Как новороссийские крестьяне воевали с горцами из
Белые и махновцы представляли два крайних противоположных спектра политической палитры гражданской войны, это были самые яростные и непримиримые противники.
В сентябре 1919 г. Повстанческая армия Махно отступает на запад под натиском добровольцев Деникина.
В конце сентября оказавшись в окружении тридцатитысячной группировки белых у села Перегоновка (Умань) повстанцы невероятными усилиями смогли совершить прорыв окружения, разгромив затем тылы наступающей на Москву армии Деникина. Это сражение стало поворотным пунктом в Гражданской войне. Ночная битва 27 сентября 1919 г. была самой кровопролитной и тяжелой в истории махновщины. Махновская пехота несколько раз бросалась в штыки и отступала. Исход сражения решила махновская конница ворвавшаяся в Умань и разбившаяся, перешедших на сторону белых, сичевых стрелков. Затем 10-тысячная конная лава повстанцев полностью изрубила 12 000 ьойцов 51-го Литовского офицерского полка. Увидев это, два Лабинских пластунских полка кубанских казаков сдались махновцам в плен, остальные три полка белой пехоты дрогнули и побежали. Махновцы гнали белых 25 верст до реки Синюхи.
В ответ Деникин бросает в бой свой последний козырь - знаменитую Дикую дивизию, состоявшую из добровольцев чеченцев и ингушей и усиленную артиллерией. Эта дивизия находилась в резерве и развлекалась тем, что грабила и насиловала местное население.
Однако страшные для безоружного населения лихие горцы раз за разом терпели унизительные поражения от салоедов, которым сам Аллах велел быть рабами джигитов.
В бою под Александровском полк Кожина смешал с грязью два полка кавказцев, добив остальных сабельной атакой. Участник события офицер Дикой дивизии Дмитрий Де Витт писал: «Раны у чеченцев были в большинстве смертельные. Я сам видел разрубленные черепа, видел отрубленную начисто руку, плечо, разрубленное до 3 - 4 го ребра, и проч. — так могли рубить только хорошо обученные кавалерийские солдаты или казаки».
Потери повстанцев составили не более 40 человек, потери джигитов от 1200 человек. Окончательно «непобедимая Дикая дивизия» была добита 11 ноября в ночном бою под Екатиринославом. Горцы частью были перебиты в кавалерийской рубке, частью разбежались, многие утонули в Днепре, более 700 человек, попала в плен.
О чеченцах тот же Де Витт писал: «Удельный вес чеченца как воина невелик; по натуре он — разбойник-абрек, и притом не из смелых: жертву себе он всегда намечает слабую и в случае победы над ней становится жесток до садизма. Упорного же и длительного боя, особенно в пешем строю, они не выдерживают и легко, как и всякий дикий человек, при малейшей неудаче подвергаются панике». Участник махновского движения Герасименко писал: «Больше всего досталось кавказским частям ; чеченцам и другим. Их в эти месяцы погибло несколько тысяч. В конце ноября массы чеченцев категорически заявили, что они не желают больше воевать с Махно, самовольно бросили посты и армию Деникина и поехали к себе на Кавказ. Так начался общий распад деникинской армии".
Свидетельство о публикации №119030206534