Дебривка  и внезапно напали на австрийский батальон. Застигнутые врасплох и не знавшие точной численности напавших, австрийцы побежали из села, поджигая за собой крестьянские дворы. Крестьяне как раз возвращались с полевых работ. Увидев, что их хаты жгут, они стали колоть вилами и забивать дубьём бежавших в панике немцев. Дебривка была освобождена. Авторитет Махно взлетел до небес. На сельском сходе повстанцы и крестьяне единодушно решили считать его батькой всего повстанческого движения.
 Люди шли и шли в Дебривку с окрестных сёл. За три дня отряд Махно достиг численности в  1 500 человек. Тем временем Австрийцы подтянули резервы, окружили село и подожгли его со всех сторон. С боями махновцы прорвали окружение, а за тем начали мстить. Махновцы тайно пробирались к намеченной цели, внезапно нападали и так же внезапно скрывались, чтобы на следующий день появиться где-нибудь за сотню верст. Нередко  переодевшись в форму вартовых, махновцы присоединялись к настоящим гетманским отрядам, а затем неожиданно  их вырезали. Иногда махновцы вступали в контролируемые врагом села под видом свадьбы или похоронной процессии. Они захватывали штаб, после чего разоружали части противника. В этих «представлениях» принимали участие одетые по-праздничному старики, женщины, дети. Иногда в невесту переодевался лично Махно поскольку был маленького роста и длинноволосым как Бакунин. Рядовых махновцы  отпускали, порой даже снабжали на дорогу едой и самогоном  - "за здоровье молодых".
Внезапность и мобильность делали махновцев непобедимыми. В это время махновцы изобрели тачанку - телегу с пулемётом - бабушку будущей БМП - боевой машины пехоты.
В ноябре 1918 года австрийские и немецкие войска стали уходить с Украины - у них дома началась своя революция. К власти на Украине пришел ярый националист  Семён Петлюра.
В  декабре 1918 года, махновцы выбили петлюровцев     из Екатеринослава и создали здесь центральный орган новой власти Екатеринославской губернии - Ревком. Нестор занял в нем  должность главнокомандующего Народно-революционной армии Екатеринославского района. Поскольку  не все повстанцы были идейными. Что бы остановить хаос мародёрства, он издал строгий приказ против грабежей  и  собственноручно расстрелял нескольких мародёров.
Так была создана Революционно Повстанческая Армия (РПА) освободившая область размером  450 на 750 км с общим населением в 7 миллионов человек. В центре этой области находилось Гуляйполе. Народное ополчение успешно разбило численно превосходящие их регулярные германско - австрийские войска, полки украинских националистов, белогвардейцев и поддержавших их местных еврейских и немецких колонистов. А затем начало громить и Красную Армию. Это была армия подлинно советской власти. Командующий Красной армией на Украине Антонов-Овсеенко  писал: "Состав махновских частей - все бывшие солдаты. Кадры великолепные. В Гуляйполе с войны все возвращались не меньше, чем унтер-офицерами. Материал прекрасный ".


Рецензии