Стихоград. Жемчужное царство

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства 1883-1884 г.
Киевский национальный музей русского искусства


   Жизнь – это миф, сказка, с их положительными и отрицательными героями, волшебными тайнами, ведущими к познанию самих себя, взлетами и падениями, борьбой и освобождением своей души из плена иллюзий. Поэтому все, что встречается на пути, – загадка, заданная нам судьбой в виде Медузы горгоны или дракона, лабиринта или ковра-самолета, от разгадки которой зависит дальнейшая мифологическая канва нашего бытия. В сказках пульсирующим ритмом бьются сценарии нашей жизни, где мудрость – Жар-птица, царь – разум, Кощей – пелена заблуждений, Василиса Прекрасная – душа… Человек – это миф. Сказка – это ты…
© Анна Бену



Жемчужное царство


   Жемчуг образуется на дне моря в раковине моллюска из песчинки. Песчинка – нечто инородное, попавшее за створки ракушки извне, может быть, даже мешающее жизни моллюска, его усилиями превращается в белый мерцающий шар. Простая песчинка стала драгоценностью. Так и в жизни человека – в наш дом-сознание попадает извне множество хаотичных песчинок, приносящих боль, и только от нас зависит, станут ли они жемчужным ожерельем гармонии.

   Итак, Ворон унес матушку-психею в сферу подсознания, в ту часть, где на дне происходит превращение песчинок в жемчуг. Но эти драгоценности могут так и остаться на дне, запертые в ракушке ограничений, если их не поднять в сферу осознания, не вынести на белый свет.

   Из области сознательного герой спускается в подсознание, но в этом подсознании есть гораздо более высокие уровни, чем его сознание.

   Все четыре царства медное, серебряное, золотое и жемчужное связаны царевнами для Ивана путеводными нитями-клубочками. Три царевны подземных царств – сестры, т.е. источники красоты и творчества, мудрости и истины родственны и связаны нитями взаимодействия.

/Из книги Бену Анны "Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты", fil.wikireading.ru/



~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~
Три царства - медное, серебряное и золотое


