Мамины руки рассказ

В память о родной душе, что привела меня в этот удивительный МИР.
Говорят у каждого из нас есть на земле и не только Ангел Хранитель,
так я уверена, что мама и есть тот Ангел, который прячет свои крылья
в душе, но успевает ими воспользоваться в особых случаях...
Рассмотрите внимательнее своих Ангелов, если они ещё рядом с Вами и
успейте их согреть своим душевным теплом.

                Рассказ МАМИНЫ   РУКИ

                часть первая
Перед самым рассветом, я отчётливо услышала голоса за калиткой. Сразу  спросонок я долго, как мне показалось, выбиралась из своей постели. Наконец я закончила бороться с одеялом, которое ни как меня не отпускало опутав мои ноги. И вот я в спешке вскочила на пол и как была босая и в длинной ночной сорочке, так и побежала к выходу из дома. Распахнув входную дверь, я вспомнила, что калитка на внутреннем запоре и я продолжила путь по двору до калитки, потому что уже отчётливее слышала, что звали именно меня. Калитку я распахнула моментально и вижу, что за нею стоит мама и ещё двое соседей. И подумала, а может быть и произнесла, что калитка вовсе не заперта, можно было пройти во двор... И проснулась, а проснувшись стала перебирать в уме, к чему бы мне приснился этот яркий и отчётливый сон, и с переживаниями, как наяву. Все трое мама, кума Зина и Дмитрий Николаевич ушли в мир иной, по земным меркам уже давненько. И тут меня осенило, что у мамы подходит дата памяти перехода её души в иной мир.
И воспоминания потекли рекою.
 Я встала, перекрестилась, зажгла свечу и душевно помолилась. Попросила Отца небесного помянуть усопших, тех кто навестил меня во сне и всех родных и близких, кого всегда вспоминаю в час молитвы, в своём царствии. И задумалась...

Она казалась такой сильной и уверенной, в том, что делает. И эта уверенность невольно передавалась всем, кто находился с нею рядом.
Многие удивлялись, как это ей удаётся предвидеть события или их исход. Если она и сомневалась, то этого ни кто не мог и заподозрить.
 Мама, ну конечно же мама. Я сколько помню, она воспитывала нас с братом и сестрою одна. Отец ушёл в мир иной очень рано. Поскольку я из детей самая младшая, то его почти не помню. Хотя всегда думаю о нём с тёплой любовью, ведь благодаря их союзу мы пришли в этот удивительный мир, полный всевозможных приключений радостных и не очень.
Жили мы в послевоенное время в рабочем посёлке. Все, кто мог и хотел работать, работали на угольных шахтах. Мама не исключение, она была единственным кормильцем в семье. Как сейчас вспоминаю её сборы на работу: прорезиненные шахтёрки, фуфайку, платки и огромные резиновые боты с портянками. Мне так не хотелось отпускать её от себя в эти мгновения. Но она терпеливо убеждала меня, что это вовсе не на долго, показывала мне на часах, где будут стоять стрелочки, когда она вернётся домой. Старшие брат и сестра учились и жили неделю в интернате при школе, потому что школа находилась далеко от посёлка, и приходили домой только на выходные. А садика тоже в посёлке не было. И я чаще всего была одна под замком. Соседи, у нас были дружные. Иногда, у кого выдавалась минутка, приходили меня навестить, могли принести пирожок или блинчик, чтобы угостить и снова замыкали дверь на замок. Когда я подросла и пошла в первый класс, начальная школа была на территории посёлка, мама перестала меня замыкать.
 Иногда случались казусы иного плана: приходя с работы поздно вечером, мама не могла войти в дом, потому, что я закрыв входную дверь на засов, крепко уснула. Она со слезами на глазах пыталась меня разбудить у окна или стуча в дверь. Однажды даже форточку выставила, чтобы разбудить меня. Чего только мы не пережили в своё время.
 Зато выходные для нас всех был праздник. В субботу во второй половине дня возвращались брат с сестрёнкой домой. Для меня это долгожданные праздничные полтора дня, это была такая радость, что невозможно передать детские чувства на бумаге. В это время приходили в дом подружки сестры, и о чем-то шушукались. Ведь они для меня были взрослыми. Сестра Катюша была старше меня на целых пять лет, а брат Коля и вовсе на восемь.
 Мама с самого утра, если бывала дома, месила тесто, чтобы испечь чего либо вкусненького или наварить вареничков. Я в такие мгновения крутилась возле неё в маленькой комнатке, где у нас стояла печь. Обычная печь с чугунной плитою сверху и комфорками, чтобы подкладывать в неё дрова или уголь. Эта комнатка служила нам кухней, где стоял самодельный кухонный столик на котором готовили пищу, одновременно и столовой, потому что  за этим же столиком мы и принимали пищу. А ещё в комнатушке стояла железная кровать, поэтому мне комнатушка служила так же и спальней. А когда старшие дети бывали дома, мы с сестрою спали вместе. А в зимнее время, это было самое теплое место в доме.   Так вот, к их приходу, непременно варился борщ (без мяса), у нас мясо, по-моему, в доме не водилось, бюджет не позволял. Зато мама так его варила, что все ели борщ с огромным удовольствием, даже соседки нахваливали. Ещё я любила наблюдать, как мама месит тесто. Мне казалось, что это какое-то мистическое действо. Мамины руки так проворно и в тоже время плавно месили тесто, мяли его, ласкали до тех пор, пока оно становилось мягким и податливым, как разогретый пластилин.
 Но восхищало меня не столько тесто, сколько мамины руки: маленькие, худенькие, при этом крепкие и выносливые.


