Кто и как придумал электропоезд

Электропоезд придумал Пироцкий Фёдор Аполлонович (1845 - 1898 ). Он родился в городке Лохвица под  Полтавой и был потомственным малоросийским казаком. Предки его служили в Полтавском полку.
В 1866 году Фёдор окончил Михайловскую Военную Артиллерийскую Академию. Служил в  Киевской крепостной артиллерии.
В Киеве Пироцкий познакомился с Павлом  Яблочковым (1847 - 1894), изобретателем лампочки Яблочкова и заразился от него электричеством.
В 1874 году  в голову Фёдору пришла идея освободить городской рельсовый транспорт от лошадей. В то время вагоны по рельсам тягали лошади. Шли они медленно, и только там где было ровно, а еще оставляли после себя навоз, который нужно было убирать. Такой транспорт назывался конкой.
В свои 29 лет Пироцкий на собственные деньги провёл  эксперимент с передачей электроэнергии прямо по железнодорожным рельсам.
Рельсы он изолировал от земли, один из них служил прямым проводом, второй — обратным. Ток передавал от  генератора на улице к электродвигателю установленному в вагоне. 
Окрылённый удачным опытом Пироцкий написал открытый доклад "Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока (проводники — рельсы и провод), в том числе и для движения поездов".
И вот 3 сентября 1880 года в Санкт Петербурге состоялась публичная презентация электропоезда Пироцкого.
"... в 12 часов дня, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамо-электрическая машина подвешена к вагону снизу".  Надо отметить, что это было первый раз не только в России, но и мире.
Вагон первого в мире электрического трамвая с 40 пассажирами на боту двигался  со скоростью до 12 км в час. Питание вагона осуществлялось через рельсы при напряжении постоянного тока 100 Вольт. То есть в два раза меньше чем в современной бытовой розетке. 
Расчёты показывали, что такой транспорт дешевле конного, потому, что не надо содержать лошадей - достаточно установить на реке небольшую электростанцию и вода будет заставлять двигаться железные вагоны по улицам городов.
Так появился первый в мире моторный вагон - трамвай. Его испытания и одновременно демонстрация продолжалась целый месяц.
Пироцкому аплодировала публика, его невзлюбили хозяева конок почувствовав скорый конец своему бизнесу. Но увы денег на электрические вагоны Пироцкого в России не нашлось - за то они быстро нашлись у немцев.
Братья Сименс занимавшиеся тогда в основном строительством телеграфа тщательно изучили работы Пироцкого, перечертили его схемы и задали ему множество вопросов. Через полгода в Берлине Сименсы выступили с докладом "Динамо-электрическая машина и применение ее на железных дорогах".
А уже в  1881 году Сименс начали изготавливать вагоны, конструкция которых совпадала с проектом Пироцкого. И первая в мире трамвайная линия длинною 2,5 километра была открыта в 1881 году в Берлине. Сам Пироцкий потратив все свои деньги на электровагон,  вернулся на службу артиллерийским офицером.
В том же 1881 году он проложил первый в Санкт-Петербурге подземный электрический провод от литейного завода до Артиллерийской школы. Успех этого проекта подтолкнул городские власти к строительству центральной электростанции. После этого Пироцкий предложил  проект освещения Литейного моста и централизованного распределения электроэнергии для освещения всего Санкт-Петербурга. 
Но и тут его и Павла Яблочкова опередили братья Сименс.
Их фирма сконструировала систему освещения главной улицы империи - Невского проспекта и установила  освещение  царского Зимнего дворца. Это было в то время, когда электрические свечи Яблочкова запатентованные во Франции в 1876 году  уже освещали Париж, Лондон, города Америки, Бразилии, Мексики и Индии.
Именно Сименс стала первым в Германии производителем ламп накаливания изобретённых Яблочковым , начав их производство в 1881 году в то же время когда она запустила в Берлине трамвай Пиротского.
Со 2 июня 1892 года по Киеву от  Александровской площади через Крещатик к  Большой Жандармской улице начал ходить электрический трамвай.
Это было первое в России регулярное трамвайное движение, протяженностью всего 1 км.
Запустила его у нас тоже фирма Сименс. Как говорил казачий генерал Матвей Платов (1753 -1817): "Нашим же салом - нам по мусалам".
Интересно, что электропоезд в Киеве был проложен  на три года раньше, чем в Москве и Петербурге. Только зимой 1895 года. открылось электрическое движение по льду через Неву. Трамвай для него сделала русская электрическая фирма Михаила Подобедова.
А раззорившийся на эксперементах Фёдор Аполлонович в 1888 году вышел в отставку в звании полковника с пенсией в половинном размере от оклада. Последние годы Пироцкий жил в военном пансионате города Алёшки (нынешний Цюрупинск, Херсонская область). Там и умер. Похоронен на деньги от распродажи его личных вещей.
Что касается Сименса, то во время второй мировой войны фирма широко использовала рабский труд заключенных  концлагерей и насильно угнанных с территории СССР (в основном Малороссии) работников. Таких работников у Сименс было около 50 000.
В конце войны 65 немецких высокопоставленных сотрудников фирмы Сименс покончили жизнь самоубийством ожидая от победителей мести за подобный бизнес.
В начале 21 века Сименс стала самой крупной европейской компанией по производству электропоездов. Россия продолжает закупать у неё эти поезда в частности "Сапсаны".
А о Фёдоре Пироцком славном русском изобретателе и малороссийском  казаке напоминает  только его бюст у трамвайного депо города Витебска.


Рецензии