Сказка


В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича.
Сотряслась беда немалая - утащил царицу нечистый дух. Говорит царю большой сын:
- Батюшка, благослови меня, поеду отыскивать матушку.
Поехал и пропал, три года про него ни вести, ни слуху не было.
Стал второй сын проситься:
- Батюшка, благослови меня в путь-дорогу, авось мне посчастливится найти и брата и матушку.
Царь благословил; он поехал и тоже без вести пропал - словно в воду канул.
Приходит к царю меньшой сын Иван-царевич:
- Любезный батюшка, благослови меня в путь-дорогу; авось разыщу и братьев и матушку.
- Поезжай, сынок!
Иван-царевич пустился в чужедальнюю сторону; ехал, ехал и приехал к синю морю, остановился на бережку и думает: “Куда теперь путь держать?”
Вдруг прилетели на море тридцать три колпицы, ударились оземь и стали красные девицы - все хороши, а одна лучше всех; разделись и бросились в воду.
Много ли, мало ли они купались - Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.
Искупались девицы, вышли на берег, начали одеваться - одного кушачка нет.
- Ах, Иван-царевич, - говорит красавица, - отдай мой кушачок.
- Скажи прежде, где моя матушка?
- Твоя матушка у моего отца живет - у Ворона Вороновича. Ступай вверх по морю, попадется тебе серебряная птичка, золотой хохолок: куда она полетит, туда и ты иди.
Иван-царевич отдал ей кушачок и пошел вверх по морю; тут повстречал своих братьев, поздоровался с ними и взял с собою.
Идут они вместе берегом, увидали серебряную птичку, золотой хохолок, и побежали за ней следом. Птичка летела, летела и бросилась под плиту железную, в яму подземельную.
- Ну, братцы, - говорит Иван-царевич, благословите меня вместо отца, вместо матери; опущусь я в эту яму и узнаю, какова земля иноверная, не там ли наша матушка.
Братья его благословили, он сел на рели, полез в ту яму глубокую и спущался ни много, ни мало - ровно три года; спустился и пошел путем-дорогою.
Шел-шел, шел-шел, увидал медное царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца хитрыми узорами, - городками с пригородками.
- Здравствуй, Иван-царевич! - говорит царевна медного царства. - Куда идешь, куда путь держишь?
- Иду свою матушку искать.
- Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; он хитер и мудёр, по горам, по долам, по вертепам, по облакам летал! Он тебя, добра молодца, убьет! Вот тебе клубочек, ступай к моей середней сестре - что она тебе скажет. А назад пойдешь, меня не забудь. Иван-царевич покатил клубочек и пошел вслед за ним. Приходит в серебряное царство; там сидят тридцать три девицы-колпицы. Говорит царевна серебряного царства:
- Доселева русского духа было видом не видать, слыхом не слыхать, а нонче русский дух воочью проявляется! Что, Иван-царевич, отдела пытаешь али дела пытаешь?
- Ах, красная девица, иду искать матушку.
- Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; и хитер он, и мудёр, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам носился! Эх, царевич, ведь он тебя убьет! Вот тебе клубочек, ступай-ка ты к меньшой моей сестре - что она тебе скажет: вперед ли идти, назад ли вернуться?
Приходит Иван-царевич к золотому царству; там сидят тридцать три девицы-колпицы, полотенца вышивают. Всех выше, всех лучше царевна золотого царства - такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит она:
- Здравствуй, Иван-царевич! Куда идешь, куда путь держишь?
- Иду матушку искать.
- Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; и хитер он, и мудёр, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам носился. Эх, царевич, ведь он тебя убьет! На тебе клубочек, ступай в жемчужное царство: там твоя мать живет. Увидя тебя, она возрадуется и тотчас прикажет: няньки-мамки, подайте моему сыну зелена вина. А ты не бери; проси, чтоб дала тебе трехгодовалого вина, что в шкапу стоит, да горелую корку на закусочку. Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды - одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на место и напейся сильной воды.
Долго царевич с царевной разговаривали и так полюбили друг друга, что и расставаться им не хотелося; а делать было нечего - попрощался Иван-царевич и отправился в путь-дорогу.
Шел, шел приходит к жемчужному царству. Увидала его мать, обрадовалась и крикнула:
- Мамки-няньки! Подайте моему сыну зелена вина.
- Я не пью простого вина, подайте мне трехгодовалого, а на закуску горелую корку.
Выпил трехгодовалого вина, закусил горелою коркою, вышел на широкий двор, переставил чаны с места на место и принялся сильную воду пить.
Вдруг прилетает Ворон Воронович; был он светел, как ясный день, а увидал Ивана-царевича- и сделался мрачней темной ночи; опустился к чану и стал тянуть бессильную воду.
Тем временем Иван-царевич пал к нему на крылья; Ворон Воронович взвился высоко-высоко, носил его и по долам, и по горам, и по вертепам, и облакам и начал спрашивать:
- Что тебе нужно, Иван-царевич? Хочешь - казной наделю?
- Ничего мне не надобно, только дай мне посошок-перышко.
- Нет, Иван-царевич! Больно в широки сани садишься. И опять понес его Ворон по горам и по долам, по вертепам и облакам. Иван-царевич крепко держится; налег всею своей тяжестью и чуть-чуть не обломил ему крылья. Вскрикнул тогда Ворон Воронович:
- Не ломай ты мои крылышки, возьми посошок-перышко!
Отдал царевичу посошок-перышко; сам сделался простым вороном и полетел на крутые горы.
А Иван-царевич пришел в жемчужное царство, взял свою матушку и пошел в обратный путь; смотрит - жемчужное царство клубочком свернулося да вслед за ним покатилося.
Пришел в золотое царство, потом в серебряное, а потом и в медное, взял повел с собою трех прекрасных царевен, а те царства свернулись клубочками да за ними ж покатилися. Подходит к релям и затрубил в золотую трубу.
- Братцы родные! Если живы, меня не выдайте.
Братья услыхали трубу, ухватились за рели и вытащили на белый свет душу красную девицу, медного царства царевну; увидали ее и начали меж собою ссориться: один другому уступить ее не хочет.
- Что вы бьетесь, добрые молодцы! Там есть еще лучше меня красная девица.
Царевичи опустили рели и вытащили царевну серебряного царства. Опять начали спорить и драться; тот говорит:
- Пусть мне достанется! А другой:
- Не хочу! Пусть моя будет!
- Не ссорьтесь, добрые молодцы, там есть краше меня девица.
Царевичи перестали драться, опустили рели и вытащили царевну золотого царства. Опять было принялись ссориться, да царевна-красавица тотчас остановила их:
- Там ждет ваша матушка!
Вытащили они свою матушку и опустили рели за Иваном-царевичем;
подняли его до половины и обсекли веревки. Иван-царевич полетел в пропасть, крепко ушибся и полгода лежал без памяти; очнувшись, посмотрел кругом, припомнил все, что с ним сталося, вынул из кармана посошок-перышко и ударил им об землю. В ту ж минуту явилось двенадцать молодцев.
- Что, Иван-царевич, прикажете?
- Вынесть меня на вольный свет.
Молодцы подхватили его под руки и вынесли на вольный свет. Стал Иван-царевич про своих братьев разведывать и узнал, что они давно поженились: царевна из медного царства вышла замуж за середнего брата, царевна из серебряного царства - за старшего брата, а его нареченная невеста ни за кого не идет. И вздумал на ней сам отец-старик жениться; собрал думу, обвинил свою жену в совете с злыми духами и велел отрубить ей голову; после казни спрашивает он царевну из золотого царства:
- Идешь за меня замуж?
- Тогда пойду за тебя, когда сошьешь мне башмаки без мерки. Царь приказал клич кликать, всех и каждого выспрашивать: не сошьет
ли кто царевне башмаков без мерки?
На ту пору приходит Иван-царевич в свое государство, нанимается
у одного старичка в работники и посылает его к царю:
- Ступай, дедушка, бери на себя это дело. Я тебе башмаки сошью, только ты на меня не сказывай. Старик пошел к царю:
- Я-де готов за эту работу взяться.
Царь дал ему товару на пару башмаков и спрашивает:
- Да потрафишь ли ты, старичок?
- Не бойся, государь, у меня сын чеботарь.
Воротясь домой, отдал старичок товар Ивану-царевичу; тот изрезал товар в куски, выбросил за окно, потом растворил золотое царство и вынул готовые башмаки:
- Вот, дедушка, возьми, отнеси к царю. Царь обрадовался, пристает к невесте:
- Скоро ли к венцу ехать? Она отвечает:
- Тогда за тебя пойду, когда сошьешь мне платье без мерки. Царь опять хлопочет, сбирает к себе всех мастеровых, дает им большие деньги, только чтоб платье без мерки сшили. Иван-царевич говорит старику:
- Дедушка, иди к царю, возьми материю, я тебе платье сошью, только на меня не сказывай.
Старик поплелся во дворец, взял атласов и бархатов, воротился домой и отдал царевичу. Иван-царевич тотчас за ножницы, изрезал на клочки все атласы и бархаты и выкинул за окно; растворил золотое царство, взял оттуда что ни есть лучшее платье и отдал старику:
- Неси во дворец! Царь радехонек:
- Что, невеста моя возлюбленная, не пора ли нам к венцу ехать? Отвечает царевна:
- Тогда за тебя пойду замуж, когда возьмешь старикова сына да велишь в молоке сварить.
Царь не задумался, отдал приказ - ив тот же день собрали со всякого двора по ведру молока, налили большой чан и вскипятили на сильном огне.
Привели Ивана-царевича; начал он со всеми прощаться, в землю кланяться; бросили его в чан: он раз нырнул, другой нырнул, выскочил вон - и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит царевна:
- Посмотри-ка, царь! За кого мне замуж идти: за тебя ли, старого, или за него, доброго молодца?
Царь подумал: “Если и я в молоке искупаюся, таким же красавцем сделаюся!”
Бросился в чан и сварился в молоке.
А Иван-царевич поехал с царевной из золотого царства венчаться; обвенчались и стали жить-поживать, добра наживать.