                МАМИНЫ  РУКИ

            Маленькие худенькие руки,
            Так ласкали в детстве лишь они,
            И шагов особенные звуки
            Волновали, в те былые дни.

            И порою вспоминая детство,
            Безмятежность и полет мечты,
            От реальности пускалась в бегство,
            В мир беспечный, где со мною ты.

            Мы подолгу тихо говорили,
            Обсуждая разные дела,
            И друг друга бережно хранили,
            Кажется, ты и теперь жива.

            Ласковые руки вспоминая,
            Ощущаю, хоть под сердцем дрожь,
            Как подходишь ты вполне земная,
            Их на плечи ласково кладёшь.

            И я жду твоё благословенье,
            Доверяя сердцу своему,
            Рук тепло ловя проникновенье...
            Ты мой Ангел, видно посему.

                часть вторая.

Прервавшись на некоторое мгновение, чтобы погасить закоптившую свечу, я вновь мысленно помчалась к родному образу и тем прожитым в детстве событиям, которые в этот час волновали меня больше всего.
 Да зимой и летом, готовили блюда из овощей, которые растили на своём огороде. На зиму капусту, помидоры и огурчики квасили в бочки. Картошечку сушили, перебирали, чтобы не попалась порченая или порезанная лопатой и только тогда спускали в прохладный подвал, где она хранилась, конечно если её хватало, до самого нового урожая. Поскольку я всегда была рядом с мамой, мне были переданы все секреты ведения домашнего хозяйства вольно или невольно.
 Помню, как придя с ночной смены, мама приводила себя в порядок, одевала домашние вещи. Для меня это были мгновения счастья и блаженства. Так спокойно становилось на душе, когда мама была дома. Она бралась за домашние дела. Надо срочно затопить печь, чтобы согреть дом, что-то незатейливое приготовить и накормить ребёнка и себя. И только потом могла позволить себе немного отдохнуть.
 Я наблюдала, когда она ложилась в постель, засыпая, иногда вздрагивала, а то и постанывала. Вены на худеньких руках становились набухшими, кожа рук обветренная и шершавая, а на ладонях сухие мозоли. Я и сейчас помню, у неё была заветная баночка с глицерином, которым она натирала свои обветренные натруженные руки, чтобы кожа не трескалась и становилась мягкой и приятной на ощупь. Мамины руки, сколько же выпало работы на вашу долю...
  Летом из ягод, яблок и груш, которые были в изобилии, если ни у нас, то у соседей, которые охотно ими делились, варили варенье.
 Овощей не всегда хватало на всю зиму, но ближайшие соседи часто делились тем, что у них было в избытке. Отчётливо помню, как осенью мама часто ходила к соседкам помочь нашинковать капусту для засолки или помочь перебрать собранный урожай картофеля. Затем всё это надо было опустить в подвалы.
Соседи любили маму за её безотказность. По всякому поводу просили её о помощи. Я всегда была в недоумении, сколько же сил в этой хрупкой, невысокой и улыбчивой женщине. Помогая людям, она успевала воспитывать своих троих детишек, работать на производстве и вести домашнее хозяйство. Соседи, за помощь, старались маму отблагодарить и она приносила домой какие-то продукты. Я никогда не слышала, чтобы мамуля  ставила себе в заслугу свои добродетели. Это был её образ жизни. Она сама вдова с тремя детишками на руках, морально поддерживала подруг, таких же одиноких и с детьми. По праздникам они собирались и подолгу беседовали, а то и пели мелодичные песни. Мама не позволяла подружкам раскисать. А если кто либо из них срочно нуждался в помощи, она отодвигала свои дела и шла на выручку. Очень отзывчивое у неё было сердце. От нас требовала такого же ответственного отношения к жизни и своим обязанностям. Я до сих пор благодарна за её неустанную бдительность к нашей судьбе. И не помню ни одного случая, чтобы она оставила без внимания, хотя бы малейший проступок с моей стороны. Думаю и старшие дети подтвердят моё мнение.
 Пока я подрастала и училась в начальной школе, за это время в посёлке построили среднюю школу. И мне не пришлось учиться в интернате. Мы с одноклассниками из старенькой школы перешли в новую, светлую со спортивным залом, библиотекой, мастерскими для уроков труда и буфетом. Школу построили при помощи наших родителей. Каждый житель посёлка, у которого были дети участвовали в строительстве новой школы.
 Мама поработала ещё и на строительстве новой школы. Сколько было в людях энтузиазма строить новую, светлую, мирную жизнь! Мы будучи школьниками, хотя и младших классов, тоже вносили свой посильный труд в благоустройство школьного двора. Это было так интересно! Мне никогда не приходило в голову, чтобы найти причину, и не пойти на подобное мероприятие. Мама всегда поддерживала все общественные мероприятия и воспитывала в нас ответственность и патриотизм.
Наверное поэтому мне всегда было интересно участвовать в жизни школы.
Помню, еще в классе первом или втором я имела первый опыт в сочинении своих стихов. А почему помню этот период, да потому что я их пыталась рассказывать на школьных праздниках: например дедушке Морозу и Снегурочке под ёлкой. Когда объявляли, что я расскажу собственный стишок, у меня начинали трястись коленочки и пересыхало в горле. Но я находила в себе мужество и начинала вещать заикаясь и краснея. Но меня подбадривали и непременно хвалили. Наверное именно этот факт и помог мне не зажаться.
 Иногда и мама, если не была на работе, приходила со мною на такие мероприятия и спокойно наблюдала мой героизм. И мне очень хотелось, чтобы она знала, какая я молодец! В детстве я была очень подвижная и энергичная и бывало получала замечания от учительницы. В таких случаях, она писала маме записочку и отдавала мне, чтобы я сама отнесла её маме.
Сколько переживаний проносилось в детской душе, сколько раскаяния, пока
эта записочка попадала в мамины руки. Мне очень не хотелось огорчать любимого и самого родного человека. Однако весёлый природный нрав заставлял опять забыть о строгом взыскании и иногда мне снова вручали записочку для мамы...