~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~
…А лента подписки всё бежит и бежит без остановки…
И стоит чуть-чуть притормозить, отвлечься на реал, зазеваться, как ты уже теряешь огромное количество ценного материала, где, возможно, так и остались зарытыми для тебя те самые — драгоценные и очень необходимые именно тебе и именно в этот момент жемчужинки!
Вот так и время наше — бежит, как бесконечная лента жемчужных дней…
Не пропустить бы ни одного!.. Внимательно всмотреться и вчитаться в каждый!
Остановишься в этой сумасшедшей, суматошной гонке, чтобы оглянуться, попытаться переосмыслить уже прожитое, а оно уже далеко позади — не догнать…
Так и пробегает жизнь…
И не скопить этого жемчуга «на старость».
Только немножко подержать его в руках.
Почувствовать вкус и красоту жемчужного мгновения.
Чтобы когда-нибудь эти яркие перламутровые бусы, как в ускоренной киноленте, калейдоскопом прокрутились перед глазами… прежде чем они навсегда закроются…
- иz -
© Ирина Zалетаева
www.inpearls.ru
Авторская страница Ирина Залетаева   http://stihi.ru/avtor/muro4ka




Тема  «Калейдоскоп»   http://stihi.ru/2014/07/18/3677
Тема «Мозаика»   http://stihi.ru/2018/09/07/2756, http://stihi.ru/2014/03/03/3303



См. картинку - царство золотое  http://stihi.ru/2017/08/23/8602




~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~
Не скрою, что мир мифотворчеством полон
Для взгляда снаружи. Прохожий, войди
В пучину морскую, хоть путь будет долог,
Жемчужина царская ждёт впереди…

Напрасно в моря увлекать разве стану?
Ведь цель достижимой не вспыхнет тотчас,
Пока доверяешь земному обману
В мирах перемен, как приманке для глаз.

А мыслей «важнейших» потоп будет литься
С экрана, компьютера или же СМИ
Без пользы, пока изменяются лица
У авторов,
маску попробуй сними …

Единый на всех - безначального Око -
Вне образа, звука, но целью целит
Плывущего в море короткого срока.
А дух вневремЕнный сиянием слит…
© Феана, Галактический Ковчег
Первоисточник:   http://kovcheg.ucoz.ru/forum/132-2644-5
Авторская страница   http://stihi.ru/avtor/feanno



~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~
ЖЕМЧУЖНАЯ СТРАНА


- Мне интересна эта тема, но она требует неторопливого рассмотрения…Только в сотворчестве и совместной работе может зацвести Цветок Темы. Когда тему понимаешь, видишь цельную картину, тогда можно строить жемчужное царство.


ЖЕМЧУЖНОЕ

Жемчужная страна есть за морями где-то,
Пылают в небесах жемчужные рассветы,
Повсюду жемчуга рассыпаны прибоем,
Жемчужин соберу и унесу с собою…

Украшу грудь твою жемчужным ожерельем,
Жемчужным блеском глаз осветятся мгновенья
Насыщенные той – жемчужною отрадой,
Когда услышишь звук жемчужной серенады…

Жемчужных губ твоих пленяют перламутры,
Любовь жемчужных звёзд зажгу тебе под утро,
Пусть чувства наши впредь сверкают жемчугами,
Нам жемчуга ночей оставят в сердце память…

Бледна во тьме луна от скромности жемчужной,
Жемчужною зимой вновь исподволь завьюжит
Когда-то снова март… Жемчужною капелью
Услышишь звуки ты жемчужной кампанеллы.

Жемчужиной твои улыбки привечают,
Я таю от любви, жемчужный взгляд встречая,
Жемчужная страна есть за морями где-то,
В стране той каждый день жемчужные рассветы!..

2014.
© ОДИНОКИЙ ВОЛК, 23 сентября 2014
htt p://litsai t.ru/stihi/ mir-dushi/zhemchuzhnoe.html (без пробелов)



~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~~•~
Завершённости суть - лучезарность цветения,
В ней сошлись бесконечные грани миров.
Ей обителью жемчуга местоимение
В перламутре пути среди звёздных шатров.