               
                часть третья

Так о чём это я? Конечно же о самом сокровенном. Мама, мамочка, мамуля,
все мысли сосредоточились возле этого образа, который и теперь излучает
необыкновенно тёплую энергетику.

               МИР НЕ ПРИДУМАЛ ПРЕГРАДЫ ДЛЯ НАС

               Мамуля мне выпало жить без тебя,
               А память до боли тревожит,
               Разлуку смакует, за нерв теребя,
               Безжалостно гложет и гложет.

               Теплеет твой взор, озаряя лицо,
               Рука обвивает мне плечи
               И я поднимаюсь с тобой на крыльцо,
               Спускается медленно вечер.

               Я в мыслях с тобою в родимом краю,
               Смешная девчонка из детства,
               Прижавшись покрепче, взор молча ловлю,
               Как в детстве пытаюсь согреться.

               А ты, словно Ангел, даруешь тепло,
               Заботу, спокойствие, ласку.
               И нА сердце снова беспечно-легко,
               И память рисует мне сказку.

               И будто бы нет между нами стены,
               Что смертью в народе зовётся,
               Пусть нас выручают волшебные сны,
               Где радость от счастья смеётся.

               И если взгрустнётся, к тебе тот же час,
               Прижаться смогу в тёплый вечер,
               Ведь Мир не придумал преграды для нас,
               Любви путь всегда бесконечен.
            
Брата я всегда обожала и теперь люблю, он ушёл из дома в большую жизнь после окончания одиннадцатого класса. Стал достойным человеком, офицером советских войск. Сколько помню, мама всегда молилась за него, кроме как молитвой, она не могла его защитить и уберечь.

                МАТЕРИНСКАЯ МОЛИТВА

               Мать вспоминает день ушедший
               И тихо молится в углу.
               Огонь свечи, как страж сердечный,
               Над ней образовал дугу.
               
               Вот мать с любовью просит Бога
               Дать счастья милым дочерям,
               Чтоб светлой их была дорога,
               Любовь венчала вечера.

               О сыне молится усердно
               И просит разум сыну дать,
               Чтоб шёл и впредь дорогой верной,
               Свой род учился защищать.

               О внуках мирно воздыхает
               С улыбкой, словно видит их,
               С любовью в жизнь благословляет
               И просит Ангелов для них.

               Читает  правнукам молитву,
               Судьбу их Богу предает,
               В жизнь отворяет им калитку,
               Сама по следу их идет...
            
 Когда пришло время повзрослеть сестрёнке, она тоже упорхнула из дома. После окончания средней школы, ей негде было найти в нашем захолустном городке себе применение. В городской управе ей выдали путёвку в Ярославль, обучаться ткацкому мастерству, так как в городе закладывали строительство новой ткацкой фабрики. Естественно, через пять лет, как предполагалось, она домой не вернулась, так как  училась в институте и успела обзавестись собственной семьёй. Мама опять же усердно молилась, чтобы Господь их всех хранил по её просьбе.
 Я в это время взрослела, закончила школу, поступила в техникум и успешно его окончила. Стал вопрос о распределении. Мама и слышать не желала, чтобы я покинула её, как брат и сестра. И я вернулась в родимый дом. До самой её старости мы были с мамой неразлучны. У меня сложилась своя семья, появились на свет детишки, но мама, всегда оставалась для меня непререкаемым авторитетом, скорее чем-то сакральным. Эта внутренняя связь между нами и теперь безупречно крепка. Мы как умели поддерживали друг друга. Я со своей семьёй скрашивала годы её жизни, она помогала мне растить детей, выручала своими мудрыми советами, хранила нас всех своими молитвами.
  Старшие брат и сестра навещали нас, когда у них была такая возможность. Мама, как водится, скучала и ждала от них писем, телефона при жизни она себе так и не завела.
И вот будучи в возрасте девятого десятка лет, она покинула этот мир и переселилась в мир иной, который остаётся для нас полной загадкой. До последнего её вздоха я находилась рядом и от этого у нас обоих в душе жило умиротворение. Я понимала, что она ужасно устала всё время быть сильной. Обузой быть она не умела. И вымаливать лишний час у Господа её мучений мне было очень стыдно. Ещё при жизни, когда её сознание было ясным, держа её ладонь в своей я душевно мысленно передала заботу о её душе Отцу нашему небесному. Мы с мамой тепло поговорили, вернее говорила я, а она молча меня выслушала и мягко пожала мою ладонь...

                В ДОБРЫЙ ПУТЬ.

                Коснулось вечности дыханье,
                Пред ней разверзлись небеса,
                Оборвалось души страданье.
                И отчужденья полоса...

                Ушла душа своей тропою,
                К Отцу на исповедь спеша.
                Собачий холод надо мною,
                Как будто жизнь моя ушла.

                Родилось страстное желанье,
                Оберегать души покой,
                И помня все её страданья,
                Желала ей судьбы иной.

                Пусть встречей с Богом насладиться,
                Воскреснет в Господа лучах,
                От скверны кротко исцелиться.
                Молю с поклоном при свечах!

                Определи по силам долю,
                Дай платье новое надеть,
                Отец, тебя я не неволю,
                Лишь попросить решила сметь.

                Она жила неравнодушно,
                Стремилась отвести беду,
                Тебе Небесному послушно
                Молитв творила череду.

                Поговори с ней, как умеешь,
                Надежду дай и снова в путь...
                Я верю, Ты её согреешь,
                И дашь в чертогах отдохнуть.               

Спустя сутки, приехали проводить её тело в последний путь и старшие дети.

                РОДНАЯ ГДЕ ТЫ?
         
                Однажды, утомившись от дорог,
                В края родные возвратясь из странствий,
                Шагнёшь неспешно на родной порог:
                -Родная где ты? Я вернулся, здравствуй.

                В ответ тебе немая тишина...
                Не заскрипит неспешно половица,
                Не выйдет поседевшая она,
                Улыбка не окрасит ваши лица.

                И сердце обожжёт немая боль,
                И вздрогнут плечи от святой потери.
                Вдруг вспомнишь, что и сам уже седой,
                Присев на край ступенички у двери.

                -О мама, мама! Годы унеслись...
                Не до любил тебя, моя родная.
                И самого побила крепко жизнь.
                Слезу сглотнёшь, ресницы вытирая.

                Однажды, утомившись от дорог,
                В края родные возвратясь из странствий,
                Шагнёшь неспешно к маме на порог:
                Но тишина тебе не скажет:- Здравствуй!               

Вот и подошёл мой рассказ к завершению. Пока я вспоминала и записывала этот рассказ, я как будто побывала в детстве, в юности..., в общем на свидании с мамой. Я вновь ощутила нашу нерушимую и очень добрую связь.
Светлая память тебе, дорогой мой человек! Я, хоть и мысленно, долго и с любовью целую твои материнские руки.

19.02.16г.Евгения Савич-Астахова.


Рецензии
Великолепная работа, Евгения! Очень тронула.Светлая память Вашей дорогой мамочке!
С большим уважением, Л.

Лидия Дунай   27.02.2019 14:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Лидия, за доброе слово! Вам тоже всего самого доброго))))))))
С теплом души Е.С.

Евгения Савич   27.02.2019 21:50   Заявить о нарушении