И неузнанной быть ей, без имени-отчества,
Ибо имя Отечества - Космос родной.
Устье Млечной реки - Океан одиночества,
Целомудренность дум, откровенья покой...
Музой сфер над волною с мелодией новою
Погружаться ко дну, нежа взоры во мгле,
И когда-нибудь снова, мечтой околдованной,
В бриллиантовых брызгах явиться Земле...
© Феана, Галактический Ковчег
Первоисточник:   http://kovcheg.ucoz.ru/forum/86-2644-8
Авторская страница   http://stihi.ru/avtor/feanno






Чем миф отличается от сказки и легенды: сравнение


Если обратиться к переводу слов, то миф переводится как «слово». Сказка в переводе означает «сказание или рассказ рассказывать». Мифы были созданы еще до появления религий и первых упоминаний о богах и их существовании. Изначально в древности, мифы создавались для того, чтобы объяснить разнообразные явления природы, такие как снег, туман, бури и ураганы.

Чуть позже стали появляться мифы о разнообразных богах и их действиях. Таким образом люди пытались объяснить те же действия природы, но объясняли их несколько другими способами. Если долго не было дождя, и наблюдалось сильная засуха, во всем винили богов. И говорили, что люди провинились, и таким образом боги их наказывают.

Сказка в отличие от мифа, это жанр народного творчества, который рассказывает о каком-то герое. Сказки могут быть разнообразного характера, они могут быть как поучительными, так и высмеивающими. Цель сказки не что-то объяснить. Главной целью сказки является научить и предостеречь от повторения определенных ошибок.

Легенды — это отдельный вид, который рассказывает вам о каком-то определенном герое. Чаще всего в основе легенд лежат не вымышленные персонажи, а те кто когда-то давно жил. Конечно, легенда это несколько искаженное отображение реальности, но на основе вполне реальных событий. Героями легенд являются вполне реальные персонажи.

Отличия:

Разные временные рамки
Различные задачи
Отличия в реальности событий


О чем рассказывают мифы в сравнении со сказками и легендами?


Все персонажи сказок являются вымышленными. Сказки могут быть вымышленными как народом, так и определенными авторами. Прежде всего сказка — это литературный жанр. Задача сказки — вам рассказать о каком-то вымышленном герое и поведать о его ошибках. Это делается для того, чтобы научить людей и детей не повторять ошибок конкретного героя.

Особенности сказок, мифов и легенд:

Мифы захватывают собой очень большой временной интервал. Это могут быть как столетия, так и тысячелетия. И вообще не содержать привязки к времени.
В сказке чаще всего не указывается, когда происходили события. Обычно они начинаются со слов «давным давно». Когда-то возможно это было на самом деле. Но все персонажи сказки вымышленные, события в ней тоже вымышленные. Одним из примеров мифов являются рассказы богах Древнего Рима или Древней Греции.

Сказка является не только народным творчеством, но еще существует как жанр литературного произведения, который может полностью придумать писатель или автор. Миф в отличие от сказки не имеет авторства и складывается на протяжении многих веков. Задача сказки развлечь и предостеречь, предупредить, научить. Задача мифа — объяснить определенные явления и мир.

Если речь идет о легенде, то в ней идет сказание о том, что было когда-то. Описывает конкретный исторический период, который может в принципе никак не объяснять историю.


Может ли миф, легенда стать сказкой?


Стоит отметить, что и миф и легенда со временем могут становиться сказками. Это происходит в том случае, если народ берет за основу какое-то определенное событие и добавляют в него свои краски. То есть добавляет какие-то детали и вымышленных персонажей. Чаще всего сказки основываются на каких-то реальных событиях. В основе выдуманных персонажей все же лежат обычные люди, которые совершают ошибки по каким-то причинам.

То есть со временем легенда или миф может превратиться в сказку. Это произойдет в том случае, если в легенду или миф добавят вымышленных персонажей и события, но в основе оставят сказания о реальном человеке.

Как видите, миф сказка и легенда — это не одно и то же. Это жанры народного творчества, которые существенно отличаются друг от друга не только задачами, но и способами построения. Основная задача сказки — предостеречь, рассказать, предупредить и научить. Миф и легенда ничему не учат. Они просто описывают какие-то события, действие или поведение конкретных героев.

Еще одним существенным отличием легенды от мифа является то, что чаще всего в основе мифа выступают какие-то неживые существа. Такие как боги, а в основе легенд — обычные смертные люди.
По материалам сайта heaclub.ru


Рецензии